Последние новости

ВАЛЕРИЯ ОЛЮНИНА: "РОССИЯ ВЕРНЕТСЯ НА ВОСТОК ЧЕРЕЗ АРМЯНСКИЙ ПОРТАЛ"

Друзья... Они есть или их нет. Для армян, с обострённым чувством дружбы и наивной верой в тех, кто поёт дифирамбы, это весьма актуально. Сколько было тех, кто приезжал, пил лучший в мире коньяк, делал съемки на общезначимых местах! Но были и те, кто приехал за свои последние кровные, и их сердца остались навечно в святой армянской Вселенной.

Несколько месяцев назад свой юбилей встретила верный друг армян, главный редактор сетевого СМИ "Наша Среда online" Валерия Олюнина.

- Валерия Анатольевна, вот уже много лет, как Ваша жизнь и творчество связаны с Арменией, Арцахом, армянами. Насколько я знаю, армянская тематика появилась ещё в детстве, когда Вы приняли близко к сердцу трагедию армянского народа во время Спитакского землетрясения 1988 года. Расскажите, как происходило Ваше проникновение в армянское становление смыслов? Кто и что были Вашими проводниками на этом пути?

- Действительно, об Армении я узнала в 14 лет из газеты "Пионерская правда". Хотя, конечно, видела по советскому телевидению армянских певцов и музыкантов, Ирину Отиеву и Микаэла Таривердиева, просто тогда детское восприятие не идентифицировало их как армян. Мы росли в советской реальности, активное разрушение которой выпало на наше отрочество. В дни армянского землетрясения, когда с армянами рядом были все народы СССР, кроме азербайджанцев, которые загоняли в тупики поступающую строительную технику и гуманитарную помощь, я не думала, что в будущем Армения станет значительной частью моей жизни. Сейчас, когда накоплен значительный уникальный опыт в сфере российско-армянских отношений, позади 25 поездок в Армению и 6 с заездом в Арцах, я думаю, что армяне по большому счету спасли мне судьбу и жизнь, наполнив ее великими смыслами. Ведь Армения, начавшись в Адлере летом 2001 года, когда я поселилась у амшенки Эммы Урумян, чей род спасался из Трапезунда в 1914 году, невероятно глубоко захватила меня.

Впервые я приехала в Ереван 1 мая 2010 года как корреспондент российской армянской газеты "Ноев Ковчег" благодаря её главному редактору, сыну фронтовика Григорию Юрьевичу Анисоняну (газета с начала СВО большое количество материалов посвящает военному братству русского и армянского народов). Меня встретил представитель газеты Рубен Анисонян в Звартноце, и мы поехали по городу. Шёл дождь, и на проспекте Маштоца я увидела незначительную колонну армянских коммунистов, которые несли транспаранты. В этот день мы посетили храм Григора Лусаворича, посидели на "Поплавке" за бокалом красного вина и потом как-то стремительно поехали в музей Сергея Параджанова к Завену Саргсяну. Он собирался на свою фотовыставку армянского пейзажа и архитектуры (открывающуюся утром, уезжая в Тбилиси). Но всё же он нашёл время и лично провёл нас по экспозиции. В тот день, вернувшись в квартиру на Езника Кохбаци, я поразилась, какая в Ереване концентрация замечательных людей, событий и удивительных мест.

Несмотря на то, что армяне сейчас проживают ещё один драматический этап своей истории, в Городе Розового Туфа по-прежнему сильная энергетика и после Москвы не перестаёшь удивляться, сколько встреч можно здесь провести за день. Посидеть на площади у пулпалака, сходить в Национальную галерею и увидеть шедевры Айвазовского, Минаса Аветисяна или Жансема, разговориться с незнакомым человеком.

Проводником в армянский мир традиционно стало армянское искусство. Ведь ещё до поездки в Армению я познакомилась на юбилейной выставке с Народным художником СССР Николаем Багратовичем Никогосяном. Точнее, я про неё написала рецензию в "Литературную газету", а мастер, потом увидев меня в залах Российской академии художеств на выставке Бориса Неменского (нас познакомил фотограф Борис Сысоев), сказал, что хочет со мной дружить. На память об этом знаковом событии осталась фотография, где мы с Никогосяном стоим в обнимку, как лучшие друзья. Несмотря на сложный, эксцентричный характер, а какой ещё мог быть нрав у варпета, рубившего вручную камень, он быстро влюблял людей. А через себя и в свою родную страну камней, древних храмов и ослепительно синего неба. Если Армения стала единственной страной, которая изменила сознание великого сценариста Тонино Гуэрра, как же я могла не измениться? Кстати, с Тонино у нас произошла краткая, как миг, встреча в галерее "Дом Нащокина". Я спросила его об Армении, он очень оживился и вспомнил анекдот, который ему рассказал Завен. Про то, как одного человека со звёздной болезнью ударила молния и он подумал, что его фотографируют!

- Ваш путь не был усыпан розами. Несмотря на глубокое уважение армян к Вашей деятельности, "центры принятия решений" неохотно помогали, а то и вовсе игнорировали. А Вы как истинный боец шли дальше, хотя, наверняка, было больно и обидно. Откуда такая сила и воля?

- Давайте, Виктор, будем откровенны: при почти полном разрушении российско-армянских отношений и, я бы даже сказала, доведении их до нравственного нуля, их держали единицы. Как атланты, которые удерживали небо. Вы поэт и много сражались за этот армянский фронт восточного христианства, и думаю, что согласитесь: опыт сохранения российско-армянских отношений имеет метафизическое измерение. Потому что бывали такие минуты отчаяния, что спасали нас какие-то высшие силы. Хуже всего, что те релевантные ведомства, которые должны были отвечать за их развитие и сохранение, бездарным образом их разрушали.

Я много лет пыталась узнать имена культурных атташе Посольств России в Армении и Армении в России или найти тех, кто будет держать ключи от проблем или создавать гибкие, подвижные структуры для взаимодействия, но так и не нашла. Экзистенциальные союзники Россия и Армения стали друг для друга антисистемами, и они криво зеркалили друг друга. Россия в угоду турецко-азербайджанскому тандему демонизировала армян, а Армения в угоду ровно этим же враждебным силам разрушала российское пространство в сфере науки, культуры, военного дела. Вы можете себе представить, что вот мы с вами сейчас говорим, доверяем друг другу и вдруг чувствуем, что под нами дрожит земля и какая-то сила постоянно отбрасывает нас друг от друга все дальше и дальше. А мы пытаемся преодолеть это, кричим, что так нельзя, что мы вместе побеждали турок, Наполеона и фашизм, оказываясь уже на тектоническом разломе.

В апреле 2023 года в Москве в издательстве "Перо" благодаря меценату Георгию Захаряну я издала свою книгу "Моя битва за Армению", где как публицист раскрываю причины этого кризиса. Думаю, она должна быть интересна не только молодому поколению журналистов, культурологов Армении, России, но и всего постсоветского пространства, потому что описываемые там деструктивные процессы характерны для многих стран, которые пытаются сегодня бороться за свою идентичность и государство, войдя в новые интеграционные проекты.

- В одном из ранних интервью Вы говорили, что находите в армянской культуре элементы магического реализма. В чём выражаются его проявления?

- Я пришла в армянскую очень сложную реальность, вобравшую в себя и древние культуры, развивающиеся на этой земле более 6 тысяч лет (имею в виду Шенгавит), увлекаясь этим художественным методом. Я много читала авторов латиноамериканского бума, Борхеса и Кортасара, и совершенно очевидно, что я пользовалась тем инструментом, которым владела. Однако по мере постижения армянских глубин, я стала понимать, что никакой магический реализм здесь не работает. Напротив, армянская реальность ясна, тверда и солнечная. В ней нет никаких гипнотических состояний, и вся эта поэтика, тянущаяся из доколумбовой Америки, ей совсем не свойственна.

Хорошо, что Вы задали этот вопрос. Потому что я честно признаю, что очень часто вот это длительное постижение Армении обнаруживает несостоятельность исследователя. Учитывая ещё и то, что я не арменовед, не знаю языка и истории, только имею исследования в области арменоведения. Как ни странно, со мной тоже сработал этот армянский опыт обработанного камня, который на дороге лежать не останется. И в марте 2018 года, заметьте, за несколько месяцев до Оранжевого Еревана, я встретила профессора Института востоковедения РАУ, ираниста, востоковеда Викторию Аракелову, которая сказала, что ей близок мой опыт постижения Армении вне ориентализма. То есть я окончательно тогда поняла, что сила Армении – в том, что она даёт равномерный поступательный свет. Об Армении надо говорить не как об объекте познания, а как о способе мышления.

- От журналистских статей Вы постепенно перешли к серьёзным архивным исследованиям и изданию книг. Что сподвигло Вас на это?

- Тот, кто увлекается историей и культурой Армении, невольно придет к такому решению. Поэтому из журналистики я перешла в науку, в 2018 году начав работать в Институте социально-политических исследований Черноморско-Каспийского региона имени В. Б. Арцруни под началом Виктора Анатольевича Надеина-Раевского.

Потому что колоссальный армянский опыт создан для того, чтобы развивать науку. Он и чисто армянский, и синтезированный, созданный на межкультурном пространстве. Ведь Армения - это великий цивилизационный перекрёсток. Здесь оставили след римляне, арабы, греки, турки, курды, ассирийцы, езиды, евреи, удины, русские... Поэтому враги цивилизации так бьют по ней в антицивилизационной войне, чтобы упразднить знания, заставить языки замолчать. Но Армения, долгое время удерживающая христианство в нашем регионе, и сегодня продолжает бороться за себя и правильный миропорядок.

В то время, когда в Москве 9 мая 2023 года для сохранения безопасности не проводили Бессмертный полк, казалось, весь Ереван вышел на улицы с портретами своих ветеранов и маршалов Победы.

Свои архивные исследования в ГА РФ и РГАЛИ я и посвящаю великим имперцам армянского народа - Михаилу Лорис-Меликову, архитекторам Каро Алабяну и Александру Таманяну, кинорежиссеру и актеру Фрунзе Довлатяну. Многие книги за эти годы мы выпустили с моим соавтором, другом Павлом Джангировым, который работал вместе с большими архитекторами и художниками, театральными режиссерами и актёрами, создавая высокую культуру Советской Армении.

Мои исследования о Лорис-Меликове и партии "Дашнакцутюн" были отмечены Русским домом в Армении. За первое я получила серебряную медаль l Международного конкурса арменоведения имени Н.Я. Марра, который учредили руководитель Россотрудничества Вадим Павлович Фефилов и директор ИВ РАУ, выдающийся иранист, востоковед Гарник Серобович Асатрян. Надо сказать, что в эти трагические времена произошло то, о чем я мечтала - российско-армянские отношения очень медленно, с большими гуманитарными потерями стали приобретать настоящую глубину. В прошлом году арменоведение стало восстанавливаться в крупнейших академических учреждениях России, как это и было в имперские времена. Значит, Россия через армянский портал снова будет возвращаться в большой мир, укрепляя связи с близкими нам государствами - Ираном, Индией, арабоязычным миром. Ведь история снова уходит на Восток, где и зарождались великие древние цивилизации. А востоковедение в России, как и ряд других фундаментальных наук, заложили армяне.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "Я В АРМЯНСКОМ МИРЕ"
      2025-01-11 10:31

      В Нижегородской области стартовала Молодёжная Стипендиальная программа "Я в Армянском мире" 2025 г. Авторы проекта: объединение "Гехард" и "М.А.М. educational movement". Спонсор - Нижегородская армянская община. По результатам прохождения программы трём лучшим слушателям в течение трех месяцев будет выплачиваться стипендия в размере 10 тысяч рублей. Мы поговорили с одним из организаторов Программы - координатором объединения "Гехард" Араиком АБРАМЯНОМ.

    • ЖИЗНЬ РАЗДЕЛИЛАСЬ НА ДО И ПОСЛЕ...
      2025-01-10 10:21

      О рассказе Ашота Бегларяна "Колонна длиною в жизнь" Жизнь разделилась на до и после. Наверняка вы знакомы с этой фразой. Те, кто не знал горя, считают ее шаблонной. А те, кто видел это горе в лицо и чувствовал удары, не смогут забыть никогда.

    • Анаит ХАЧАТРЯН: "НУЖНО ЛИШЬ НЕМНОГО ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕПЛОМ СВОЕГО СЕРДЦА
      2024-12-04 11:12

      "Я всегда, сколько помню, связывала себя с Арменией, - рассказывает Анаит Тиграновна Хачатрян, заместитель председателя Армянской диаспоры Владимира и Владимирской области, директор Армянского культурного центра города. - В далеком детстве, когда нас увезли родители в Россию, я устраивала скандалы, обвиняя родителей в том что они нас (меня и братьев) заставляют делать то что ИМ нужно. Многое поменялось, мы выросли, Россия, как и Армения, стала моим домом. Взрослая жизнь тоже порою заставляет принимать решения, которые причиняют боль сердцу, но все же мы это делаем. Но вот что не меняется во мне, так это фанатическая любовь к Армении, ее многовековой истории, к моим братьям и сестрам, живущим внутри и вне Армении."

    • МУЗЫКА КОМИТАСА В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ
      2024-11-16 10:08

      В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения классика армянской музыки Согомона Геворговича СОГОМОНЯНА, известного в мире как Комитас. Об истории армянской музыки и роли Комитаса в ее развитии и популяризации мы беседуем с  Нуне Ромеовной Атанасян - музыковедом, кандидатом искусствоведения, доцентом, заведующей кафедрой Армянской музыкальной фольклористики Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ