БЕРЕЧЬ, КАК ЗЕНИЦУ ОКА
Творческие люди (не все и не всегда) организуют союзы, чтобы лучше узнать коллег, объединить усилия и продолжать заниматься делом своей жизни. Некоторые при этом являются членами не одного союза. В апреле нынешнего года появилась еще одна структура подобного рода: Союз благородных деятелей искусства Армении. Название несколько уязвимое. Благородный ("азнвакан") в переводе указывает прежде всего на знатное происхождение. Однако глава союза Нарек Папонц-Аракелян в беседе разъяснил, что учредители вовсе не метили в дворянсвтво, а хотели подчеркнуть важнейшие для творческого человека черты: верность корням, честность, благородство. Все это крайне важно сегодня, когда мир вокруг стремительно меняется, разрушая многие духовные и культурные ценности. Их защита - главная задача нового союза.
САМ НАРЕК - МОЛОД, В ТОМ ЖЕ АПРЕЛЕ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 33. Успел многое сделать. Получил музыкальное образование, в жанре народной музыки выступал в качестве певца, музыканта, танцора в ансамблях, работал в Кашатахе учителем. Стихи пишет со школьных времен, издал книгу о селе предков Цахкунк (Гегаркуник). Важным этапом деятельности стал выход двух книг под названием "Несбывшиеся мечты". В них - биографии воинов, погибших в годы Арцахского противостояния. К печати готовится третий том. В новом союзе уже состоят более 60 человек. Работа пока разворачивается в музыкальном и литературном направлениях. Создан ансамбль народных инструментов "Ахтанак". Планов много. Из осуществленных - сборник стихотворений членов союза под названием "Колокола вечности".
В книге 21 автор, и лишь трое мужского пола. Из кратких биографий с фотографиями вырисовывается пестрая географическая картина. Двое - из Арцаха, Варсик Таирян из села маршалов Чардахлу, трое - из Еревана. Пернатет Ташчян из Алеппо, остальные родились в Сюнике, Гегаркунике, Тавуше, Котайке, Арарате, Вайоц Дзоре и продолжает творить там. Не хватает ширакцев и лорийцев. Но со временем, вероятно, и они появятся.
Возрастные рамки авторов альманаха тоже весьма широки. Зинаида Седракян из Апарана родилась в 1936 году. Ее стихи читали в свое время Шираз, Арамаис Саакян. Первый сборник издала лишь в 1992 году. Потом еще несколько. Есть что почитать, в первую очередь, родне, в которой уже насчитывается 18 правнуков.
Ануш Петросян родилась в 2006 году в Степанакерте, окончила 12-й класс школы в Масисе. Пишет с 14 лет, мечтает вернуться в столицу Арцаха, поклониться Деду с Бабушкой на холме, верит, что это произойдет.
При составлении сборника (редактор Джульетта Асатрян, заместитель главы союза) авторов нацелили на главные темы - Родина, патриотизм, армия. В плане понятия Родина у авторов каких-либо сомнений и различий между Арменией и Арцахом - нет. И гора Арарат является для них армянской и святой, что бы ни плели стоящие у руля страны политические выскочки.
После смерти мужа (офицера) Ирина Гукасян продолжает верить в армию, надеется, что она вернется домой с победой. "Где ты, Сасунци Давид?" - восклицает Зепюр Мкртчян (Котайк), оценивая происходящее в последние годы. "Как мне жить, когда Арцах в плену?" - говорит Артик Авакян, нашедший ныне пристанище в с. Авшар (Арарат).
КОРНИ АИДЫ БАРЕКЯН ИЗ ДЖАВАХКА, А ЕСЛИ ГЛУБЖЕ - ИЗ ЭРЗЕРУМА. Ее сын Артур покоится на Ераблуре. Это имя ныне носит в роду другой мальчик. Аида представлена стихами о языке, алфавите, матери. Ее замечательная трагическая миниатюра о гибели сына была размещена в книге Н. Папонца "Несбывшиеся мечты".
Кнар Саядян (Арарат) напоминает о пути армян из глубины тысячелетий, от времени, когда Айк победил Бэла. Карине Сардарян (Ереван) преклоняется перед матерями, в веках рожавшими защитников земли. Без них мы давно исчезли бы.
Зина Едигарян (Тавуш) называет себя куском хлеба Арцаха, каплей арцахской воды, горстью земли. Эта земля должна быть частью Армянского дома.
Об армянском солдате пишет Пернатет Ташчян из Сирии. Знает, что это тот свет, который освещал армянскую землю в веках. "Да будут хранить Господь и наши молитвы армянскую армию".
..."Колокола вечности" рассказывают читателям о том, что довелось испытать армянам на протяжении всего своего исторического пути и что закреплено в строках армянского гимна, благословляющего тех, кто отдал жизнь за Родину. Те, кто думают иначе, - не армяне. Не знают, что все начинается с земли, которую надо беречь, как зеницу ока. Поэтому члены новорожденного объединения деятелей искусства намерены расширять свои ряды, чаще встречаться со школьниками, молодежью, утверждать в них патриотизм, веру, язык. Очень важно в нынешнее непростое время донести эти истины до нового поколения, чтобы колокола нашей вечности не умолкли.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".