Последние новости

ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ

Есть такой способ научить человека плавать – кинуть его в воду на глубоком месте. Считается, что выплывет: тонуть ведь никому не хочется. Именно таким образом поступили с юными музыкантами Ереванского юношеского симфонического оркестра, созданного в ноябре минувшего года при мэрии столицы. Опыт выступлений нового оркестра - минимальный. А между тем ему предстояло не просто играть в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна, но и быть партнером выдающемуся скрипачу современности, обладателю премии "Грэмми" Августину Хаделиху. Этим обстоятельством и был вызван ажиотаж многочисленных зрителей. К тому же интерес подогревался и наличием сложнейшей программы: Скрипичный концерт Л.Бетховена и Четвертая симфония П.И.Чайковского. И все же концерт состоялся. При полном аншлаге и с неожиданным успехом!

 ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИЭТОМУ ОРКЕСТРУ НЕТ ЕЩЕ И ГОДА, НО В ЕГО КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММАХ БЕЗДНА труда, вдохновения, юного задора. И серьезности, бесстрашия. Оркестр создан из учащихся подведомственных мэрии столицы музыкальных школ и школ искусств столицы. Много сил и энергии отдает юным музыкантам инициатор создания оркестра заслуженный деятель искусств РА, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра Эдуард Топчян. Еще в 2019 году он организовал прослушивание среди детей, собрал оркестр и начал репетиционные работы. Но до выступлений дело не дошло, поскольку начался злосчастный Covid-19, и все пришлось отложить до лучших времен.

Проект удалось осуществить с помощью мэрии, но надо было все начинать заново. В течение двух с лишним месяцев удалось набрать нужное количество юных музыкантов и начать с ними ответственную и серьезную работу. Маэстро Топчяном были выделены опытные музыканты из филармонического оркестра. Около 12 репетиторов почти ежедневно занимались с оркестром. И результат не заставил себя ждать. Коллектив юных музыкантов уже выступал в некоторых городах Армении. Много репетировал с оркестром и молодой дирижер Нерсес Мкртчян, у которого уже есть опыт занятий с детьми.

Как сообщили в начале концерта в Большом зале филармонии, юные оркестранты будут иметь ряд преимуществ: они освобождаются от платы за обучение, а их наставникам будут выделены надбавки за дополнительные занятия. К тому же мэрия Еревана до конца года приобретет для юных участников оркестра необходимые новые инструменты.

Выступление нового коллектива было встречено очень тепло. Публика отзывалась горячими аплодисментами на исполнение всей программы. Но, естественно, подлинной вершиной концерта стало выступление нашего гостя – итало-немецко-американского скрипача, обладателя премии "Грэмми" Августина Хаделиха, сыгравшего сольную партию в Скрипичном концерте Бетховена. Скрипач милостью Божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства, обладающий редким даром неиссякаемого наслаждения игрой на своем инструмента, он захватил внимание зала с первой ноты. Тембровое богатство его скрипки, несравненная свобода владения смычковыми штрихами, мощь и блеск аккордов - все эти незабываемые ценности скрипичного профессионализма были сложены солистом к алтарю музыки Бетховена.

На фантастическом перепаде шел этот дуэт с юношеским оркестром под управлением маэстро Топчяна – неожиданный, парадоксальный, непредсказуемый, но поразительно точный по душевному настрою, по найденной интонации, когда кажется, что только для тебя одного играют артисты, беря в плен своим неукротимым темпераментом. И уже не ослабевает ни на секунду напряженное внимание, с которым мы следим за нарастающим крещендо, бурным и стремительным его течением, где есть нежнейшая лирика и драматическая мощь, тревожный пафос и безудержное веселье – все эмоции, все душевные состояния.

 ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИСВЕЖЕСТЬ И КРАСОТА ЗАДУШЕВНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ ТЕМ КОНЦЕРТА, с которых скрипач снял налет "привычки бытия", погружение всем существом в стихию музыки были столь же близки и дороги Хаделиху, сколь и зажигательная виртуозность. Как прекрасен Скрипичный концерт Бетховена! Эта мысль теперь навсегда будет связана с именем блестящего исполнителя Августина Хаделиха.

Как отмечает Medici.tv, многочисленные выступления почти со всеми крупными оркестрами Северной Америки подтвердили, что Августин Хаделих является одним из самых выдающихся скрипачей своего поколения. Становясь все более узнаваемой фигурой в Европе и Азии, он продолжает удивлять публику своей феноменальной техникой, поэтической чувствительностью и великолепным тоном. Его последовательность в репертуаре от Паганини до Брамса, Бартока и Адеса редко встречается у одного артиста.

Хаделих выступал с Кливлендским, Бостонским симфоническими оркестрами, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Филадельфийским оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, оркестром BBC, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Королевским шотландским национальным оркестром и.т.д. Сотрудничал он со многими прославленными дирижерами. Он играет на скрипке Страдивари «Экс-Кизеветтер» 1723 года, взятой в аренду у Клемента и Карен Аррисон через Общество Страдивари в Чикаго.

Конечно, пока не приходится говорить об исполнительском почерке юношеского оркестра. Еще слишком рано. Несмотря на все старания, трудно преодолеть ученический барьер. Требуется время, чтобы, не боясь неудач и поражений, начать творческие поиски, которые покажут искусство оркестра с самой лучшей стороны. Но исполнение Скрипичного концерта продемонстрировало определенный уровень, попытку преодолеть непреодолимое в этом возрасте. Приятно было, что юные музыканты отдались дирижерской воле, играли с горением, свойственным юности, проявляя легкость и бесстрашие. Можно только представить, каких неимоверных усилий стоило это маэстро и другим наставникам. Только под управлением любви можно было добиться того, что мы услышали в день концерта.

Серьезным экзаменом было также исполнение Четвертой симфонии Чайковского. Здесь также новый оркестр покорил психологической устойчивостью, выдержкой, внутренней энергией. В его игре присутствовала та мера творческой свободы, что обуславливает не внешнюю респектабельность игры, а не по возрасту осмысленное ансамблевое музицирование.

И все же у меня осталось глубокое убеждение, что не следовало сразу браться за столь вершинное произведение. Ведь для столь глубокого творения, как Четвертая симфония Чайковского, помимо профессионализма, мастерства, опыта необходим и чисто человеческий нравственный опыт, чтобы понять душевное состояние композитора, когда он создавал одно из своих лучших сочинений. По плечу ли это начинающему? В следующий раз люди без особого умиления захотят услышать музыку без скидок на возраст. И что тогда?

И тем не менее, появление нового оркестра – это всегда праздник, повод для слушательской радости и радости современных композиторов, чьи новые опусы не останутся без внимания. Поэтому энтузиазм организаторов достоин всяческой похвалы и внушает надежду особенно в наше далекое от искусства время.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВЕРИЛ В СЧАСТЛИВЫЕ КОНЦЫ
      2024-10-12 10:34

      12 октября текущего года Ролану Быкову исполнилось бы 95 лет Режиссер, актер театра и кино, он завоевал всеобщую любовь. Но в Армении его любили особенно. За прекрасные фильмы о детях, запоминающиеся актерские работы, за верную дружбу с нашей республикой и ее кинематографистами.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЛЕТА "АНТУНИ"
      2024-10-05 10:43

      На сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова состоялась из ряда вон выходящая премьера. Стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискуя проиграть без звездных имен авторов спектакля (либретто Владимира Шахназаряна по теме "Несмолкаемой колокольни" Паруйра Севака, балетмейстер-постановщик Максим Мартиросян, дирижер-постановщик Яков Восканян) и уникальных декораций Минаса, которые иначе, как прекрасными, не назовешь, балет-оратория "Антуни" Эдгара Оганесяна вернулся туда, откуда начал свое шествие на сцене. Этим спектаклем театр отметил знаменательную дату -155-летие со дня рождения великого Комитаса.

    • НАПОЛНЕННОЕ МУЗЫКОЙ ПРОСТРАНСТВО
      2024-09-23 10:05

      В наше непоэтичное время, несмотря на разбушевавшиеся горячие точки во всем мире, парадоксальным образом интерес к художественной и музыкальной культуре не уменьшается, а, напротив, обнаруживает стойкую тенденцию к дальнейшему увеличению. В дни спектаклей и концертов все залы театров и филармонии, Дома камерной музыки бывают переполнены. Эта тенденция существует в силу уникального свойства творческой личности: чем больше ее сковывают обстоятельства, тем отчетливее она пытается противостоять давлению.

    • ВЕК ЛУСИН АМАРА
      2024-09-21 10:15

      Из далекой Америки пришла печальная весть: не стало ярчайшей оперной звезды XX века Лусин Амара (Лусине Такуи Армаганян). Она прожила без малого целый век, наполненный яркими событиями эпохи, любимой работой, встречами с выдающимися людьми. Долгие десятилетия она царила и властвовала на сцене, покоряя волшебной силой своего искусства, став символом совершенства и недосягаемого мастерства. И все же когда уходит из жизни артистка ее калибра – это огромная утрата: беднее становится культура. Выдающаяся певица, на чью долю выпала планетарная любовь и слава – теперь воспоминание. Ее блестящий вокальный стиль, выразительность пения, драматизм игры, законченность в воплощении сценических образов, поставили ее в первый ряд артистических имен XX века.





    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ