С НАДЕЖДОЙ НА БУДУЩЕЕ
6 июня в Ереване стартовал XX международный конкурс имени А. Хачатуряна
Весь концертный сезон минувшего года прошел под знаком Арама Хачатуряна – отмечался 120-летний юбилей великого композитора. Не было в республике ни одного коллектива, кто бы достойно не отметил эту знаменательную дату. Но юбилей композитора праздновался во всем мире, где его имя – не пустой звук. Это говорит о мощи его творческого дарования.
Этот дар загадочен, необычен. Благодаря этому дару Хачатурян мог общаться со всем человечеством. За его творениями – особая красота, глубина, величие совершенства. Это не замкнутый в себе мир, а широко перетекающий из прошлого и настоящего в будущее. Хачатурян словно парит над временем. Без его имени невозможно уже представить не только музыку XX века, но и музыку последующих эпох. В современном мире он занимает огромное пространство, о чем говорилось и на церемонии открытия XX международного конкурса исполнителей его имени.
КАК ОТМЕТИЛ В СВОЕМ ПРИВЕТСТВЕННОМ СЛОВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОРГКОМИТЕТА КОНКУРСА, заслуженный деятель искусств Армении, композитор, дипломат Армен Смбатян, по официальным данным, на сегодняшний день музыку Хачатуряна исполняют 8 тысяч исполнителей. Трудно сказать, есть ли музыкант, который так или иначе не соприкоснулся бы с его искусством. Все мероприятия, которые проходят в Армении, за рубежом, еще раз подчеркивают, что в мире уже давно признано выдающееся значение Хачатуряна для современной музыки.
Кроме чисто творческого влияния, он много ценного сделал как педагог. У Арама Ильича учились армяне, русские, грузины, студенты из Японии, Латинской Америки. К каждому ученику он подходил индивидуально, ничего не навязывая, а пытаясь в каждом выявить его особенности, его внутреннее "я". И, конечно, опыт Арама Ильича был особенно мощным и художественно убедительным в плане плодотворности культурного взаимодействия Востока и Запада. Те семена, которые были им посеяны, дают всходы. Его опыт будет осваиваться в новых условиях и формах. Кроме того, Арам Ильич вывел Армению на широкую мировую арену, о чем говорит и проводимый на Родине композитора конкурс, посвященный его имени.
Нынешняя церемония открытия, впрочем, как и всегда, в самой торжественной обстановке состоялась в Большом концертном зале им. А. Хачатуряна. В огромном зале не было ни одного свободного места.
Особую торжественность событию придало присутствие государственных лиц, представителей различных посольств, Министерства образования, науки, культуры и спорта РА, мэрии Еревана во главе с Т. Авиняном, широкой общественности. "Вот уже который год день рождения Хачатуряна знаменуется международным конкурсом его имени, - отметил в своем приветственном слове мэр столицы г-н Т. Авинян – Мы справедливо гордимся его именем. И пытаемся сделать все, чтобы это творческое соревнование прошло на самом высоком уровне".
Конкурс организован Культурным фондом "Арам Хачатурян" при поддержке МОНКС РА и мэрии Еревана. Участие Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна в качестве постоянного оркестра является большой привилегией для конкурса и в то же время это партнерство имеет особую ценность и для оркестра.
ХАЧАТУРЯНОВСКИЙ КОНКУРС, УЧРЕЖДЕННЫЙ В ГОД СТОЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ КОМПОЗИТОРА в 2003 году, приобретает все больший размах и значимость, подтверждая подлинно международный статус и географией участников, и высоким уровнем проведения, и наличием одаренных участников, что и составляет полноценную жизнь этого творческого соревнования. Приятно сознавать, что с каждым разом конкурс привлекает все большее число музыкальных талантов. В этом и заключен его основной смысл – выдвижение новых имен на мировую сцену. И эта задача выполняется. Так что в кардинальных переменах особой нужды нет.
Как подтверждают предыдущие конкурсы, профессиональный уровень молодых исполнителей растет и в смысле техники, и с точки зрения психологического накала исполнения, хотя этот турнир талантов ставит перед своими участниками сложнейшие задачи. Это отражается прежде всего в программе – очень сложной, разнохарактерной, требующей от музыкантов не только освоения многих, совершенно противоположных стилей, направлений, но и врожденной (а может и приобретенной) концертной свободы.
Такая многогранность программы дает возможность для раскрытия внутреннего потенциала каждого талантливого артиста. В этой многогранности и просматриваются достоинства ереванского турнира, его подлинная международность. Не случайно в 2013 году он принят во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов.
Нынешний конкурс стал смотром исполнительских сил скрипичного искусства. Право на участие получили около 20 скрипачей из 13 стран – США, Бельгии, Германии, Италии, Японии, Китая, Литвы, Польши, России, Норвегии, Австралии, Армении, Франции, Португалии. Он проходит в 3 тура, с 6 по 13 июня.
Оценивают конкурс серьезные музыканты, известные исполнители и педагоги, в том числе руководители ряда важнейших музыкальных соревнований. Жюри возглавляет замечательный скрипач и педагог, работающий ныне в Мадриде Зограб Тадевосян. Он давно востребован, выступает на престижнейших сценах мира, участвует в важнейших музыкальных фестивалях Европы, дает множество мастер-классов. Он является приглашенным профессором многих музыкальных академий Европы и Азии.
В жюри вошли прославленные музыканты: выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, кавалер Почетного легиона Франции, Рыцарь Белой розы Финляндии Петер Чаба (Франция), гастролирующий в мире как скрипач и дирижер; известная скрипачка и педагог, профессор Гонконгского университета, председатель жюри множества конкурсов, среди которых – конкурс им. Королевы Елизаветы в Бельгии, конкурс Венявского в Польше, международный конкурс им. Чайковского, конкурс Менухина Вера Вейлин Цу (Китай); одна из ярких скрипачей нашего времени Эстер Хаффнер (Австрия); лауреат престижных конкурсов Ана Чумаченко (Германия); первый лауреат конкурса скрипачей имени Генрика Шелинга, завоевавшая всемирное признание Ко Габриэль Камеда (Германия).
Приглашая известных музыкантов в жюри, организаторы конкурса руководствовались следующими критериями: объективность, независимость, умение отстаивать свои позиции.
Главная задача жюри – отмечать честный и искренний подход к музыке, угадывать яркие дарования. Нынешний конкурс представляет новое поколение, выходящее на концертную сцену. Поэтому важно взаимное знание того, что сегодня происходит в сфере музыки в концертных залах разных стран.
ПРИТОК НОВЫХ ТАЛАНТОВ, СОЗДАНИЕ ПОЛНОЦЕННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ и, бесспорно, забота о дальнейшей судьбе лауреатов – вот главная миссия конкурса. Предыдущие конкурсы подтвердили, что во многом эти условия выполнялись. Да и не могло быть иначе, если этот конкурс носит священное для всех имя, которое во многом определяет дух и характер этого турнира талантов, придавая ему вес и особую значимость.
По традиции в день открытия конкурса состоялся и концерт с расширенной и яркой программой. В исполнении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна прозвучали вариации на темы А. Хачатуряна "С Днем рождения" в инструментовке Мартина Улиханяна, Адажио Спартака и Фригии из балета "Спартак", Скрипичный концерт (солистка Диана Адамян), кантата для меццо-сопрано, смешанного хора, ансамбля скрипачей, арф и оркестра "Ода радости". Это произведение прозвучало в превосходном исполнении меццо-сопрано Беллы Амарян, хора Национальной академической капеллы Оганеса Чекиджяна и Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна.
Особенно восторженно зал встретил выступление лауреата международного конкурса им. А. Хачатуряна Дианы Адамян, удостоенной первой премии в 2020-м году. Она изумительна: ее отличает высокий профессионализм, музыкальность, умение покорить и взять в плен любую публику, глубокое и тонкое проникновение в авторский замысел.
Итак, конкурс начался. Он, конечно, определяет бойцовские качества исполнителя. Но конкурс – это всего лишь узенькая ступенька на длинющем творческом пути. Это как бы первый аванс, который на протяжении всего творческого пути артист должен подтвердить…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?