ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ
Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения).
Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
ВОТ И КОНЦЕРТЫ ДЕНИСА МАЦУЕВА, ВЫСТУПИВШЕГО 8 И 9 НОЯБРЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ им. АРАМА ХАЧАТУРЯНА, стали истинным праздником для ереванцев и многочисленных гостей города. Он – всегда событие. Работает как очень немногие в государстве – вся жизнь расписана по дням и часам на много лет вперед. Но он привык: безропотно осваивает часовые пояса, разнообразные маршруты и не всегда устраивающие его концертные залы. И рояль, подчинившийся его твердой воле и твердой руке, создает ему славу подлинного музыканта. Все, что он играет, – серьезно, значительно и представить сегодня мировую музыкальную жизнь, исключив мацуевские интерпретации, невозможно. Сколько горения, подвижнического труда, энергии и любви вложено в это бесконечное разнообразие программ!
Что в нем поражает больше всего? Всеобъемлющий, многогранный талант, сочетающий в себе романтический порыв и необыкновенный покой, силу и нежность, яркость красок и предельную простоту, буйство фантазии и удивительную серьезность. Игра его поэтична, там, где необходимо, филигранна, в местах драматичных – динамична и мужественна.
Напомним, что Денис Мацуев родился в Иркутске, окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. После победы на Международном конкурсе им. П.Чайковского началась его активная гастрольная деятельность не только по городам России, но и по всему миру. Впервые он выступал у нас, в этом же зале в самом начале нового столетия с Молодежным оркестром под управлением Сергея Смбатяна. Слушать его еще в те годы было огромной радостью. Он покорил сразу же вулканической энергией, богатством красок, особой одухотворенностью. Потом он приезжал еще, каждый раз поражая новыми гранями своего таланта, добиваясь еще большей широты, глубины, многогранности.
Таков он и сейчас, в пору высшего расцвета таланта, артист, который по-прежнему с фантастической преданностью служит музыке, творцам, чьи произведения звучат в его исполнении. Годы непрерывного блистательного концертирования – это сплошная борьба за совершенствование своего искусства. Об этом говорят и его многочисленные выступления с самыми известными оркестрами. Среди них – Нью-Йоркский филармонический оркестр, Парижский оркестр, Лондонский филармонический оркестр и множество других, одно перечисление которых заняло бы целую страницу, не говоря уже о дирижерах, под управлением которых проходили концерты с его участием.
Играя творения классиков и современных авторов, он оставался верен своим творческим принципам, сохраняя свой пианистический почерк. Горячность, взволнованность, интенсивность переживания, волевой напор и проникновенность неизменно присутствуют в его игре, придают интерпретации яркую индивидуальность.
Безупречный вкус, огромная самоотдача, подвижничество отличают и его организаторскую деятельность. Денис Мацуев – вдохновитель ряда музыкальных фестивалей и конкурсов. С 2004 года он проводит фестиваль "Звезды на Байкале" в родном его городе Иркутске. С 2005 года является художественным руководителем фестиваля Crescendo, концерты которого проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже, Нью-Йорке…
8 НОЯБРЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ИМ. АРАМА ХАЧАТУРЯНА ПРОШЕЛ КОНЦЕРТ "КЛАССИКА И ДЖАЗ", где Мацуев выступал с ведущими российскими музыкантами (на этом концерте автора этих строк не было). В программе вечера - произведения Рахманинова, Чайковского, Гершвина, Паганини, Шостаковича. А на следующий день в этом же зале состоялся сольный концерт пианиста, в программе которого - соната N23 "Аппассионата" Л.Бетховена, фантазия-соната "По прочтению Данте" Ф. Листа, "Времена года" (Июнь, Октябрь, Декабрь) П.Чайковского и соната N8 B-dur С. Прокофьева. Эта сложнейшая программа предоставила пианисту замечательные возможности для демонстрации своих исполнительских данных. Потрясающее впечатление от игры Д. Мацуева внушало мысль, что время в зале измеряется по каким-то другим законом. Перед нами изумительно четкие замыслы в достойной оправе, сплав героики и мощного драматического порыва! Искусство чистое, целомудренное, проникнутое душевной и нравственной силой. Какие потрясающие глубины обнаруживает пианист в этих столь разных сочинениях, как удивительно уживаются у него полнота образа и лаконичность, какие неожиданные интонации находит, нигде и ни в чем не нарушая интимности посланий, напротив, подчеркивая ее тончайшими звуковыми характеристиками.
Огромный зал в глубочайшей тишине и изумлении слушал пианиста. Каждое сыгранное произведение – это целая драма, в которой открывается и время, и судьбы. Нарастание драмы и спад, буря и скорбь, размышление и созерцание. Слушаешь и понимаешь, что каждый раз Мацуев сам охвачен восторгом перед этой непокоренной мощью или сам потрясен трагедией. Каждый раз – это как неожиданное открытие, столь совершенное, что даже при многократном слушании обнаруживаешь новые краски, новые достоинства исполнения. Самая тишина зала, потрясенного великолепной игрой пианиста, безграничная его принадлежность этим минутам, выделяет его игру среди других.
Выходя на сцену, он кланяется публике без малейшей манерности, голова благородно задерживается в поклоне на долю минуты, быстро садится и сразу начинает игру. Слушая в его исполнении "Аппассионату" Бетховена, кажется, что для Мацуева не существует препятствий, тайн в мире музыки. Все преподносится им с предельной ясностью, "зримостью", раскрывается им до конца. Неповторимый процесс вдохновения на публике доведен до совершенства. В это исполнение он вкладывает весь жар души, весь разлет своих чувств. Сам Бетховен, по свидетельству современников, считал "Аппассионату" лучшей из своих сонат. Нет человека, который не поддался бы силе эмоционального воздействия этого произведения, Его высокая героика и драматизм, проникнутый духом страстной, беззаветной борьбы захватывали не одно поколение людей. Слушая исполнение, поражаешься до грусти совершенством творения. И хочется молчать, потому что словом не выразить. Это поэзия в высшем ее значении, соседствующая с трагедией и выражающая всю глубину человеческих чувств.
Какая была бесконечная, безбрежная звуковая волна с нарастаниями, взлетами, спадами. И пианист нес эту страсть просторно, широко. Создается ощущение, что пианисту свойственно интуитивное чувство преувеличения меры, без которого в искусстве нет праздника.
С ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ ВЫРАЖЕНИЯ ИГРАЛ ОН И ФАНТАЗИЮ-СОНАТУ "ПО ПРОЧТЕНИЮ ДАНТЕ" ФЕРЕНЦА ЛИСТА. Это введение в мир душевных смятений, бурь, жестоких страданий, страстей, взлетов. Исполнитель обнажал диалектику души, неукротимое борение мыслей и чувств великого человека. Властные руки словно лепили Сонату, выпевали элегическую тему. У многих, сидящих в зале, захватывало дух и от Листа и от самого исполнителя, сумевшего раскрыть дантовские масштабы, глубину драматизма.
Во втором отделении прозвучали "Временя года" (три жемчужины инструментальной лирики – Июнь, Октябрь, Декабрь) П.Чайковского. Именно эти пьесы-настроения получили громадное распространение в различных переложениях для других инструментов. В исполнении Мацуева ни одна из этих пьес не пострадала. Они полны задушевной грусти, неповторимости в своем мелодическом обаянии.
И завершила программу Восьмая соната Прокофьева – произведение, требующее большого эмоционального напряжения, по форме близкое симфонии, полное глубоких философских обобщений. В трактовке Мацуева она прозвучала именно как глубокое, монументальное произведение, исполненное величайшего смысла, по-настоящему масштабное, в котором заложен драматический конфликт огромной силы. Это было невыносимо прекрасно.
…А как принимали! Гром аплодисментов после каждого выступления. После такой сложной программы были и "бисы". А затем стайка детей с букетами цветов. И, наконец, улыбающийся виновник торжества, вынырнувший из глубины прозвучавшей музыки.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?