АБСУРД N2: ДЕЛО РОБЕРТА КОЧАРЯНА И ОСТАЛЬНЫХ
Летнее затишье обернулось крутым поворотом не только в политической, но и в судебно-правовой сфере. Сентябрь ознаменовался целым рядом событий, в которых всерьез говорить о юридическом аспекте можно с большой натяжкой.
ОСЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ ВЛАСТЕЙ ОЗНАМЕНОВАЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО НОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ в делах второго и третьего президентов, но и вдруг появившимся делом о госперевороте с обвинениями в адрес граждан Армении, включая арцахцев, что подчеркивается особо. В распространенном сообщении ясно упоминается и «российский след», что названо МИД РФ «абсурдом», «мифом» и «официально запущенным фейком, не выдерживающим никакой критики».
В это же время предпринята попытка неуклюжего реверанса, видимо, с целью соблюсти хоть какой-то баланс в области «не выдерживающих критики» судебных процессов. Так, зампред РПА, год и два месяца находившийся за решеткой, был переведен из-под ареста в СИЗО под домашний арест со строгими ограничениями и залогом. Баланс, конечно, слабенький, так как, по словам самого Ашотяна, «это та же несвобода, только в кругу семьи».
В эти же дни из тюрьмы вышел и лидер движения «ВЕТО» Нарек Малян, которому пришлось провести в неволе ровно год. И Ашотяна, и Маляна их адвокаты называют не иначе как политзаключенными, заявляя о полном отсутствии правовой составляющей в их делах.
Аналогичным образом высказался о возобновлении суда в отношении Роберта Кочаряна и бывших высокопоставленных чиновников - Армена Геворкяна, Юрия Хачатурова и Сейрана Оганяна - и адвокат Айк Алумян: нет тут правовой составляющей, и все. Решение о возобновлении дела принял Антикоррупционный Кассационный суд, который взял и отменил решение судьи Анны Данибекян, направив дело на новое расследование в Антикоррупционный суд. Это - если вкратце, не углубляясь в подробности того, как генпрокуратура сразу же после признания Конституционным судом в марте 2021 года статьи 300.1 УК РА противоречащей Конституции РА на протяжении 3,5 лет без устали, в поте лица старалась найти любые зацепки, чтобы оправдаться перед властями за нерадивость и добиться возобновления дела. В конце концов, ей это удалось: невероятное событие, с точки зрения закона, произошло. 23 сентября под председательством судьи Саргиса Петросяна стартовал новый процесс по делу "1 марта".
Заседание прошло без Роберта Кочаряна и его адвокатов. Судья заявил, что суд не смог связаться ни со вторым президентом, ни с его защитниками. Чуть позже офис второго президента выступил с разъяснением, что не получал уведомлений о судебном заседании. Отмечалось, что экс-глава государства находится за границей, в ближайшее время вернется и при получении уведомления в должном порядке явится в суд.
Между тем, если человека судят, то хотя бы известить его надлежащим образом суд обязан. Второго мнения здесь нет и быть не может. Молодой судья, получивший назначение считанные месяцы назад, не смог обеспечить даже техническую сторону вопроса.
Кстати, о судье, в недалеком прошлом прокуроре, коротко поработавшем в прокуратуре гегаркуникского, а затем ширакского марзов. Не секрет, что его прошлое и весь карьерный рост связаны с «Гражданским договором». Тема эта обсуждалась в прессе, а сам новоиспеченный судья поспешил заявить о том, что он не политизирован и после 2018 года связей с «ГД» не имел. Не убедил.
ВЕРНЕМСЯ К ЗАСЕДАНИЮ. АДВОКАТ АРМЕНА ГЕВОРКЯНА ЛУСИНЕ СААКЯН подняла вопрос ограничений на передвижение своего подзащитного в связи с началом нового процесса. Геворкян, будучи депутатом, должен часто выезжать за границу, в частности, в ноябре - для наблюдения за парламентскими выборами в Грузии. Адвокат предложила рассмотреть свое ходатайство в закрытом режиме, судья дал согласие.
Вот, пожалуй, и все, что имело место на первом заседании. Но совершенно очевидно, что стартовавший по второму кругу судебный процесс будет существенно отличаться от первого, проходившего под председательством Анны Данибекян, чьи полномочия были прекращены Высшим судебным советом 16 июля сего года. Не говоря ни о чем другом, сам факт того, что после 4 с лишним лет ведения процесса, ВСС легким движением руки пустил Данибекян в расход, говорит за себя. Кстати, вероятны изменения в команде адвокатов второго президента.
P. S. Действующие власти обожают разглагольствовать о своих великих достижениях в области демократии. Но демократия, как известно, начинается с уважения буквы закона. Где оно, это уважение?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-18 19:11
18 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств. Напомним, что на предпоследнем, недолго продлившемся заседании 8 ноября продолжился допрос свидетельницы Ани Рапян. Последняя фигурирует в деле как член Попечительского совета вуза, секретарь профсоюзной организации "Гераци", а также советник ректора ЕГМУ по делам студентов. В данный момент Рапян работает врачом-кардиологом, а также преподает в ереванском Государственном медицинском университете.
-
2024-11-18 14:58
«Бритье Никола изначально означало какие-то революционные перемены. Насколько можно судить, они уже начались»,- заявил в телефонной беседе с «ГА» психолог, член блока «Айастан» Мигрдат МАДАТЯН.
-
2024-11-18 09:58
15 ноября Апелляционный антикоррупционный суд удовлетворил ходатайство прокурора и применил меру пресечения в виде ареста в отношении сына бывшего мэра Гюмри Самвела Баласаняна Хачатура Баласаняна. Последний, как известно, был задержан 11 октября в аэропорту «Звартноц» при выезде в США. Он собирался навестить отца, который проходит лечение за рубежом.
-
2024-11-15 10:55
13 ноября в парламенте Никол Пашинян в ходе правительственного часа ответил на вопрос, почему Ереван в ответ на требования Азербайджана об изменении Конституции РА не выдвигает аналогичного требования к Баку. Премьер заявил, что хотя в Конституции Азербайджана и содержатся территориальные притязания к Армении, мы не ставим вопрос об изменении Конституции Азербайджана по двум причинам. "Во-первых, такое требование заведет армяно-азербайджанский мирный процесс в тупик, а во-вторых, в согласованной части мирного договора между Арменией и Азербайджаном есть статья, в которой прописано, что стороны не могут ссылаться на свое внутреннее законодательство для оправдания невыполнения этого договора", - сказал он.