СОЧЕТАНИЕ МАСТЕРСТВА И ОДУХОТВОРЕННОСТИ
Под занавес завершающегося концертного сезона Национальный филармонический оркестр и его главный дирижер и художественный руководитель Эдуард Топчян подарили своим слушателям интересную встречу с двумя замечательными российскими музыкантами - всемирно известным дирижером Василием Петренко и одним из лучших скрипачей своего поколения – Сергеем Догадиным. На них – огромный спрос в разных странах мира, где они гастролируют.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГАСО, ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Королевского филармонического оркестра В. Петренко хорошо известен в Армении по его прежним гастролям. К тому же его имя хорошо известно и в районах Армении, где он осуществляет в последние годы одну из интереснейших программ Primavera Foundation. Об успешных выступлениях талантливого скрипача Сергея Догадина у нас также наслышаны. Поэтому нетрудно догадаться, что публика проявляла большой интерес к концерту, который прошел в Большом зале имени Арама Хачатуряна в рамках Primavera Foundation.
За пультом Национального филармонического оркестра стоял Василий Петренко. Солировал в Скрипичном концерте Ф. Мендельсона Сергей Догадин. Не очень часто приходится слышать такое эмоциональное и вместе с тем цельное, сбалансированное прочтение мендельсоновской партитуры. Концерт начался с увертюры к опере Вебера "Эврианта". В исполнении Национального филармонического оркестра под управлением В. Петренко увертюра прозвучала свежо, поэтично и проникновенно.
Скрипичный концерт Мендельсона – одно из популярнейших и любимых сочинений многих известных исполнителей и каждый из них стремится "прочитать" его заново, открыть в нем что-то свое, новое, но глубоко созвучное авторскому замыслу. Он отличается поразительным совершенством структуры, красочностью инструментовки, блеском и напевностью сольной партии. В исполнении Сергея Догадина Концерт увлек вдохновенной приподнятостью, мелодическим богатством, непосредственностью выражения. Талантливый скрипач продемонстрировал огромную инструментальную оснащенность, звуковую экспрессию, темперамент, а главное, удивительную зрелость мышления, блестящую виртуозность. Он поразил публику великолепной техникой, прекрасным певучим звуком, своеобразием трактовки. Прекрасно выглядел и оркестр под управлением Василия Петренко: пластичность звучания деревянных и медных духовых, напевность струнных. Исполнителям удалось передать все многообразие красок палитры композитора, избегая при этом чрезмерности, преувеличений. Сыгранное на одном дыхании, с тонким ощущением авторского стиля, сочинение имело огромный успех.
Напомним, что Сергей Догадин – победитель конкурса им. П. Чайковского (2019 г.) К этому моменту он уже был победителем десяти престижных международных конкурсов, среди которых – имени И. Иоахима в Ганновере, конкурс скрипачей в Сингапуре… Удостоен специальной премии Баварского радио, специальной премии за лучшее исполнения концерта Моцарта, лауреат премии Ю.Темирканова, премии А.Петрова, молодежной премии губернатора Санкт-Петербурга, премии Президента России.
СКРИПАЧ ВЫСТУПАЕТ СО МНОГИМИ ИЗВЕСТНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ: London Philharmonia orchestra, Royal Philharmonic orchestra, Berlin symphony orchestra, Frankfurter Museum Orchestra, English Chamber Orchestra, Polish Chamber Orchestra, "Kremerata Baltica" Chamber Orchestra, Национальным филармоническим оркестром России - оркестром Мариинского театра, Заслуженным коллективом России оркестром Санкт-Петербургской филармонии… Гастролировал в России, странах Европы, США, Австралии, Японии, Китая, Чили, Турции, сотрудничал с выдающимися артистами нашего времени. В настоящее время в его распоряжении инструмент итальянского мастера Доменико Монтаньяны (Венеция, 1721), предоставленный фондом "The Rin Collection" (Сингапур).
Как отмечают специалисты, "в его игре нельзя не ощутить какой-то особой, ему лишь присущей исполнительской интонации. И это, пожалуй, самое важное из всего, к чему он пришел в процессе творческой эволюции".
Во втором отделении концерта оркестр под управлением Василия Петренко с большой творческой увлеченностью, художественно убедительно интерпретировал Восьмую симфонию А. Дворжака, тонко оттенив многокрасочность этой партитуры. Его дирижерское дарование проявилось в очевидных достоинствах: мягкость, певучесть, серьезная мысль и романтическая свобода. Прозвучавшая симфония убедительно подтвердила, что неслучайно Василий Петренко отнесен сегодня критикой, прессой, а главное – публикой к элите современного дирижерского искусства. Его успех - это успех мастера, обладающего яркой артистической индивидуальностью, руководимого подвижническим отношением к самому процессу творчества. Петренко способен открывать поэзию в звуке, проявляет себя с профессиональной взыскательностью. Ощущение, что он способен разговаривать с оркестром глазами. Все, что он делает, превосходно.
В трактовке Восьмой симфонии (как впрочем, и Скрипичного концерта Мендельсона) вновь проявились и лучшие исполнительские качества оркестра - великолепный строй, прекрасное чувство ансамбля, богатство темброво-динамической палитры, глубокое проникновение в стиль и характер произведения. После этого концерта в памяти долго оставалось лишь редкое сегодня ощущение праздника.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-11 12:43
Начало сезона в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова было ознаменовано гастролями выдающейся певицы, одной из самых ярких звезд мировой сцены Марии Гулегиной. В день ее выступления в театре был аншлаг, как обычно происходит во время премьер. Но спектакль "Турандот" - последний оперный шедевр Пуччини - у нас идет уже второй год, и подобный аншлаг в зале приятно удивил. Чрезвычайный интерес был вызван участием в спектакле Марии Гулегиной, чьи выступления в Армении ждут с особым волнением. Публика Армении давно открыла для себя мастера высочайшей профессиональной культуры, художника с прекрасным и богатым миром.
-
2024-09-10 09:07
Начало нового концертного сезона – это всегда ожидание новой встречи с интересной музыкой, новыми программами, новыми исполнителями. Казалось бы, режут слух слова «имидж», «промоушн», когда мы говорим об искусстве, эстетике, но в отношении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна они вполне применимы. Ведь он современный и необычный оркестр. Ясно, что любое общество может хорошо развиваться, если властная сильная государственная вертикаль, сильная государственность - с одной стороны, и сильное гражданское общество – с другой, находятся в гармонии. Нет этого – страна испытывает дисгармонию. И вот в этой нашей слишком явно дискомфортной среде действует оркестр, который свободно парит в культурном пространстве – ярко, звучно, свежо.
-
2024-09-09 10:12
8 сентября – день рождения выдающегося дирижера, народного артиста Армении Огана Дуряна. На фоне светящегося ряда фамилий армянских дирижеров – лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. Оган Дурян – среди них. Сколько бы времени ни прошло со дня его ухода, его имя не сотрется из нашей памяти. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно светло. Это драгоценное чувство передано нам художником, которому был дан божественный дар общения с духом музыки и людскими душами.
-
2024-09-04 09:59
Мы выехали из города рано утром на рассвете. Надо торопиться, чтобы до наступления дневной жары преодолеть километры, отделяющие Ереван от Гарни. Небо еще серовато-голубое. Мир вокруг - ранний, неспелый, свежий. Наши гости - давние московские знакомые впервые в Армении. С ними мы познакомились во время туристической поездки в Прагу. Естественно, приезжим в Армении есть что посмотреть: языческие святилища и урартские крепости, спрятанные глубоко в горах храмы и уникальные фрески в заброшенных монастырях - трудно перечислить все, что может увидеть здесь человек, впервые посетивший страну.