Последние новости

МУЗЫКА ЧЕРЕЗ ГОДЫ И РАССТОЯНИЯ

В Китае завершен Международный конкурс им. Арама Хачатуряна

Последний осенний месяц в Китае прошел под знаком Арама Хачатуряна. Международный конкурс имени великого композитора, который перекинулся из Еревана в Пекин, собрал под свои знамена около 300 юных участников из различных стран мира. Замечательно, что наш музыкальный турнир продолжает жить, что он открыт еще и в Поднебесной, собирая новых рыцарей. И это неслучайно.

АРАМ ИЛЬИЧ ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ ТЕХ НЕМНОГИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО, кто уже при жизни был увенчан славой и получил широкое мировое признание. Первые же крупные сочинения композитора – Первая симфония и в особенности блистательные фортепианный и Скрипичный концерты – сразу выделили его в число ведущих советских композиторов. Годы "оттепели" открыли для композитора возможность широко представить свою музыку за рубежом. География его авторских концертов за рубежом приобрела глобальные масштабы – выступления в 30-и странах мира с охватом едва ли не всех континентов. И всегда – самый горячий прием, восторженные отклики. Давно повсеместно осознано и признано выдающееся значение творческого наследия армянского композитора для всей современной музыки. Слушатели многих стран мира открывали для себя Армению через музыку Арама Хачатуряна. Ибо она, его музыка – это не замкнутый в себе, а широко раскрытый художественный мир, постоянно перетекающий из прошлого и настоящего в будущее.

Музыка Арама Ильича оказала революционизирующее влияние не только в Закавказье, но и во всем мире. Кроме чисто творческого влияния, он много сделал и как педагог. У него учились армяне, русские, грузины, студенты из Латинской Америки, Японии, Китая и.т.д. И, конечно, опыт Арама Хачатуряна был особенно мощным и художественно убедительным в плане плодотворности культурного взаимодействия Востока и Запада. Его опыт будет осваиваться, озвучиваться в новых условиях и формах.

Музыка Арама Хачатуряна звучит в исполнении лучших коллективов страны независимо от юбилеев. Она широко представлена в программах Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна, звучит в его гастрольных выступлениях и за рубежом.

Она занимала особо важное место с самого появления этого оркестра. Музыка Хачатуряна, несомненно, наложила печать своеобразия на весь духовный облик коллектива на протяжении всех лет существования. Пропаганде наследия композитора способствуют и Международный фестиваль имени композитора, основанный 2013 году, собирающий в стране всемирно известных солистов, создавая удивительную атмосферу международного диалога посредством музыки, и, конечно, Международный конкурс, носящий его имя. Задуманный и впервые проведенный в июне 2003 года – в год столетия великого композитора, он особенно повышает интерес к наследию композитора. За эти годы этот конкурс успел обрести не только значительный масштаб, но и общепризнанное реноме главного музыкального события сезона, его торжественной кульминации. Причина тому не столько даже в высоком уровне привлекаемых к участию музыкантов и в той тщательности, с которой подходят организаторы конкурса к формированию его, как теперь принято говорить, "контента", но и прежде всего в географии, объеме и размахе. В том истинно национальном, изначальном решительном настрое, который так точно соответствует духу этого события.

НЫНЕШНИЙ ТУРНИР ТАЛАНТОВ, ЗАВЕРШИВШИЙСЯ НЕДАВНО В КИТАЕ, также приобрел особое значение и весомость. Это яркое свидетельство того, что Китай, восторженно открывший для себя музыку Арама Хачатуряна, вводит ее в свой художественный мир. Своим рождением Международный конкурс им. А. Хачатуряна в Китае обязан энтузиазму руководства Культурного фонда "Арам Хачатурян" при поддержке государственных структур Китая. Он прошел в трех номинациях – скрипка, виолончель и фортепиано. Заключительный финальный этап проходил в Национальном оперном театре Пекина, куда к этому моменту прибыл Государственный симфонический оркестр Армении под управлением Сергея Смбатяна, который аккомпанировал финалистам конкурса.

Оценивали конкурс прославленные музыканты из разных стран. В состав жюри вошли также и армянские известные музыканты – профессор Ереванской консерватории Сергей Сараджев (фортепиано), скрипач Айк Казазян, виолончелист Микаел Ахназарян. На концерте открытия выступила с симфоническим оркестром Национального оперного театра Пекина стипендиатка фонда "Музыка во имя будущего", виолончелистка Мари Акопян. На этом конкурсе удостоился первой премии пятнадцатилетний скрипач Эдуард Даян. В рамках конкурса успешно выступал и Государственный симфонической оркестр под управлением С. Смбатяна. Мы вправе ожидать от постоянного партнера конкурса новых свершений и интересных встреч, всегда открывающих для слушателей неожиданные грани своих способностей.

"Я с гордостью наблюдаю, как воспринимают музыку Арама Хачтуряна за рубежом, - отмечает С. Смбатян. – Когда оркестр выступает в какой-либо стране, нас всегда просят включить в программу Хачатуряна. Оставаясь глубоко национальным композитором, он в то же время принадлежит общечеловеческой культуре, ярким свидетельством чему стал и конкурс его имени в Китае. Конкурс транслировался по Центральному телевидению Пекина, приобщив к музыке армянского композитора многомиллионную аудиторию. Арам Хачатурян – наша гордость и мы на деле должны доказать, что достойны его великого наследия".

Исполнительный директор Фонда культуры "Арам Хачатурян" Мартин Товмасян отметил, что эта культурная акция, реализуемая с государственными структурами Китая, призвана еще сильнее укрепить связи между нашими странами и нашими культурами, популяризировать богатое наследие великого композитора. Мы стали свидетелями огромного интереса китайской публики к творчеству армянского гения. Исполнители из разных стран играли его музыку с увлечением. И нет сомнения, что она всегда будет сопровождать их дальнейшую творческую жизнь.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ – ADIEMUS КАРЛА ДЖЕНКИНСА
      2024-12-09 11:18

      Этот вечер стал определяющим для всего тонуса XII Международного музыкального фестиваля имени Арама Хачатуряна. И не только потому, что Большой зал филармонии был полон, но и потому, что и все остальные фестивальные события широкой публикой будут восприниматься в новом ярком триумфе этого концерта. В его программе – оригинальное сочинение, один из хитов талантливого мультиинструменталиста, современного британского композитора, командора Превосходнейшего ордена Британской империи сэра Карла Дженкинса "Симфоническое Adiemus".

    • ОДАРЕННАЯ С ИЗБЫТКОМ
      2024-12-06 09:39

      В эти дни народная артистка Армении и Грузии Эльвира УЗУНЯН отмечает свое 90-летие Ее голос звучал красиво и вдохновенно, сливаясь с взволнованной кантиленой музыки Верди. Сложная жизнь человеческой души как бы заново рождалась в известной всему миру "Травиате". Потом были поздравления и пожелания. Они обычно приходят, когда случается в жизни что-то значительное. Вот с этой значительной победы на конкурсе, объявленном летом 1962 года Ереванским оперным театром, и началась основная глава творческой биографии студентки третьего курса Тбилисской консерватории Эльвиры Узунян. Она получила приглашение вступить в труппу театра в качестве солистки.

    • ЕЙ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ВСЕ
      2024-11-29 10:49

      26 ноября выдающейся актрисе Арус Асрян исполнилось бы 120 лет В театральное искусство Арус Асрян вошла не только как актриса высокой сценической культуры, но и как сердечный, душевно щедрый человек, пример беззаветного служения профессии. 120 лет отделяют нас от даты ее рождения и 37 лет со дня смерти, но жива память о выдающейся артистке, в чьей судьбе так знаменательно скрестились пути ее искусства и жизни нашей страны XX века.

    • ВЕЧНАЯ КЛАССИКА В НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
      2024-11-25 10:40

      В Большом зале филармонии стартовал 12-й Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна "Плодотворно только чрезмерное, умеренное же - никогда!" – эти слова, сказанные Стефаном Цвейгом по поводу художественного максимализма одного из знаменитых дирижеров, могут в какой-то степени характеризовать и деятельность Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна. Идеи у художественного руководителя и главного дирижера оркестра сыплются как из рога изобилия и без всякого ажиотажа тут же осуществляются. Ощущение, что это ему ничего не стоит. А между тем всякий, кто участвовал в музыкальных смотрах, фестивалях, конкурсах, встречах, знаком с трудностями их организации.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ