ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет
Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
НЕТ! И СЕГОДНЯ, СПУСТЯ ОКОЛО ВОСЬМИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ИЗ ЖИЗНИ, он являет собой тот оптимистический парадокс, который может быть выражен формулой "настоящее не стареет". Искусство крупнейшего мастера мировой графики, выдающегося европейского офортиста конца XIX - первой половины XX веков Эдгара Шаина и сегодня звучит обжигающе современно. На каждой выставке, устраиваемой в Армении время от времени, его работы предстают перед нами в своем чистом и незамутненном очаровании. Это чудеса меры и благородного вкуса, пластической ясности, это сконцентрированная художественная правда, полная непосредственно ощущаемого драматизма. С исключительным разнообразием представляет он нам своего современника.
Эдгар Шаин сочетает в себе могучую способность вживаться в тему, редкое многообразие чувств, фантастическую творческую страсть к показу человека, его характера. Он был одним из величайших психологов в изобразительном искусстве. На лицах изображаемых им персонажей человеческой драмы сменяются сильно выраженные радость и печаль, улыбка и грусть, любовь и ненависть, любопытство и равнодушие, хитрость и искренность.
Мне посчастливилось видеть работы Эдгара Шаина несколько раз: на выставке в Национальной картинной галерее из ее сокровищницы еще при жизни ее основателя Рубена Дрампяна, где-то в начале 80-х годов (офорты Эдгара Шаина, проживавшего в Париже, впервые были представлены армянским зрителям в 1935 году), затем в Центре искусств "Бояджян", в Доме-музее Джотто.
Офорты Шаина звучат как откровение даже для тех зрителей, которые неоднократно видели их в Национальной галерее, где для них предоставлен отдельный зал. Это собрание мастера дает представление о его творчестве, взглядах, мировоззрении, позволяет всмотреться в образы шаиновской эпохи, в круг людей и событий, лично известных. Достаточно один раз увидеть его гравюру "Безработный", это потрясающее до глубины души творение, чтобы запомнить его на всю жизнь. Какая-то безжалостная обреченность пронизывает его, этот могучий символ неизбежной человеческой судьбы. Могучей потому, что при помощи самых скупых средств позволяет нам заглянуть глубоко в пропасть жизни, которую ведут одно поколение за другим. Уверенные линии придают ему исключительную динамичность.
На одной из выставок, устроенной В. Бояджяном, мы увидели редкие и уникальные книги французских писателей: Анатоля Франса, Густава Флобера, Октава Мирабо, Колет, Юсманса и других художников с потрясающими иллюстрациями Эдгара Шаина, которые ранее были изданы малыми тиражами и являются букинистической редкостью.
Особое внимание посетителей вызывало одно из последних приобретений устроителей выставки - "Смерть Венеции" Мориса Бареса. Этот шедевр печатного искусства был опубликован в Париже в 1926 году в 230 пронумерованных экземплярах, 30 из которых не были предназначены для продажи. Книга содержит 26 двойных гравюр Эдгара Шаина. Обложка кожаная.
ВСЕ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО ЭДГАР ШАИН ПОСВЯТИЛ ВЕЧНОЙ ТЕМЕ В ИСКУССТВЕ - человеческому сердцу, душе человека, этим, по словам великого Леонардо да Винчи, двум вещам, которые должен уметь делать хороший художник. Как отмечает один из исследователей творчества художника - искусствовед Элен Гайфеджян, человек для Эдгара Шаина - мерило всех вещей. "Но Шаин - гуманист нового толка, - отмечает она. - Не прекрасная, гармонически развитая, соразмерная во всех компонентах человеческая особь останавливает его внимание. Художник видит и показывает нам прекрасное там, где другие замечают лишь лохмотья и тлен, горе и падение. За внешней неприглядной оболочкой одетого в рубище чуткий, внимательный взор художника угадывает душевные качества, достойные быть запечатленными в искусстве. Душа, которой ведомы страсти, которую не сломили ни тягостность убогого существования, ни неравная борьба, ни крушение надежд, ранимая и стоически терпеливая, прекрасная в своем глубоко затаенном от стороннего взгляда страдании и мужестве. Эта мысль красной нитью проходит через все творчество Шаина. Художник выводит на арену своего искусства, эстетически реабилитирует обездоленное парижское дно, тех, кого судьба сделала изгоями общества, его отверженными".
Любая выставка Шаина дает хорошую встряску зрителям. Очень выразительны изысканные, эмоционально напряженные иллюстрации, отличающиеся пластической экспрессией, тревожным контрастным столкновением черного силуэта и белой плоскости листа. Почти для всех них характерно стремление мастера к психологической расшифровке момента, проникновение в духовную сферу образа.
Смотря на бесчисленные экспонаты Шаина, не перестаешь удивляться, какой мощью мысли, каким совершенным мастерством надо обладать, чтобы создавать подобные образы! Это правда мужества и правда жизни, претворенная добрым, отважным сердцем, чистыми помыслами. Для нас они стали критерием истинно высокого, вечного искусства, которое способно говорить с людьми разных веков и разных поколений на одном языке: человеческого долга, устремленности в будущее, любви, всеобъемлющей, как небесный свод.
Сегодня, когда прошлое, настоящее и будущее находятся под угрозой, когда нам (в который раз!) приходится отвечать на вопрос "быть или не быть?", особенно важно прикоснуться к извечным ценностям искусства, щедрости, терпения, добра, которым так богат нравственный и духовный опыт такого мастера, как Эдгар Шаин, художник, приобретший огромную славу во Франции и во всей Европе.
Шаин был кровно связан с родиной и всегда с готовностью откликался на любые предложения, связанные с организацией его выставок в Тифлисе, в Армении. Ему так и не удалось осуществить поездку в Армению... Но творения великого мастера, которые есть в Армении, говорят об его вечном присутствии...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-05 10:07
Завершился международный фестиваль "Современная классика" Значительным музыкальным событием нынешней весны стал международный фестиваль "Современная классика", который Государственный симфонический оркестр Армении со дня основания этого мероприятия провел уже в пятый раз. Заключительный концерт, впрочем, как и все концерты фестиваля, прошел в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. Не так часто в концертной жизни происходят события экстранеординарные, становящиеся эстетическим потрясением и для любителей музыки, и для профессионалов. Таким событием и стал этот фестиваль, носящий имя великого польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Сверхзадача организаторов этого музыкального марафона, проникнутая пафосом бескорыстной любви и творчеству, высоким патриотизмом и художническим энтузиазмом, нашла поддержку Посольства Польши в Армении, МОНКСа РА. Программы концертов отличает новизна, вкус, избранность замыслов, привлечение музыкантов не просто яркого, но истинного таланта. Со дня своего основания оркестр под управлением С. Смбатяна сотрудничал едва ли не со всеми ведущими мировыми исполнителями. Эту линию он продолжает и сегодня.
-
2025-04-02 09:39
Среди значительных музыкальных дат этого года - 255-летие со дня рождения титана музыки Людвига ван Бетховена, чистого гения с правом говорить о вечном и говорить вечности.
-
2025-03-29 11:08
После двадцатипятилетнего перерыва ереванская публика вновь встретилась с известным дирижером и композитором Лорисом Чкнаворяном. Он приехал в Ереван по приглашению директора Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Карена Дургаряна. На сцене важнейшего очага нашей культуры состоялся его авторский концерт с участием симфонического оркестра театра под управлением самого маэстро Чкнаворяна.
-
2025-03-22 10:16
Вардкес Суренянц - одна из ярчайших фигур в армянской художественной жизни последней четверти девятнадцатого столетия и начала века двадцатого. Человек самых разнообразных интересов и увлечений, необыкновенно одаренный, ни на кого не похожий, чрезвычайно искренний во всех своих проявлениях. Талантливый живописец, он занимался также иллюстрацией, театральной декорацией, архитектурой, а также теорией искусства, искусствоведением. И это еще не все. Он писал заметки о своих путешествиях, в частности, по Армении, в которых художник восхищается народной мудростью, стройной, красивой внешностью армянок, их вкусом и глубоким чувством цвета в подборе одежды.