"Я ВЕРНУСЬ ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ..."
Мы все чему-то учимся в первую треть отпущенного нам времени, а потом реализуем накопленный потенциал до финишной ленточки. Крутые удачные развороты в иную сферу деятельности крайне редки. Но случаются.
В ЖИЗНИ АСМИК МАРКОСЯН БАЛЕТ ЗАНИМАЛ ГЛАВНОЕ МЕСТО и остается ныне там же. Многолетний руководитель Ереванского хореографического училища, автор 8 книг о балете, она знает очень многое из того, что происходит на сцене, за кулисами и на репетициях. Все это накапливалось, помогало ей прокладывать для студентов путь в мир балета. А недавно вышел в свет роман Асмик Маркосян "Призраки Жизели". Все о том же, о балете. Здесь она вторглась на территорию своей старшей сестры, Гоар Маркосян-Каспер, хорошо известной русскоязычному читателю писательницы. Кстати, старшая признавалась, что прототипом ее главной героини Пенелопы являлись именно Асмик. Теперь младшая из прототипа перевоплотилась в романиста.
Известно, что успех романа прежде всего определяют сюжет и главные образы. В "Призраках" через весь текст проходит тема балета "Жизель" и его героев. О них периодически спорят, их оценивает каждый по-своему. Кстати, может, в самом начале, через восприятие главной героиней в детстве стоило бы в двух словах подать сюжет балета, чтобы сегодняшний, не столь просвещенный читатель, понял, о чем "Жизель", и почему так разнятся оценки.
Главная героиня - Лера Карловна. В юности "Жизель" промелькнула было на ее горизонте, но после травмы колена на последнем курсе училища с мечтами о карьере балерины пришлось расстаться. Лера отправилась учиться в Ленинград, на педагогическое отделение знаменитой Вагановки. Вернулась в Ереван и всю жизнь работала, воспитывая новые кадры для балета. В первой части романа раскрываются будни училища, взаимоотношения педагогов с учениками, среди которых Лера выделяет талантливого 17-летнего Арсена. А худрук, самодовольный выскочка из семьи крутого бизнесмена Ароян, наоборот, третирует парня. Не любит за этот самый талант. У самого худрука ничего в свое время на сцене не вышло, вот и завидует. И это оборачивается конфликтом между Арояном и Лерой, которая (в оценке писательницы), "отстаивая незаслуженно обиженного ученика, могла перегрызть глотку любому".
Во второй части Лера вспоминает студенческие годы в Ленинграде, знакомство с симпатичным, умным парнем Алексом Альтманом. Последовали встречи с ним, общение, долгое время, платоническое. После завершения учебы они расстаются, так и не определившись с чувствами друг к другу. Точнее, Лера понимает, что не хочет выйти замуж. Потому что не теряет с ним головы. Даже в постели. Алекс, ставший дипломатом, в отличие от подруги успевает дважды жениться и развестись. Но интерес к Лере не проходит. И они время от времени встречаются в разных городах Союза. Супругами не становятся, потому что (считает Лера) это невозможно.
В последнюю встречу в Москве выясняется, что Алекс неизлечимо болен. Признается ей после спектакля, той самой "Жизели". Объясняет, что не будет дожидаться смерти, а уйдет завтра - проглотит таблетки. В письме обещает вернуться через много лет: "Чтобы ты испытала на своей шкуре смысл слова "невозможно". А счастья тебе, уж прости, не желаю, не заслужила".
В третьей части Лера, к своему изумлению, вдруг обнаруживает поразительное сходство сегодняшнего Арсена со вчерашним Алексом: в поведении, мыслях, словах. Лера выговаривает Арсену, что он танцует для себя, а надо для зрителя. Тот парирует: "Если все отдам зрителю, что останется мне?" И прибавляет: "Если какой-то человек, любимый, появится, тогда, может, для него..." Лера в ужасе вспоминает, что Алекс писал неплохие картины, но не выставлял, объясняя, что если в жизни появится особый человек, возможно, напишет для него.
А В УЧИЛИЩЕ НА ВЫПУСКНОМ ЭКЗАМЕНЕ ВСЕ ТА ЖЕ "ЖИЗЕЛЬ" и страсти вокруг кандидатуры на главную роль Альберта. Лера видит в ней только Арсена, Ароян назло хочет отдать роль другому. В поисках выхода Лера идет на жертву, предлагает Арояну сделку: она уходит из училища, оставив свое место худруку, а Арсен станцует Альберта.
Договариваются. Вещи Леры собраны, она купила билет, едет работать в Россию, к подруге по учебе. Заявление об уходе на столе директора, ключи от квартиры у соседки. А Лера думает: пойти на "Жизель" или нет?
Читателю тоже интересно, чем все это кончится. Но Асмик Маркосян точки не ставит. В последний день Арсен шлет Лере Карловне по телефону сообщение: "Спасибо за все, чего не было, спасибо за все, чего не будет никогда". А перед самим выступлением еще одна весточка: "Сегодня я танцую для Вас..." На этом занавес закрывается.
В представленных кратких контурах сюжета не объяснишь, как вылепила писательница своих героев. Замечу лишь, что они выглядят живыми людьми, а не придуманными, разукрашенными манекенами. Герои первого и второго плана влюбляются, находят, теряют, страдают. Ну прямо, как в "Жизели". И счастье, как в балете, проходит призраком мимо. Почему? Ответ на этот вопрос люди ищут всю жизнь. Но редко находят.
В романе "Призраки Жизели" нет идеально выписанных героев. Бывают промахи и у Леры. Она старается извлечь уроки, не ошибаться в следующий раз. Это сложно. Оказывается, нужно не одно десятилетие, чтобы разобраться в себе, в чувствах своей юности. В любви к человеку, который прозрел, понял, что не может жить без нее. А Лера осознала это безнадежно поздно. Через реинкарнацию. Через превращение Алекса в Арсена. Но это и есть то самое "невозможно", которое разлучило героиню с Алексом.
...Герои романа вызывают симпатию. Может быть, некоторым читателям захочется представить, что с ними могло бы произойти дальше. Это уже дело автора. Поздравляя Асмик Маркосян с ярким дебютом, извещу, что роман напечатан в августовском номере журнала "Звезда" (Санкт-Петербург). Его можно прочитать на сайте. Люди в возрасте найдут много знакомого из атмосферы советской эпохи, молодежь составит о ней определенное представление, сравнит с сегодняшним днем, а также откроет мир балета. А может и захочет увидеть его своими глазами.
Тогда не откладывайте. Взгляните на афишу, узнайте, какой из балетов на очереди. Устройтесь поудобнее в кресле. Всмотритесь и поймете, что, оказывается, о любви можно сказать все без единого слова. Только через музыку и движение. И это ощущение останется с вами, войдет в вашу жизнь призраком. Вместе с желанием еще раз прикоснуться к прекрасному, чтобы отвлечься от обыденного, порой невыносимого. Чтобы найти силы и жить дальше.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".