"У БОЛЬШИНСТВА АРМЯН НЕТ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТЯМ"
"На сегодняшний день у многих армян нет единого понимания того, на что должна претендовать Армения, где начинаются ее национальные интересы и какую роль сыграет в этом каждый армянин для сохранения армянского мира", – считает политолог, помощник депутата Государственной Думы РФ Арен КАРАПЕТЯН.
- Арен Арсенович, многие годы общей темой, объединяющей армянские диаспоры всех стран проживания, были темы признания Геноцида армян и судьба Арцаха (Нагорного Карабаха). В Армении и спюрке проводились многочисленные мероприятия по информированию граждан других национальностей о трагических страницах истории армянского народа и его законных требованиях. Однако события последних лет изменили повестку. Заговорили о том, что многолетние усилия многих людей были преданы. Как вы считаете, что сейчас может и должно служить объединяющим фактором рассеянных по миру армян?
- Как в Армении, так и для армянской диаспоры изменение обстановки и события последних лет могут вызывать разочарование и разделение. Однако, важно помнить, что история и традиции армянского народа богаты и разнообразны. Национальное единство можно укрепить через новые направления, такие, как культурный обмен, образование, экономическое сотрудничество и социальные инициативы. Подобные попытки мы уже наблюдаем сейчас, когда армянские диаспоры разных стран СНГ, Европы и Америки координируют силы в попытке формирования единой диаспоральной системы. Стоит заметить, что подобные тенденции могут создать серьезный баланс сил среди армянского сегмента, что позитивно скажется на работе и взаимодействии не только армянских общин друг с другом, но и в сотрудничестве армянской диаспоры с правительством Армении.
Однако не стоит забывать, что для армянского общества важной повесткой является признание Геноцида армян под конкретными критериями. Это, в первую очередь, восстановление армянской территориальной целостности в ее исторических границах как на Южном Кавказе, так и в Анатолии. Турция и Азербайджан препятствуют этим тенденциям. Вопрос Геноцида армян важен для армянского общества и будет оставаться важным на протяжение долгого времени, так как он нацелен на восстановление армянской государственности, что позволит создать здоровый баланс сил на Южном Кавказе и в Анатолии, так как Армения является на сегодняшний день оплотом традиционного христианского мира в регионе.
Стоит заметить, что на сегодняшний день происходящее в Армении наглядно демонстрирует международным наблюдателям, что население Армении не намерено мириться с поражением, навязанным ему правительством Армении. На мой взгляд, эти тенденции дают нам понимание того, что армянское население готово к новым вызовам и угрозам, оно будет сражаться всегда и везде за свою свободу и свободу своего будущего поколения.
- Власти Армении многие годы настаивают на том, что армяне диаспоры должны способствовать экономическому развитию Армении, инвестировать в различные проекты. Есть положительные примеры подобных шагов, отдельные проекты, направленные на возвращение армян в страну. Но факт остается фактом: армяне продолжают уезжать из Армении, а армянские бизнесмены Спюрка в большинстве своем не горят желанием переводить свой бизнес в Армению. Как вы думаете, в чем причины этих нестыковок?
- Причины нестыковок между ожиданиями властей Армении и реальностью могут быть многогранными. Однако не стоит забывать, что армянская диаспора - это в первую очередь некогда армянское население которое было вынужденно покинуть свою историческую родину под давлением завоевания их исторического места обитания. Одна из проблем властей заключается в том, что они не рассматривают армян диаспоры как потенциальных граждан, которым нужно создать социальные условия для возращения. Отсутствие подобных тенденций приводит к разочарованию армян диаспоры, так как они не могут быть полноценно интегрированы в армянское общество самой Армении.
Стоит заметить, что для властей Армении основными положительными тенденциями является возможность финансового сотрудничества и безвозмездных инвестиций армян диаспор в Армению. Однако, на мой взгляд, для этого необходимо создание условий и инфраструктуры по возвращению и интеграции армян со всего мира в саму Армению, так как один из гарантов состоятельности власти каждого государства - это его объединенное и социально здоровое общество. Именно социальные условия помогут создать прецедент по восстановлению и усилению армянской экономики, что положительно скажется на уровне жизни в стране, что в свою очередь остановит отток населения.
Устранение этих преград и стимулирование инвестиций для возвращения армян в страну требуют комплексного подхода, который включает в себя улучшение бизнес-климата, экономические реформы, создание благоприятных условий для инвестиций, развитие инфраструктуры и образования, а также укрепление доверия к политической и экономической стабильности Армении. На сегодняшний день у большинства армян как в Армении, так и за границей нет доверия к властям, лишь преодоление кризисных ситуаций и создание условий для возвращения в страну позволит создать здоровую инвестиционную среду, что позитивно скажется на демографической политике Армении.
- Не секрет, что после так называемой "бархатной революции" 2018 года армяне диаспоры раскололись. Кто-то поддержал новые власти, кто-то отверг. Начались вояжи высокопоставленных чиновников, которые разделили армянские диаспоры по степени лояльности. Например, если взять Россию, в которой армянская диаспора в большинстве своём лояльна российским властям и направлена на продолжение многовекового сотрудничества наших народов, то армянские чиновники предпочли дистанцироваться от организаций, которые давно имеют существенный вес в армянской диаспоре, и предпочли искать союзников среди оппозиционных сил. Мы видим, что эта ставка не сыграла, и в информационное поле стали вбрасываться постулаты, что российские армяне - неправильные армяне. Пока это маленькие ручейки, но зная на примерах того, как создавались виновные (карабахцы, "бывшие"), они могут превратиться в полноводные реки взаимной враждебности. Каким вы видите выход из ситуации?
- Сложившая ситуация действительно требует внимательного рассмотрения и поиска решений. Подобные тенденции мы видим сейчас, когда среди армян России намеренно ведется пропаганда со стороны разных политических ячеек Армении, которые не имеют в Армении серьезного веса, однако чье инфополе работает на подрыв исторических взаимоотношений армянского общества с российским. Данные тенденции, в первую очередь, финансируются властями Армении, чью повестку реализуют пропашиняновские политические организации, которые создают видимость борьбы с властями Армении, однако преследуют лишь одну цель - ухудшение взаимоотношений между Арменией и Россией. Единственным правильным выходом из данной ситуации выражается волеизъявление армянского общества, которое сегодня блокирует улицы, перекрывает движение и борется за свою свободу и независимость.
Наивно полагать, что армянское общество сегодня свободно, население страны каждый день борется за свою состоятельность и возможность самостоятельного выбора будущего. И как мы видим, после навязанной Армении капитуляции со стороны властей Армении, не было ни одного дня, когда армянское общество не выразило своего протеста против действий властей правящей партии Армении.
- Одним из препятствий репатриации стал вопрос знания армянского языка. Несмотря на то, что в регионах России число воскресных армянских школ достаточно, количество учащихся в них невелико. И эта проблема не только для репатриации, но и для армянской идентичности. Как можно стимулировать армян диаспоры, чтобы они не отказывались от родного языка?
- Вы правильно заметили, что стимулирование армян диаспоры для сохранения и изучения родного языка является важным вопросом для сохранения культурного наследия и идентичности. Однако не менее важным, чем изучение родного языка, является приобщение к армянской идеологии, осознание, куда мы идем, какие у нас национальные цели и для чего мы это делаем. На сегодняшний день у многих армян нет единого понимания того, на что должна претендовать Армения, где начинаются ее национальные интересы и какую роль сыграет в этом каждый армянин для сохранения армянского мира. Только знание армянского языка не позволяет человеку быть полноценным носителем армянской культуры. Изучение данных проблем позволило понять, что 20% армянского общества, по статистике, своей деятельностью вредят в развитии армянскому культурному сегменту. Подобный прецедент с точки зрения социологии имеет терминологию этноцида - культурного уничтожения своего народа. Конечный результат таких тенденций - это в первую очередь полное или частичное отрицание своей идентичности.
Замечу, что я и сам на протяжении четырех лет посещал воскресную школу. Являясь учащимся армянского учебного заведения, я имел возможность получить довольно сильное теоретическое образование и понимание своей идентичности. Я не могу не подчеркнуть сильный учебный состав преподавателей, которые вели нам лекции об истории, литературе, религии и армянском языке. Посещение данных мероприятий позволило мне приобрести и выстроить свои социальные ценности. Однако, на мой взгляд, многие модели обучения требуют более тщательного рассмотрения и создания новых условий по привлечению молодежи. Очень важно заниматься переквалификацией преподавательского состава и созданием для него достойных условий.
- Я не раз критиковал представителей армянских общин за то, что они недостаточно проводят интересы армян во властных структурах и СМИ. Например, та же азербайджанская община вкладывает немалые средства в формирование общественного мнения, оказывает влияние на СМИ, поддерживает лояльных общественных деятелей. Деятельность же армян фрагментирована и носит несистемный характер. И результаты этого мы видим повсеместно. Как переломить ситуацию?
- Критика и осознание проблемы являются первым шагом к изменению ситуации. Однако, чтобы изменить характер деятельности армянских общин, нужен глубокий анализ происходящего. Главный фактор системности любой общины – это осознание и следование национальной идеологии, которая не выработана в армянском сегменте. Иную ситуацию мы наблюдаем со стороны азербайджанских общин, так как они действуют в едином сегменте с турецкими диаспорами, руководствуются турецкой идеологией пантюркизма, которая в историческом понимании направлена на подрыв армянской и российской состоятельности. На мой взгляд, такая организованность и четкая линия продвижения своих целей и ценностей говорит о глубокой координации деятельности правительств Азербайджана и Турции, которые финансируют и поддерживают свои диаспоры на территории других государств. Именно идеология и осознание своих национальных интересов, поддержка армянским правительством своих соотечественников за рубежом позволят армянскому народу изменить в корне свою систему взаимодействия и создать эффективную платформу по созданию благоприятной армянской среды в разных странах.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-16 10:08
В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения классика армянской музыки Согомона Геворговича СОГОМОНЯНА, известного в мире как Комитас. Об истории армянской музыки и роли Комитаса в ее развитии и популяризации мы беседуем с Нуне Ромеовной Атанасян - музыковедом, кандидатом искусствоведения, доцентом, заведующей кафедрой Армянской музыкальной фольклористики Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.
-
2024-09-18 09:31
Нина Михайловна Габриэлян - поэт, художник, культуролог, руководитель культурных проектов Союза армян России. Автор более 30 сборников стихов и переводов. Ее стихи переводились на армянский, английский, французский, малайский, индонезийский, греческий, болгарский, грузинский, сербский и польский языки, проза - на английский, французский, шведский, итальянский и арабский. Живописные работы находятся в российских музеях, а также в частных коллекциях России, Армении, Италии, Великобритании, США и Канады.
-
2024-07-31 10:03
В июне 2024 года в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция "Актуальное арменоведение: проблемы, задачи, перспективы", организованная Ассоциацией арменоведов и Институтом мировой литературы им. А.М.Горького РАН (ИМЛ РАН). Обсуждались цели и задачи российского арменоведения, определение тематики исследований, налаживание связей с армянскими научными и образовательными структурами. В работе конференции приняли участие арменоведческие центры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Краснодара, Саратова, Пятигорска. Среди участников - академик, научный руководитель ИМЛИ РАН А.Б. Куделин, академик, зам. директора Института русского языка В.А. Плунгян, доктор искусствоведения А.Г. Асатрян, доктор исторических наук, профессор С.С. Казаров, доктор философских наук Х.Э. Мариносян, доктор исторических наук А.А. Корнилов и другие.
-
2024-06-21 09:32
Я долго ждал, когда известный арцахский (и не только!) писатель и журналист Ашот Бегларян преодолеет свое литературное молчание, вызванное войной, блокадой, исходом армян из Арцаха, потерей родительского дома, неопределенностью в пашиняновской Армении, недружелюбно встретившей беженцев.