Последние новости

ЗАЛОЖНИКИ В РУКАХ ГОСОРГАНОВ

Недавно депутат от правящей партии Овик Агазарян в ходе скандала с главой Следственного Комитета Аргишти Кярамяном заявил, что аресты используются следственным органом в качестве средства давления. Надо признать, что это редчайший случай, когда он абсолютно прав.

«Когда человека арестовывают по обвинению в каком-либо преступлении, то есть несколько критериев, которым должно соответствовать решение об аресте. Не будем углубляться в эту тему, сегодня хотелось бы поговорить немного о другом», – заявил в беседе с «ГА» адвокат Айк АЛУМЯН.

«КОГДА ЧЕЛОВЕКУ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОДЛЕВАЮТ СРОК СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ, то добавляется еще один критерий: так называемое особое усердие органа, осуществляющего производство по данному делу. То есть идея в том, что человек, арестованный по обвинению в совершении какого-либо преступления, считается невиновным пока приговором суда, вошедшим в законную силу, не будет доказано обратное. И это не просто крылатая фраза, а напоминание всем о том, что любой человек, будучи невиновным, может попасть под подозрение, стать обвиняемым и в таком статусе быть арестован.

То есть, государство считает его невиновным, но тем не менее, арестовывает, считая, что, если обвиняемый будет на свободе, есть вероятность, что он воспрепятствует расследованию, скроется от следствия или совершит преступление. Как выражаются юристы, существует в момент ареста (при расследовании уголовного дела) общественный интерес, который превалирует над правом человека на свободу. И с этим ничего не поделаешь»,- продолжает собеседник.

Однако, по словам Алумяна, когда вопрос уже касается продления срока ареста, то орган расследования должен не только доказать, что основания для ареста все еще сохраняются. «Добавляется еще одно непременное условие, состоящее в том, что в течении предыдущего периода орган, осуществляющий производство по делу, действовал с особым усердием. То есть, если человека просто закрыли под замок и особо не расследуют дело в течение предыдущих 2-х месяцев, то получается, что обвиняемый оказался в качестве заложника в руках государственных органов. Ведь его арест был произведен для того, чтобы он не мешал следствию, а следствие особо не беспокоилось о том, чтобы расследовать дело в предельно краткие сроки. Критерий «особого усердия» уже давно вошeл в юридическую практику, поскольку Евросуд в своих решениях многократно обращался к этой теме.

Итак, каждый раз, когда следователь обращается в суд для продления срока содержания обвиняемого под стражей, суд обязательно исследует вопрос того, что проделал следователь в течении 2-х предыдущих месяцев. И если следователь не докажет, что он расследовал дело с особым усердием, то обвиняемый должен быть освобожден из-под стражи. Ни один суд не продлит содержание обвиняемого под арестом, если окажется, что за прошедшие 2 месяца следователь отвел для этого дела пару-тройку часов.

Ну, а теперь посмотрим, как выглядит ситуация, когда уголовное дело находится не на этапе предварительного следствия, а уже расследуется в суде. Те же самые судьи, которые считали ненормальным, что за предыдущий период следствие поработало над этим уголовным делом всего 3-4 часа, могут сами себе позволить вести судебный процесс, назначая заседания раз в месяц. Можно привести массу примеров того, как расследование уголовных дел в суде длилось годами, в то время как обвиняемые все это время находились за решеткой. Приведу в пример лишь одно уголовное дело, которое расследуется в суде уже более 7 лет, и все эти годы четверо обвиняемых находятся под арестом. И это условии, что анализ судебных заседаний показывает что в среднем, суд уделял этому уголовному делу не более одного часа в месяц.

Это одна из наиболее серьезных проблем нашего правосудия. И уже есть жалобы в Евросуд на подобные действия государства», – заявил Айк Алумян.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • МИНЮСТ С НОВЫМИ СИЛАМИ БОРЕТСЯ С «КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ»
    2025-04-05 13:26

    По всей видимости, министр юстиции Србуи Галян решила продолжить дело одного из ее часто меняющихся предшественников на этом посту Рустама Бадасяна. Последний, автор законодательных поправок по линии борьбы с криминальной субкультурой, помнится, 6 лет назад громогласно заявлял, что Уголовно-исполнительная служба Минюста РА с честью продолжит бескомпромиссную борьбу с этим явлением.

  • УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПО ВЫБОРАМ В ГЮМРИ НАБИРАЮТ ОБОРОТ
    2025-04-03 09:59

    Суд по совершенно неподдающемуся здравому смыслу «делу бабушек» отклонил ходатайство следователя об избрании в отношении кандидата в члены Совета старейшин Гюмри от блока «Наш город» Анаит Халатян меры пресечения в виде домашнего ареста. Последняя была задержана в Гюмри людьми в штатском. Позже выяснилось, что женщину доставили в Антикоррупционный комитет, где ей предъявили обвинение в обещании предвыборной взятки. Халатян не признает выдвинутое в ее отношении обвинение, связанное со взяткой. Не будет взята под стражу и 75-летняя бабушка Кима. Продержав в заключение 72 часа и не минутой меньше, ее отпустили на свободу, применив административный арест. Именно так, как заявил накануне судебного решения адвокат бабушки Рубен Меликян. Как видим, не ошибся.

  • ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ ВСЕ-ТАКИ РАССМОТРИТ ХОДАТАЙСТВО В ОТНОШЕНИИ НАИРЫ ОВСЕПЯН
    2025-04-02 09:48

    По всей видимости, в скором времени в Высшем судебном совете состоится рассмотрение ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи Гражданской палаты Кассационного суда Наиры Овсепян. Ходатайство, как это обычно бывает, направлено в ВСС из Министерства юстиции. Не в первый раз, между прочим.

  • АРМЕН АШОТЯН ДИСТАНЦИОННО ПОУЧАСТВУЕТ В МЕРОПРИЯТИИ ЕНП
    2025-04-01 10:38

    31 марта Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ