ПО ТУ СТОРОНУ ОКНА С ЛЕВОНОМ АБРАМЯНОМ
Еще несколько лет назад Левон Абрамян был широко известен как художник-прикладник, которому подвластно рукодельное 3D-искусство. Талантливый мастер с зорким глазом, безграничным воображением и искрометным юмором он внес в нашу культуру новый вид книжной иллюстрации, построенной на пластилиновых персонажах и сценках с их участием, которые затем фотографировались, превращаясь в картинки к книгам. Об авторских куклах Левона, ставших копиями известных личностей, и вовсе не приходится говорить, настолько громогласной стала их слава в кругу ценителей этого вида творчества.
ОДНАКО, КАК БЫ НИ ФАНТАЗИРОВАЛ ЛЕВОН АБРАМЯН, ВНОСЯ В НАШУ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ яркие краски и веселые эмоции, создавая новый вид арта, в его душе продолжал жить живописец, для которого существовал и другой, отличный от кукольного мир. Строился он вокруг холста, кисти, палитры, а сам автор преподносил нам сюрпризы в виде выставляемых в соцсетях картин, созданных в стиле абстракционизма. Со временем стало понятно, что профессиональный живописец, по этой специальности Левон учился в Терлемезяновском училище, затем в Художественной академии Еревана, не просто жив в его душе, но и продолжает мыслить, переживать, сопоставлять происходящее вокруг с личным моральным кодексом, размышлять и выплескивать свое видение мира в произведениях живописи.
Накопилось несколько десятков полотен, схожих по стилю, но отличных по форме самовыражения и больше не желающих оставаться в тени. Так у художника родилась идея вынести эту неизвестную широкой общественности часть своего творчества на всеобщее обозрение, результатом чего стала персональная выставка "По ту сторону окна". "Красная лента" экспозиции была перерезана 17 мая в зале "Мартирос Сарьян" Союза художников Армении, в день рождения Левона Абрамяна, что стало прекрасным подарком не только ему, но и его друзьям и поклонникам творчества. В экспозиции десятки картин, большая часть которых пестрела гармонией цветов и приятным глазу сочетанием форм и линий.
Это первая персональная выставка Левона Абрамяна, которую коллеги по СХ приурочили к его 45-летию. Представленная коллекция вобрала около 60 абстрактных полотен, впервые вынесенных на суд публики. Как отметила, открывая выставку, искусствовед Маргарита Хачатрян, проект "По ту сторону окна" - своеобразный итог последнего периода творчества Левона, на протяжении которого он сделал попытку взглянуть на происходящее вокруг по-новому и дать иную, переосмысленную оценку жизни, омраченной пандемией, а затем Арцахской войны 2020 года.
"Ответ на волнующие вопросы после пережитой трагедии художник пытается найти вдали, по ту сторону окна, за неизведанными прежде далями. В результате размышлений и переживаний рождаются его символические абстрактные картины. Оставляя в прошлом нежное лирическое цветовосприятие, в котором создавались его реалистические пейзажи, Левон Абрамян пошел дальше, вынеся на поверхность скрытые в подсознании, разуме и воображении завуалированные слои, и занялся поиском внутреннего содержания явлений через абстрактную живопись", - сказала Маргарита Хачатрян.
По ее оценке, в процессе подобных импровизаций в творчестве Левона Абрамяна нередко рождались произведения, в которых отражены наши тревожные времена и неопределенность. Левон начинает строить сюжеты вокруг "креста" как символа веры и духовности, из-под его кисти выплывают изображения, в которых акцент сделан на таких понятиях, как "свет" и "оптимизм". В то же время художник переходит и к новым, "техническим" испытаниям, обнаруживая для себя широкие возможности акрила, звучание чистых и в то же время ярких красок и условно-декоративную образность. Так пишется новая страница его многоликого творчества, в котором нет-нет да и улавливается скрытая приверженность к сказкам, поселившимся в душе с детских лет, и книжной иллюстрации как неразрывной части его живописно-декоративного искусства.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЭКСПОЗИЦИЯ "ПО ТУ СТОРОНУ ОКНА" ПЕСТРИТ СОЧНОСТЬЮ КОЛОРИСТИКИ и определенной декоративностью картин, абстрактным слиянием красок и линий. Однако стоит подойти ближе, как становится ясно: перед тобой не просто разводы в цветах и их оттенках, стекающих со слегка очерченных форм, а четко продуманная и прочувствованная графика, символизирующая разумное начало, которую буквально прорвали краски в сочетании с геометрией - символами эмоционального начала.
О "подконтрольности" буйства чувств, мыслей и переживаний, выплеснувшихся на холст, можно судить и по тому, что все свои картины Левон Абрамян снабдил названиями, что зачастую не свойственно художникам-абстракционистам. При этом каждое наименование, данное той или иной картине, персонализировано и содержит внутреннее отношение самого автора к явлениям, событиям, размышлениям.
Так, картина "Шум" вовсе не производит впечатление чего-то шумно-хаотичного, от чего стремишься избавиться по-возможности скорее. В "Шуме" Левона Абрамяна есть место как темным, негативным оттенкам, так и ярким, насыщенным, которые доминируют и придают данному явлению упорядоченность и позитивность. "Весенняя Благая весть" - это смешение красок пробуждающейся природы, с одной стороны, и воспрявшего ото сна сознания, с другой. Нежные краски сливаются и в то же время имеют очерченные границы, что не мешает зрителю воспринимать картину в полноте ее содержания. Абрамяновский "Синий город" также не утонул во мраке ночи: в нем превалирует свет - по эту сторону окна, на который художник смотрит, абстрагировавшись от внутреннего мира.
Не являясь "портретами" крестов, многие полотна Левона Абрамяна действительно содержат в своей основе обогащенный эмоциями крест - подобно древним армянским храмам. Однако "купол" в данном случае - это точка, с высоты которой художник рассматривает и подвергает анализу как мучающие его вопросы, так и обычные явления действительности, красоту природы и даже фрагменты быта. Тем самым он создает новую живопись, архитектура которой построена на осмыслении пройденного пути и попытке передать ближним искру светолюбия, веры в победу добра над злом, духовности над материальным, интеллекта над мраком. Это то, чего так не хватает нашему обществу сегодня.
Выставка "По ту сторону окна" открыта до 27 мая и ждет своих посетителей.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-06 09:34
В Доме-музее Арама Хачатуряна дан старт новому проекту, нацеленному на вовлечение в культурную жизнь представителей инклюзивных групп. 3 декабря, в Международный день инвалидов, между Домом-музеем и Объединением глухих Армении был подписан Меморандум о сотрудничестве, в рамках которого многие материалы этого очага культуры будут переведены на язык жестов и станут доступны людям с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в присутствии сотрудников Дома-музея и членов Объединения глухих и началось с показа трейлера анимационного фильма «Путешествуем с Хачатуряном» в новом формате – с сурдопереводом.
-
2024-12-04 10:55
Международный кинофестиваль женских фильмов «КИН» уже 20 лет распахивает свой занавес в декабре, приглашая к экрану ценителей кино, созданного женщинами. И, надо отметить, делает это ненавязчиво, но настойчиво, что и обеспечивает его долголетие. Исключением не станет и нынешний год: 6 декабря МКФ «Кин» начнет работу в 21-й раз и в течение 5 дней проведет зрителя по самым необычным историям, созданным режиссерами-женщинами из разных уголков мира.
-
2024-12-03 09:33
В начале этого года в № 20 журнала «Научный Арцах» была опубликована рецензия доктора психологических наук, профессора Гарника Акопова на книгу другого ученого, доктора культурологии и кандидата исторических наук, профессора кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры Владимира Ионесова «Память вещи: «Дух Армении в образах и сюжетах забытого артефакта». Статья вызвала широкий резонанс в научных кругах и привлекла еще большее внимание к книге Ионесова.
-
2024-12-02 09:55
Совсем скоро на столе у читателей появится необычная по задумке и важная по значимости книга, посвященная одному из прекраснейших городов Армении – Дилижану. Прежде чем отправить издание на полки книжных магазинов, его презентовали в ереванском культурном центре Common Ground Books & Spirits. Мероприятие носило закрытый формат и вылилось в знакомство с историей создания книги, ее авторами и многолетним трудом, проделанным Дилижанским Общинным Центром (Dilijan Community Center, DCC) – инициатором проекта. Поздравить создателей с книжной новинкой, которая будет интересна историкам, культурологам, литераторам, общественным деятелям, занятым в сфере туризма специалистам и просто читателям, пришли в этот вечер соавторы книги Альберт Симонян и Нунэ Закарян, представители DCC и проектов, вкладывающих ресурсы в развитие города, а также журналисты, переводчики, деятели театра и все те, кто с большим теплом относится к Дилижану.