Последние новости

НАС МОЖЕТ СПАСТИ ТОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА,

говорит, отвечая на вопросы корр. "ГА", руководитель ансамбля народных традиционных танцев и песен "Карин" Гагик ГИНОСЯН

- Г-н Гиносян, на самом ли деле все так плохо и какая-то важная составляющая нашего национального самосознания куда-то исчезает? Это страшилки старшего поколения или мы действительно, не сознавая этого, переживаем сейчас геноцид национальной культуры?

- Еще в советские времена армянская национальная культура пережила свой второй геноцид. Первый был в 1915 году, когда население депортировали с территорий формирования традиций этнической культуры. У нас ведь есть не только генетическая память, но и наследственность, по которой эта культура передается. И этот фактор в высокой степени обусловлен природно-климатическими особенностями, животным миром, местными культами, природными звуками, а также культурой быта.

В 1915 году все получилось следующим образом: человек, который, к примеру, жил в горном районе и свой ритуальный танец (պարշտամունքի պար), тот же кочари, создавал, наблюдая за битвой овнов – священных животных, перемещался, скажем, в Араратскую долину, где нет такой горной природы. В результате обрывался процесс наследственной передачи культуры, и глубинное значение кочари исчезало, танец терял свои глубинные корни, связь с землей. Вторым геноцидом стал советский период, когда нам навязали социалистическую, колхозную культуру, подмявшую под себя национальную.

- Тем не менее в советское время существовало довольно много этнографических центров, даже больше, чем сейчас.

- На заре СССР с этим было очень строго, и только в дальнейшем, особенно в период "оттепели", началось некое "шевеление". А во времена Сталина говорить о национальной культуре было просто невозможно, даже опасно для жизни. В дальнейшем стараниями наших деятелей культуры стали возникать этнографические центры, начали собирать и классифицировать национальные песни, танцы, традиции. Это была колоссальная работа. На момент распада СССР в Армении действовало около 80 этнографических центров.

- А сегодня?

- Регулярно действующих около десятка. То есть третий геноцид мы переживаем в независимой Армении, потому что национальной культуре на государственном уровне сегодня не уделяется серьезного внимания. Финансы, выделяемые на другие культурные мероприятия - я говорю не только о государственных, но и вкладываемых извне – несопоставимы с тем, что перепадает национальной культуре.

Одновременно все больше внимания и ресурсов уделяется классической, джазовой, рок-музыке, тому же рабису. Возникает опасность культурной интервенции: по разным каналам из сомнительных источников в Армению проникают финансы, которые уж точно не предназначены на развитие и укрепление армянской культуры. Наоборот, они направлены на уничтожение самой основы, фундамента нашей национальной самоидентификации - традиционной культуры народа. И я не думаю, что виноваты в этом исключительно процессы глобализации.

- Получается, что именно сегодня нам нужно быть особо бдительными в этом вопросе? Вы ведь часто говорите, что традиционные танцы – важнейшая часть национальной самоидентификации.

- Это слова Комитаса: танец выражает характерные черты национальности и степень цивилизованности. То, что мы сегодня имеем как национальную культуру, как культуру танца, очень далеко от выражения нашей национальной сущности. У нас есть национальные черты, которые сегодня оскверняются, есть также остатки нашей исконной культуры, которую нужно собирать буквально по крупицам. Нужна активная работа археологов, которые, восстанавливая и классифицируя историю нашей культуры, создавали бы ее современное русло. Если же никто не будет заниматься этой работой и завтра восторжествуют те тенденции, которые сейчас наличествуют в обществе, это, конечно, всерьез повлияет на культуру танца. И каким он будет - сказать сложно.

- На первый взгляд об армянском танце можно сказать, что он довольно скуп на активные телодвижения, вместе с тем каждое движение символично и несет на себе отпечаток древней истории. Как вы думаете, какие именно элементы армянского танца ярче всего характеризуют нас?

- Довольно сложно определить. Я не случайно вспомнил слова Комитаса о том, что танец есть выражение степени цивилизованности нации. Разновидностей армянского танца около 20 - начиная с "дорожного" танца, танцев охоты, свадебного, траурного и скорбного танца и заканчивая ритуальными, храмовыми, рабочими танцами. Армянин может быть скромным, преданным своей работе, трудолюбивым человеком, мудрым и терпеливым работником, но в то же время неукротимым солдатом с героическим духом. Эти образы настолько различаются, что очень сложно охарактеризовать целую нацию всего одним движением.

- А какие механизмы видите вы для вовлечения молодого поколения в процесс познания собственной культуры? К примеру, в последнее время стал очень модным тараз. Молодые дизайнеры используют в своих моделях элементы национальной одежды, певцы используют национальные мотивы в своем творчестве, прошлась волна таразомании и по фотографам… Как вы оцениваете этот тренд?

- Я вам расскажу о том, что делаем мы. Уже восьмой год подряд в центре имени Нарекаци и при содействии фонда "Մեր քաղաքը մեր տունն է" ("Наш город - наш дом") мы осуществляем программу "Мы и наши танцы", которая получила такое распространение, что центр Нарекаци уже не вмещал всех желающих и на летние месяцы нам пришлось переместиться на Каскад при сотрудничестве с фондом Гафесчяна. Особой государственной поддержки у нас нет и приходится в зимние месяцы возвращаться в центр Нарекаци, где мы не можем принимать всех желающих.

Поэтому, на мой взгляд, давно пора приниматься за серьезную работу. Национальная культура – это не шоу, не времяпрепровождение и не развлечение. Это один из важнейших столпов воспитания армянина, армянского гражданина, армянской молодежи. При этом очень важна позиция школы, которая должна не просто давать знания, а в первую очередь воспитывать личность, армянский дух. Но для формирования такого гражданина более чем необходимо формирование национального характера, национальной идентификации посредством своей культуры. Крайне необходимо, чтобы все это "вошло" в школу, в армию. Показательно, кстати, что одним из краеугольных камней в воспитании армянского солдата является военный танец – размапар, который учит и ловкости, и силе, и умению владеть оружием, и духовной готовности к бою.

То есть культура национального танца, дающая так много для личностного развития "армянского типажа", должна присутствовать и развиваться в различных плоскостях нашей жизни, в первую очередь - в школе и армии. О сцене я вообще не говорю - танец там должен быть в регулярном, обязательном порядке. Нагромождение на сцене непонятной смеси с турецко-арабскими элементами, несущей сомнительные, если не аморальные ценности, недопустимо. Причем та культура, которая воспитывает древний мощный "армянский типаж" - то, что мы называем Հայի տեսակ, - в обязательном порядке должна представляться прежде всего на мероприятиях государственного уровня. А то получается, что в самой Армении идет антиармянская культурная пропаганда, как отражение внутренней культурной политики. Неприемлемо, когда чиновник высокого ранга стоя аплодирует всей этой непонятной шушере. В присутствии госмужей должны исключаться любые чужеродные элементы, кроме тех, которые "строят" национальный характер. И именно это должно лежать в основе социально-культурной политики нашего государства.

- Получается, что сегодня у нас нет этой культурной "стройки"?

- Культуру создают культурные деятели. К большому сожалению, сегодня, к примеру, такой мастер и композитор, как Даниэль - автор более ста шараканов, заслуженный деятель культуры - обречен на нищенство, а полуголые и несущие со сцены непонятно что певички с парой-тройкой клипов – эдакие представители джип-национальности, сразу становятся знаменитыми и состоятельными. Вот вам и ответ на вопрос - куда вкладываются финансы, что и кто нужен нашей культуре. И уже совершенно неважно, откуда идут эти деньги: если государство не способно "подавать" свою культуру, то оно должно хотя бы ставить достойные фильтры, которые будут направлять финансы на ту культуру, которая необходима государству, нам всем.

Национальная культура должна быть приоритетом, государство обязано тратить на ее сохранение и развитие свои передовые и лучшие ресурсы. В противном случае всего лишь за счет энтузиастов-добровольцев мы не выстоим в противостоянии с сегодняшней мощной культурной интервенцией.

Скажу больше: национальная культура должна ставиться выше, чем академическая. Если академическая культура в большинстве своем доступна лишь меньшинству – политической и духовной элите, то национальная культура – это та сила, которая сплачивает людей и превращает их в нацию, придает ей командный дух. Если нет этой силы, то нацию, стоящую на пороге деградации, не спасут и десять Комитасов. Пора понять: пока общее культурное развитие всего народа не будет на должном уровне, для чего требуются серьезные вложения, нам не поможет ни классическая, ни иная высокодуховная культура.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РИСОВАЛЬЩИЦА "СКАЗОЧНЫХ" АРМЯНОК
      2013-09-14 00:00

      Ереванский скверик имени М. Сарьяна в выходные дни традиционно окрашен в пестрый калейдоскоп картин, которые выставляют на продажу местные мастера. На этой импровизированной выставке под открытым небом можно найти самые разные цветовые решения и застывшие на холсте сюжеты. Так и женщины на полотнах художницы Мари ГОГОРЯН: сказочно-армянские и невероятно притягательные, они живут своей жизнью, безмятежной и волшебной.ДЕТСТВО ХУДОЖНИЦЫ ПРОШЛО ПО СОСЕДСТВУ СО СТАДИОНОМ "РАЗДАН", в районе Киликия, когда там еще стояли собственные дома. Будучи малышкой, Мари разгребала угли в домашнем очаге и рисовала ими на стенах дома. Она говорит, что рисовала всегда, без осознанного восприятия начала. Одно из самых ранних воспоминаний – соседская девочка, которая тоже рисовала. Тогда в Мари поднималась ревность, которая и заставляла рисовать "не хуже, чем..." А потом девочка забылась, а рисование осталось - на всю жизнь. "Я никогда не думала о творчестве как-то по-особенному, просто потому, что я всегда рисовала. Иногда родители удивлялись: и в кого я такая уродилась? А я не понимала, почему мне задают такие вопросы, и обижалась", – рассказывает Мари, отмечая, что художников в семье, кажется, не было.

    • АХТАЛА – МИРОВАЯ СТОЛИЦА ШАШЛЫКА!
      2013-09-10 00:00

      Лорийская область Армении – параллельная реальность еще не тронутой сентябрем зелени гор и лесов - притягательна не только своим буйным живописным пейзажем. Город Ахтала, расположенный на северо-востоке от Алаверди, на левом берегу реки Дебед, у подножия горы Лалвар, вот уже пятый год подряд в начале осени притягивает огромное количество людей аппетитным дымом шашлычного фестиваля.

    • ДВА МАСТЕРА ОДНОЙ МАСТЕРСКОЙ
      2013-08-22 00:00

      Нунэ ТУМАНЯН и Геворг АРУТЮНЯН... Творческая цельность этой супружеской пары не сразу бросается в глаза, незаметно обволакивая собеседника мягким светом, который словно искрится от их негромких похожих голосов, отражаясь в выставочном зале Союза художников Армении. Здесь мы беседуем с ними о проходящей выставке их работ. Нунэ и Геворг работают с бронзой, одухотворяя прохладный металл, и, может, поэтому от их скульптур веет человеческим теплом. Говорит большей частью Нунэ, иногда пересекаясь взглядом с мужем, который с некой скромной гордостью отдает право слова ей.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОФЕССОР ГАНН СТАНЦУЕТ БРЕЙК-ДАНС В ПАРИЖЕ
      2024-03-19 05:19

      На Олимпийских играх в cтолице Франции дебютирует брейк-данс – спортивный стиль уличных танцев, созданный в США афроамериканской и пуэрто-риканской молодежью в начале 1970-х годов.

    • УТРАЧЕННОЕ БОГАТСТВО АРЦАХА
      2023-05-20 11:51

      Ереванцы и гости столицы проявили огромный интерес к истории армянского народа, воспользовавшись акцией «Ночь музеев», приуроченной к Международному Дню музеев, отмечаемому 18 мая. Увы, в послевоенном и блокадном Арцахе туристы и гости лишены возможности ознакомиться с богатейшим культурным наследием древнего края.

    • 21 ТЫСЯЧА МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ ОСТАЛАСЬ В ОККУПИРОВАННОМ ШУШИ
      2022-10-12 09:58

      Церкви Сурб Аменапркич Казанчецоц и Сурб Ованнес Мкртич (Канач Жам), 13 государственных и частных музеев, галерей и оставшиеся в них 20 839 экспонатов – это неполный список объектов историко-культурного наследия Арцаха, оставшихся после 44-дневной войны в оккупированном Азербайджаном Шуши. Судьба части их известна: по приказу официального Баку сразу после войны была взорвана церковь Канач Жам, а храм Казанчецоц азербайджанские власти сегодня "реорганизуют" в мечеть.

    • АРМИЯ ТРЯСОГУЗКИ
      2022-08-26 10:05

      Наши военные блистают не в стрельбе и выносливости, а в… песнях и плясках То, что армейские реформы гэдэшной власти буксуют и идут в ошибочном направлении, стало наиболее очевидно по результатам проигранной войны в Арцахе, когда, в частности, «клубничные» реформы оставили войска на передовой без элементарных хлеба и воды, а кадровая чехарда во многом поспособствовала поражению на полях сражений. Однако правительство «верховного главнокомандующего» Пашиняна методично и настойчиво пытается окончательно угробить вооруженные силы страны…