Последние новости

Андраник БЕРБЕРЯН: «МНЕ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ПОГРУЖАТЬСЯ В НЕЧТО НОВОЕ»

На церемонии вручения 4-й Национальной кинопремии «Анаит» современный армянский композитор Андраник Берберян удостоился высшей награды в номинации «Лучшая музыка» за саундтреки к фильму «Америкаци» режиссера Майкла Гюрджяна (США). Спустя месяц он вновь обратил на себя внимание успешной работой. На этот раз его музыка сопровождала проходящий в Ереване бизнес-форум Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), став частью церемонии открытия.

Суть концепции заключалась в достойном представлении Армении и ее богатой культуры на очень важном международном событии, в том числе при помощи музыки. Шоу-программа и ее музыкальное сопровождение были высоко оценены участниками форума из почти 80 стран. А сам Андраник приступил к очередной работе. Именно тогда и удалось побеседовать с ним о последних достижениях, нынешней работе и планах на будущее.

- Андраник, мы с вами не встречались почти два года. За этот срок вы успели написать музыку для фильмов разных жанров. Как продвигается работа в кино?

- В этом году я был представлен на премировании «Анаит» сразу двумя работами в кино – музыкой к фильму «Яша и Леонид Брежнев» и «Америкаци», награду же получил за вторую картину, которая стала для меня и всей команды Berberyan Productions Studio ярким событием года. Успешное продвижение этой картины началось еще в конце 2023 г., когда она вошла в шорт-лист престижной кинопремии «Оскар». Подобное впервые произошло в истории армянского кино, и я рад, что внес свой вклад в успех фильма. За прошедший после «Америкаци» период я написал музыку к нескольким фильмам, звуковой постпродакшн которых был осуществлен нашей студией. Среди них короткометражный анимационный фильм «Back to Rock» режиссера Гора Енгояна, полнометражная игровая картина «Яша и Леонид Брежнев» Эдгара Багдасаряна, мультфильм «Севаник» режиссера Ар Тума и т.д. «Севаник» изначально рассчитан на детей, он рассказывает об историях, в которые попадает армянский дракончик–вишапик, и снят в рамках программ ЮНИСЕФ. Это веселый фильм, обладающий образовательной составляющей, который, возможно, станет сериалом. Проект «Севаник» весьма важен, так как поможет поднять на новый уровень национальное детское кино, посредством которого юные зрители смогут лучше узнать культуру своего народа.

- Но, видимо, это не весь перечень вашего сотрудничества с кино за прошедший период, не так ли?

- Да, я с большим вдохновением писал музыку к черно-белой короткометражке «Nowhere» Гарина Ованнисяна, сюжет которой закручен вокруг теней, неожиданно отрывающихся от людей и живущих своей жизнью. Это моя первая работа совместно с Гарином, протекавшая в теплой атмосфере, насыщенной свободой творчества. Отмечу также короткометражный фильм «916» Грачьи Закаряна с Давидом Бабаяном в главной роли. С ним мы уже сотрудничали в анимационном фильме «Сон Кафки» и в подготовке программы павильона Армении на Дубай-экспо. Но в этих проектах он выступал в качестве режиссера, а в «916» я впервые имел дело с Давидом Бабаяном-актером, что было поразительно. Картина пока не вышла на экраны, но была представлена на соискание премии «Анаит». Вообще, в этом году в списке «Анаит» было много фильмов, для которых я писал музыку, что весьма радует.

 АНДРАНИК БЕРБЕРЯН: «МНЕ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ПОГРУЖАТЬСЯ В НЕЧТО НОВОЕ»- Кроме кино, сейчас у вас за плечами немало и других проектов, расскажите о них.

- Весной прошлого года я получил предложение написать музыку для церемонии открытия Чемпионата Европы по тяжелой атлетике, проходящего в Ереване. В проекте были использованы современные технологии, лед-освещение, танцевальные номера, поставленные хореографом Ованнесом Саргсяном. Проект осуществила режиссер Наире Степанян, знакомство с которой я считаю одним из моих достижений в сфере делового сотрудничества. Спродюсировала всю церемонию компания Background Production во главе с Вазгеном Погосяном. С этой командой мы продолжили сотрудничество в шоу-программе для церемонии открытия форума ЕБРР.

- Почему для вас как композитора было важным участие в этом форуме?

- Проект форума отличался оригинальностью идеи и ее качественным воплощением. За основу концепции был взят букворяд древних армянских солнечных часов, которые встречаются во всех монастырях Армении. Каждая буква содержала символическое понятие, например, А – Арев (солнце), Б – Бнутюн (природа), Г – Гитутюн (наука) и т.д. Под каждой буквой был представлен фрагмент истории Армении разных эпох. Работать над подобными проектами весьма интересно: пишется специальная музыка, есть возможность сформировать, скажем так, новый музыкальный взгляд. Исключением не стал форум ЕБРР. Для одного из фрагментов я написал музыку, основанную на принципах фуги, затем преобразованную в музыкальное произведение на танцевальный перфоманс и исполненное виолончелистом Микаэлом Навасардяном. Отмечу, что шоу форума украсил известный танцевальный ансамбль «Берд» под руководством Карена Геворкяна, исполнивший этнографические танцы «Цап-пар» и «Кочари» в новой интерпретации. Другое яркое сотрудничество состоялось с хором «Овер» во главе с Соной Ованнисян. Мы работали над фрагментом буквы Ж – Жарангутюн (наследие) из 4 частей: язычество, христианство, национальное ковроткачество и скульптура, для каждой была создана характерная музыка. К чести «Овер», его участники выступили не только в качестве певцов, но и сыграли роли всей постановки этого фрагмента, как всегда, на высоком профессиональном уровне. Букву З – Зарк (пульс) представил Степан Гевондян – исполнитель на таких народных ударных инструментах, как доол, копал, даф. В сотрудничестве с ним мне удалось воссоздать свойственную армянской музыке силу звучания ударных, сконцентрировавшись только на ритмике. Для этого фрагмента я использовал наш фольклорный музыкальный размер 5\8 и посредством вариаций получил разные ритмические рисунки, характеризующие армянскую суть, национальную идентичность.

- Чем отличается для вас, композитора, работа над фильмами и шоу-программами?

- Мне всегда интересно погружаться в нечто новое, в основе которого – сочинение музыки. Главное – интересная идея и команда профессионалов, способная претворить в жизнь задумку, довести ее до нужного результата и представлять свою страну и культуру на высоком уровне. Форматы работы отличаются друг от друга, как и методы написания музыки. Если, к примеру, над фильмом я начинаю работать после того, как он смонтирован, то музыка для церемоний и шоу-программ пишется сначала, до реализации проекта. Режиссер кино делится идеей, какую музыку хочет услышать в фильме, какие акценты и где они должны быть сделаны и т.п. А режиссер проектов вместе с композитором обсуждает все до начала работы и зачастую строит проект на основе написанной музыки – его техническое оформление, танцевальные и постановочные номера и т.д. - под музыку. В итоге складывается синергия, и вклад всех творцов становится важным условием успеха проекта.

- Над чем вы работаете сейчас?

- Я начал сотрудничать с компанией Maxim Production, снимающей фильм «Обратная сторона медали» о жизни и карьере известной штангистки Назик Авдалян. Режиссером, сценаристом и исполнительницей главной роли выступает Анна Арутюнян. Это первая в армянском кино спортивная драма в игровом полнометражном жанре. Съемки завершены, я приступил к работе над музыкой, после чего Berberyan Productions Studio займется звуковым постпродакшеном. Работаю и над документально-историческими фильмами «Артавазд II» и «Тигран Великий» (две серии). Предложение принял сразу, так как с детства люблю историческое кино. В этом проекте я вновь сотрудничаю с авторами фильма «Урарту: забытое царство» - с продюсером Тиграном Манасяном и режиссером Вагой Варданян.

- Вы отметили, что студия Berberyan Productions занимается также звуковым постпродакшеном. Как вам удалось развить и это направление деятельности?

- Если пишется музыка к фильму, то лучше создать возможность записывать ее и осуществлять постпродакшн в рамках одной студии. Эту модель можно увидеть в очень успешных голливудских и европейских проектах и фильмах, что позволяет не только укладываться в сроки, но и собрать вместе профессиональных специалистов, предложить заказчикам полный пакет творческих услуг и покрыть весь спектр работ, связанных с музыкой и звуком. Тем самым мы развиваем сферу, работать в которой смогут следующие поколения в Армении. Когда я начинал деятельность в кино как композитор, мне негде было этому учиться. Приходилось смотреть мастер-классы в интернете, советоваться с композиторами, имеющими подобный опыт, прежде чем я смог выработать свои модели работы. Теперь я и мои коллеги по студии готовы передать свой опыт молодым. Мы работаем над возможностью выйти на международный рынок, чтобы получать заказы извне Армении: у нас есть солидное портфолио – больше 30 фильмов и ряд других проектов. Это позволит расширить деятельность и открыть новые рабочие места в нашей студии. Остается найти профессионального агента, который сможет представлять нас за рубежом.

- Какие у вас планы на будущее?

- Хочу обратиться к таким жанрам, как опера и балет. Это важные направления нашей музыкальной культуры, развитые армянскими композиторами прошлого. Однако в наши дни к этим жанрам обращаются редко, и надо их развивать, чтобы они не превратились в музейные экспонаты. Сегодня мы смотрим оперные и балетные спектакли на музыку Хачатуряна, Спендиаряна, Тиграняна и других видных композиторов. А что о сегодняшней жизни мы, современники, оставим следующим поколениям в балете и опере?

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕСТИВАЛЬ GYUMRI ART WEEK: ИДЕИ И ДИСКУССИИ
      2024-09-16 10:21

      С группой основателей Международного фестиваля современных искусств Gyumri Art Week и стоящих у его истоков деятелей этого направления мы встретились в одном из тихих уголков Еревана, чтобы подвести итог этому важному культурному событию, обсудить проблемы и выразить пожелания, связанные с дальнейшим развитием фестиваля. Арман Тадевосян, Алексей Манукян, Вазген Пахлавуни-Тадевосян (Вазо) Светлана Навасардян, Эммануэль Косте, Левон Авакян (Лео Ава де Ширак) наперебой рассказывали о днях, проведенных на Gyumri Art Week, порой дополняя друг друга, а иногда высказывая полярные мнения. Не удивительно, ведь современное искусство строится на противоречиях, которыми полна жизнь и на которых построен наш мир. Но именно эта разность, доходя до кульминации, сводится к общим точкам соприкосновения, на пересечении которых и рождается искусство без времени и границ. Именно таким – непохожим и в то же время единым и стал фестиваль 3-й Gyumri Art Week, прошедший 2-18 августа.

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ