ПАМЯТНИКИ ЦИОЛКОВСКОМУ И КОМИТАСУ ЛЕВЫ БЕЙБУТЯНА
Известный скульптор Лева Бейбутян работает с бронзой, деревом, глиной, гранитом и туфом. Его памятники установлены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, находятся в государственных и частных собраниях по всему миру. С 20 августа в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков проходит выставка работ Бейбутяна, которая продлится до 6 октября.
СКУЛЬПТУРЫ МАСТЕРА ЛАКОНИЧНЫ И НЕ ПЕРЕГРУЖЕНЫ ДЕТАЛЯМИ. Для него важны форма и эмоциональность произведения. Это можно проследить как в монументальной, так и в станковой живописи. Известность Бейбутяну принесли прежде всего памятники Циолковскому и Комитасу в С.-Петербурге.
Приступая к работе над образом Циолковского, скульптор прочитал много литературы, изучал обстановку музея ученого. Работу планировалось сделать в бронзе, но потом избрали гранит. Как объясняет Бейбутян: "Природа камня пробуждает спящий в подсознании образ, и бездушная для непосвященных "сырая" глыба как раз и оказывается предназначенной для конкретного воплощения".
На Васильевском острове, недалеко от армянского кладбища и Армянской церкви Св. Воскресенья располагается Камский сад, где с 2015 года находится памятник Комитасу. "Я сразу подумал, что Комитас - трагический образ, и памятник должен напоминать скалу: скорбная фигура, возвышающаяся над землей, стихией. Символ и музыки, и геноцида армянского народа", - делится Л. Бейбутян. Скульптор работал под музыку Комитаса, отказался от свитка нот в руке Комитаса. "Зачем? И без свитка все знают, кем он был. Рука Комитаса опущена в трагическом вопрошающем жесте. Он скорбен, но не сломлен, подобно граниту, из которого высечен. Он все равно останется гением в стихиях бурь, откуда будет доноситься музыка, передающая нашему сердцу благодать, веру и любовь".
В 2020 году Л. Бейбутян издал пособие "Создание монументально-декоративной скульптуры в камне" для студентов Художественной академии А. Л. Штиглица. В ней мастер помогает молодежи делать первые шаги в искусстве.
Подготовил А. ТОВМАСЯН с сайта Армянского музея Москвы и культуры наций
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".