АРМЯНСКИЙ РОД МАДЖАРСКИХ И СЛУЦКИЕ ПОЯСА
О слуцких поясах - белорусском историческим бренде, наверное, слышали многие. Сегодня эти удивительные изделия хранятся во многих музеях мира, в том числе и в Армении, но историю возникновения этого особого ремесла и о его армянских корнях мало кто знает.
В прошлом году в Минске за авторством кандидата исторических наук Дениса Лисейчикова и Станиславского Глинского вышла в свет прекрасно изданная огромная книга – «Маджарские – армянский род в истории Белоруссии». А недавно сотрудник минского Фонда поддержки и развития арменоведческих исследований Денис Лисейчиков сам побывал в Ереване и прочитал несколько лекций, связанных с историей рода Маджарских и созданном ими уникальном виде ткацкого искусства.
ИСТОРИЯ СЛУЦКИХ ПОЯСОВ НАЧАЛАСЬ В ХVIII ВЕКЕ, КОГДА КНЯЗЬ ГОСУДАРСТВА РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ – Михаил Казимир Радзвилл по прозвищу Рыбонька пригласил к себе на работу выходца из Стамбула, армянина Яна Маджарского (Ованес Маджарян).
Федеративное государство Речь Посполитая было создано в ХVI веке на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы и объединило множество разных народов, там проживавших. Причем наряду с польским, белорусским, украинским языками в ходу был и армянский, поскольку в то время на территориях, вошедших в Речь Посполитую, проживало много армян.
Но вернемся к князю Михаилу Казимиру Радзвиллу. Аристократ по прозвищу Рыбонька не только принадлежал к числу самых богатых и влиятельных польских родов, но и был личностью незаурядной. Он отличился на военном и государственном поприщах, занимал должность гетмана, имел много регалий и, обладая особыми предпринимательскими способностями, создавал на принадлежащих ему землях множество производств – фаянсовых, стекольных, ткаческих... На сохранившемся портрете это добродушный толстяк. И внешность полностью соответствовала его беззлобному нраву и ласковой манере общения - в разговорах он всегда называл собеседника «рыбонька», за что и получил свое прозвище.
Прослышав об уже начинавшем приобретать известность ткаче Яне Маджарском, Рыбонька переманил его на работу к себе, чтобы создать экзотическое ткацкое производство, способное принести еще большую славу влиятельнейшему князю. Перебравшись из Стамбула в Речь Посполитую, Ян Маджарский сначала работал в городе Станиславе у армянского предпринимателя Доменика Месеровича, имевшего ткацкое производство. Тому, что армяне Речи Посполитой носили имена и фамилии, не похожие на армянские, удивляться не стоит. Так сложилась армянская историческая судьба. Живя в других странах, они, сохраняя армянский корень своих фамилий, нередко меняли их окончания в соответствии с местной традицией, что значительно облегчало их адаптацию в новой среде и успешную деятельность.
Молодому перспективному мастеру князь Радзивилл создал максимально благоприятные условия для работы – предоставил помещение, станки, шелк, золото, серебро, чтобы изделия из ткани выглядели богато и ярко. Так началось производство слуцких поясов, которые вскоре стали пользоваться большой популярностью и повышенным спросом, но были доступны по цене лишь очень богатым людям. Более того, обладателем такого пояса мог стать только человек знатного рода. Взявшись за новое производство, Ян Маджарский основывался на армянских ткацких и художественных традициях, насчитывающих столетия.
Он набрал несколько человек из числа местных жителей и обучил их своему мастерству. Поначалу производство было совсем небольшим, за год выпускалось порядка тридцати поясов, но стоимость каждого из них была сопоставима с ценой половины имения. Слуцкие пояса передавались от отца к сыну, были предметом гордости владевшей ими семьи. Слуцкий пояс считался очень ценным подарком, такими поясами даже давали взятки высокопоставленным лицам, что выглядело гораздо приличней, чем деньги.
НАУЧИВШИСЬ МНОГОМУ, РАБОТНИКИ ЯНА МАДЖАРСКОГО СТАЛИ ПРЕКРАСНЫМИ МАСТЕРАМИ, однако самую ответственную часть работы, связанную с использованием различных цветов и созданием прекрасных узоров, мэтр выполнял сам. В контракте, заключенном между князем Радзвиллом и Яном Маджарским, значилось, что мастер обязуется обучить своему мастерству хотя бы одного человека. Однако от раскрытия некоторых секретов Ян Маджарский все-таки воздержался. Но от своего сына – Леона, в дальнейшем возглавившем предприятие, он не утаил ничего, что позволило продолжить уникальное производство после смерти его основателя. А когда, годы спустя, сын Яна Маджарского решил прекратить эту деятельность, многие аристократы стали заказывать художникам портреты в старинных костюмах, где слуцкий пояс был обязательным элементом.
Приехав на белорусские земли, Маджарский-старший быстро разбогател, стал собственником нескольких имений и достаточного числа крепостных крестьян, однако одного условия, позволившего бы ему чувствовать себя равным в обществе знатных людей, ему все-таки не доставало. И это было дворянское звание. Не будучи шляхтичем, Ян Маджарский все-таки смог стать собственником нескольких имений и крепостных, но в общем-то не имел на это законного права. Со временем проблему решить удалось, однако еще задолго до этого Яна Маджарского стали называть паном, в том числе в документах. Но пан Маджарский очень хотел получить официальное подтверждение своего шляхетства и поехал в Стамбул, чтобы привести документ, подтверждающий его благородное происхождение. Однако добиться поставленной цели сразу не удалось, лишь через несколько лет, уже после смерти Маджарского-старшего его сыну – Леону армянская община Стамбула наконец выдала такой документ.
Однако о том, насколько подтверждение принадлежности Маджарских к знатному роду соответствовало действительности, история умалчивает. А в 1741 году на очередном заседании варшавского сейма Речи Посполитой шляхетское достоинство рода Маджарских получило признание. И если прежде получить дворянство можно было только отличившись на воинской службе, то в ХVIII веке сеймом были приняты изменения - шляхетство стали получать и люди, добившиеся успехов в ремесле и торговле, полезных для Речи Посполитой.
Производство слуцких поясов просуществовало не очень долго. 50 лет оно управлялось родом Маджарских, и потом еще 40 лет продолжалось без их участия. Как уже было сказано, со временем сын Яна Маджарского – Леон решил от производства слуцких поясов отказаться. Получив хорошее образование, он, видимо, предпочел заняться чем-то другим. Но сохранившиеся в семьях аристократии пояса в цене не упали, скорее наоборот, возросли, но кто положил начало этому уникальному производству, каковы его национальные корни – об этом забыли. Позднее, когда этот вопрос стал изучаться, первыми обратились к осмыслению значения и истории этих поясов литераторы, в их числе классик польской литературы Адам Мицкевич. В своем самом известном произведении «Пан Тадеуш» он об этих поясах пишет, но никаких упоминаний о роде Маджарских в поэме нет.
СЕГОДНЯ САМЫЕ БОЛЬШИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭТИХ ПОЯСОВ ХРАНЯТСЯ ДАЖЕ НЕ В БЕЛОРУССИИ, там их всего лишь не более 10 целых, а также фрагменты, вшитые в другие изделия, в том числе в облачение духовенства. Самые большие коллекции этих поясов в других странах.
Историография этой проблематики насчитывает больше столетия. Исследования проводились не только Белоруссии, но и в Польше, на Украине. По этому вопросу издано много книг, монографий, альбомов. Слуцкие пояса изучались в основном как предметы искусства, но тем, кто создал это уникальные работы, роду Маджарских особого внимание не уделялось. В течение времени род Маджарских оброс массой легенд, в том числе и от реальности очень далеких. И сегодня Википедия сообщает о том, что отец Яна Маджарского был венгром, женившемся на армянке, что совершенно не соответствовало действительности. Те, кто начинал это уникальное производство, были армянами и владели армянским, более того, основатель этого производства Ян Маджарский умел писать только на армянском языке и в сохранившихся до нашего времени документах записывал польские слова армянскими буквами, что полностью подтверждено в процессе дальнейших исследований.
Как рассказал Денис Лисейчиков, прежде сам он работал заместителем директора по науке Исторического архива Белоруссии. Заняться исследованием рода Маджарских и историей создания слуцких поясов ему предложил руководитель минского арменоведческого фонда «Анив» Армен Хечоян. Тема заинтересовала Дениса Лисейчикова, а результаты проведенных исследований вошли в книгу о роде Маджарских и создании производства слуцких поясов. Прекрасно изданная и содержащая огромный объем информации книга была издана в Минске, вошла в научный оборот и вызвала большой интерес читателей. Исследования по этой теме продолжатся и, возможно, позволят выявить новые любопытные и важные факты, связанные с ролью армян в истории Белоруссии, Польши, Украины и других стран.
Но что же произошло с самим родом Маджарских, где их потомки? К сожалению, род этот свое существование прекратил. Дети Леона – Маджарского-младшего женились и выходили замуж за польских шляхтичей и полностью ассимилировались в этой среде. Но слуцкие пояса сохранились и, как уже было сказано, представлены в разных музеях мира. Что ж, такова наша историческая судьба. Куда бы ни приходили армяне, где бы ни жили, они везде созидали, строили, создавали, творили, лечили, учили, героически воевали за другие народы и страны. Так было всегда и везде. Но армянский вклад в историю и культуру других народов со временем забывался или замалчивался. Тому пример не только история польских и украинских армян. Да, в Белоруссии о деятельности рода Маджарских и их армянском происхождении вспомнили, за что огромная благодарность. Но это – редкое исключение.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.