ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Семейный очаг, дом, улица, село или город - с них начинается детство, которое остается в нас всю жизнь, напоминая моментами о малой родине, из которой мы шагнули в большую. Многим хочется оглянуться, увидеть то место, где ты сделал первые шаги, но это, увы, дано не всем.
Педагог, публицист, общественный деятель Татьяна Александровна Минасян родилась в Дашкесане (Гардман), после окончания школы поступила на биологический факультет ЕГУ, работала некоторое время в Академгородке (Новосибирск), многие годы преподавала биологию в ереванских школах. Активно включилась в Карабахское движение, в самом начале которого азербайджанцы изгнали армян из области Гардман провинции Утик Великой Армении.
ЧЛЕН СЪЕЗДА БЕЖЕНЦЕВ-АРМЯН ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР ТАТЬЯНА МИНАСЯН боролась за права беженцев, собирала материалы об истории армянских сел Дашкесанского района - Бананц, Арцангист, Гетишен, Готул, Верин Караат, Неркин Караат, Хачкап. Этот край дал множество известных людей, отличившихся в разных сферах. Минасян писала о них. Целый ряд статей (9) был напечатан в газете "Голос Армении". А недавно Татьяна Александровна издала книгу "Бананц в моем сердце живет..."
Она начинается со статей о тех, кто прославил не только Гардман, но и имя армян. Вот, скажем, преподаватель русского и армянского языков Степан Тер-Аветикянц из Бананца. Родился он в 1868 году, а в 1906-м был избран депутатом Госдумы России. Обличал в ярких речах политику царского правительства. Фрагменты одной из речей цитировал В.И. Ленин. На свадьбе С. Тер-Аветикянца в 1917 году тамадой был Ованес Туманян. Понятно, что в 1937 году депутата Госдумы (да еще члена АРФД) арестовали, умер от инфаркта в ссылке в 1941 г.
Тагуи (Ася) Ванян - героиня другой эпохи. Родилась в Бананце, школу завершила в Баку, записалась в аэроклуб, научилась управлять самолетом. Ну, а вскоре началась Великая Отечественная. 30 июня 1943 года самолет Тагуи подбили. Не желая прыгать с парашютом (могла попасть в плен), она направила машину в скопление техники врага. "Королеве неба" (так переиначили ее имя) повезло. До соприкосновения с землей летчицу отбросило в сторону. На раненную наткнулись свои, все видевшие снизу. После госпиталя кавалер ордена Ленина Тагуи Ванян дошла, точнее, долетела до Берлина.
Среди героев очерков врач Парандзем Тер-Аветикянц, известный педагог Арменак Борян, участник Сардарапатской битвы Артем Багдасарян и другие гардманцы. Автор включила также в книгу четыре статьи публициста Пандухта Сюни (ресурс "Восканапат") под названием "Неоконченная история Бананца". В них содержатся интересные сведения об истории села, в котором армяне жили с незапамятных времен, за тысячелетия до нашей эры. Кладбища, церкви, хачкары, мосты, родники - все это носило армянский след, а сейчас безнаказанно уничтожается азербайджанцами, продолжающими раскручивать албанскую версию всех армянских памятников религии и культуры.
С БАНАНЦЕМ СВЯЗАНА СУДЬБА ДРЕВНЕЙШЕГО ИЗ СОХРАНИВШИХСЯ рукописных Евангелий VII века. Оно было создано в сюникском монастыре Макенацоц, но длительное время хранилось в Бананце. В 1974 году епископ Ваан передал святыню Католикосу Вазгену I, который переадресовал рукопись в Матенадаран. С 1991 года президенты Армении приносили клятву, держа руку на "Веамор Аветаране".
В третьей части книги размещены воспоминания кандидата технических наук, заслуженного рационализатора и энергетика Сергея Амбарцумовича Теряна, переведенные на русский язык Татьяной Минасян. Отметивший в апреле свое 100-летие юбиляр прожил яркую жизнь, знал многих известных людей, делал записи о встречах с ними.
Когда завершалось строительство мемориала в Цицернакаберде, посвященного Геноциду армян, Терян был свидетелем телефонного разговора Паруйра Севака с первым секретарем ЦК КПА Антоном Кочиняном. Тот (по наводке из Москвы) убеждал, что мемориал нужно назвать "Возрождение армянского народа", а уже позже переименовать. Севак в самой резкой форме воспротивился и сказал, что если памятник не будет назван своим настоящим именем, он не примет участия в открытии. Бюро ЦК КП Армении пришлось согласиться с Севаком.
В Карловых Варах была галерея с чашками великих композиторов мира, которые когда-либо пили здесь воду. Среди них и чашка Арама Хачатуряна. Теряну было особенно приятно, что рядом со знаменитой водой из Карловых Вар был и армянский "Джермук" с надписью, что это лучшие воды мира.
Великий актер Грачья Нерсисян рассказал как-то случай. Он играл в Ленинакане Отелло, а Метаксия Симонян - Дездемону. И вот в финале, когда надо было задушить ее, руки задрожали, никак не хотели душить это нежное существо. Нерсисян взял себя в руки и не без труда доиграл сцену.
ТЕРЯН ВСТРЕЧАЛСЯ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НЕ ТОЛЬКО с руководителями Армении, но и Азербайджана, первыми секретарями ЦК Вели Ахундовым, Гейдаром Алиевым. Первый рассказывал о том, как защищал докторскую диссертацию в 1955 году в Ереванском медицинском институте и как хорошо к нему относились там армяне. А с Алиевым довелось встретиться по поручению Кочиняна, когда азербайджанцы в 1969 году разрушили памятник в Бананце, посвященный 600 сельчанам, погибшим в Великой Отечественной. Алиев тепло принял делегацию, но с восстановлением прежнего памятника с орлом, конечно, не согласился. Выбрали другой проект.
В предисловии Татьяна Минасян называет свою книгу зовом сердца, данью своим предкам, благодарит председателя Армянского культурного центра "Луйс" (Омск) Гаяне Акопян за помощь в издании. Автор считает, что нужно разбудить и воспитать историческую память молодого поколения, чтобы она познала свой род, историю своей нации. Т. Минасян активно работает на сайте "Земляческое объединение гардманских армян", собирает материалы, взывает к справедливости, верит в нее. В книге есть "Молитва" от Гарегина Нжде:
"Господь, послушай! Обездоленный скиталец взывает к тебе. Не подвергай нас испытаниям на чужом пороге чужим хлебом, долго не оставляй вне нашей священной земли. Открой, Господи, держи для нас всегда открытыми все пути к Родине и приблизь, Господи, ускорь счастливый день нашего возвращения. Аминь!"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".