В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ТУПИКЕ
Армения не очень богата природными ресурсами минерального сырья, по крайней мере, принято считать так. Но вот что удивительно – даже те возможности, которые есть в нашей стране, используется неэффективно, начиная с интеллектуальных и профессиональных ресурсов и кончая полезными ископаемыми. Рассматривать весь спектр упущенных возможностей мы не будем, остановимся только на медно-молибденовых месторождениях, из которых Каджаранское считается одним из крупных в мире.
ТЕ, КТО БЫВАЛ В СЮНИКЕ, КОНЕЧНО ЖЕ, ПОМНЯТ, что там из отходов добычи и переработки руды выросли целые горы, образовались озера, загрязняющие живописную природу тех мест и создающие реальную угрозу здоровью населения региона. Но по-другому и быть не могло. На протяжении многих десятилетий для обогащения меди и молибдена использовался метод флотации, что неизбежно сопровождается значительными потерями сырья и экологическими проблемами.
Однако технологическая наука развивается быстро, и те страны, которые стремятся решить свои экономические и социальные проблемы, активно внедряют новые методы переработки руды, заменяя металлургические технологии на химические. Причем в свете технологических достижений огромные скопления отходов устаревшего производства сегодня стали рассматриваться как самостоятельные месторождения и с полным на то основанием, поскольку при внедрении передовых технологий из отходов можно доизвлечь много пользующихся спросом материалов и сберечь возможности основных месторождений, которые рано или поздно иссякнут. И такой подход принят сегодня не только в богатых и развитых странах, но и в тех, которые к их числу не относятся. Новые технологии уже внедрены даже в ряде стран Африки – Танзании и ЮАР, а также в Южной Америке, в Чили, Мексике, Венесуэле. Идти в ногу со временем стремятся и некоторые постсоветские страны, в их числе Узбекистан, Казахстан, где есть медно-молибденовые месторождения, исследования этого направления активно ведутся в России.
Но, похоже, Армения к технологическому развитию не стремится и продолжает довольствоваться использованием технологий, теряющих актуальность. В результате наша страна экспортирует только сырье – концентраты, в лучшем случае - и ферромолибден, а не готовые продукты, что, как уже было сказано, сопровождается экономическими потерями и экологическими проблемами.
Но что же мешает Армении выйти на современный технологический уровень? Проблема, как всегда, только одна – отсутствие понимания и профессионального подхода к вопросам, имеющим стратегическое значение. Конечно, за последние 30 лет число высококлассных специалистов в Армении катастрофически сократилось. А ведь они были, причем свои, национальные кадры! Но кому-то очень уж сильно мешала достаточно мощная промышленность нашей республики и с нею расправились в рекордные сроки. Оставшись не у дел, специалисты разъехались, постарели, многим пришлось сменить сферу деятельности, иных уж нет. Сегодня в Армении найти толкового инженера, тем более производственника, очень непросто, квалифицированных рабочих – и тех не осталось. Но был бы спрос, подготовить и восстановить профессиональные кадры за какое-то время можно.
НО ВЕРНЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДНО-МОЛИБДЕНОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. Любая технология начинается с научной лаборатории, где исследуются фундаментальные основы тех или иных производственных методов. В отличие от других академических учреждений, сориентированных в основном на фундаментальные исследования, Институт общей и неорганической химии им. Манвеляна НАН РА имеет технологическую направленность и ближе других к производству. Квалифицированные кадры там есть, и результаты проводимых в этом институте исследований могут найти важное практическое применение, но, разумеется, при условии, что полезные начинания получат поддержку. В числе перспективных сотрудников этого института - доктор технических наук Карен Давидян – в недавнем прошлом генеральный директор украинского национального межотраслевого акционерного общества «Укрметаллокерам» при Институте проблем материаловедения НАН Украины, где он занимался разработкой новых материалов в основном для машиностроения. После 35 лет работы на Украине К. Давидян вернулся на родину и готов использовать весь свой опыт и знания для разработки передовых технологий переработки отходов медно-молибденовых производств нашей страны. А это – прекрасная возможность получить из вторичного материала востребованный на мировом рынке готовый продукт.
- Я проанализировал множество материалов по современным исследованиям и вижу, что получение меди и молибдена металлургическим методом флотации сегодня теряет актуальность, - говорит доктор технических наук Карен Давидян. - Все большее распространение находят физические и химические технологии получения этих продуктов из вторичного сырья, которого на территории Армении накопилось так много, что это становится все более острой экологической проблемой. Как показали исследования, даже при дожде растворимые соединения молибдена и меди проникают в почву, делая ее практически непригодной для аграрного производства. Поэтому не использовать современные технологии – значит только усугублять экономические, социальные и экологические проблемы. Мы разрабатываем новые технологии глубокой переработки руды, что обеспечит извлечение из отходов множество полезных материалов и максимально снизит количество отходов. Но если результаты исследований остаются достоянием только фундаментальной науки, не ложатся в основу развития технологий, то они просто теряют смысл. Переход к передовым технологиям – тенденция, усиливающаяся во всем мире, и создание условий для разработки и внедрения этих методов станет серьезным шагом Армении к развитию технологичного производства. Однако необходимость этих изменений должна быть осознана на государственном уровне, - считает К. Давидян.
Научная часть проводимых исследований будет выполнена успешно, но до того, чтобы разработки нашли применение, необходимо пройти еще несколько важных этапов. Однако, если сегодня в Армении академическая наука худо-бедно, но все-таки финансируется, то о технологической науке сказать этого нельзя. И неудивительно. В стране, где практически нет масштабного производства, и индустриальное развитие в планы государства в общем-то не входит, технологическая наука предается забвению.
- Мы создаем научные основы технологии глубокой переработки руды, что позволит практически полностью извлечь медь, молибден, другие полезные материалы новыми методами и свести к минимуму отходы, - продолжает К. Давидян. - Мы уже выделили 5-6 доступных в Армении и не очень вредных химических реагентов, которые могут быть использованы в новых технологиях обогащения руд. Остается выбрать те, которые окажутся наиболее эффективными и смогут найти промышленное применение. Но наш институт - научное подразделение НАН РА, которое выполняет очень важный, но только первый этап процесса. В нашем институте мы стараемся делать все возможное, чтобы восполнить необходимые для разработки и внедрения технологий звенья, но возможности академического учреждения достаточно ограничены, и мы не в состоянии взять на себя все те функции, которые в свое время выполнял отраслевой институт «Армгипроцветмет», считавшийся одним из лучших в СССР научных учреждений этого профиля. Напомню, что разработка и внедрение технологий требуют определенных этапов. Это научные исследования основ технологии, ее разработка и отработка, опытное и, наконец, промышленное производство. Если в этой цепочке отсутствует хотя бы одно звено, ничего не получится. Отмечу также, что медь – материал будущего и ее цена будет только расти. Это и электромобили и очень много других товаров. Поэтому поддержать развитие технологической науки в Армении совершенно необходимо, - говорит К. Давидян.
НО ГДЕ ЖЕ НАЙТИ ТЕХ, КТО ПОДДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ НАУКУ? Первым претендентом на эту роль следует считать государство, как это принято в нормально развивающихся странах. Но по не вполне понятным причинам цель технологического развития и создания производства, по крайней мере сегодня, государством не ставится. Но, может быть, стоит рассчитывать на поддержку частного бизнеса? Как свидетельствует опыт, - тоже нет. Предприниматели далеки от стратегических планов, им нужно заработать деньги сегодня, поэтому они не склонны вкладывать средства в разработку передовых технологий, хотя и не отрицают, что если эти технологии все же появятся, то, возможно, они их внедрят. Что же касается зарубежных инвесторов, то Россия вкладывать деньги в технологическое развитие Армении сегодня не станет, поскольку, как сложатся в дальнейшем отношения между нашими странами, пока не понятно. Иран готов построить в Каджаране медеплавильный завод с использованием местной руды, однако, предполагается, что это предприятие будет использовать метод флотации. О внедрении других технологий речь вообще не идет. То есть проблемы только усугубятся. Что ж, у Ирана свои задачи – получить прибыль и вынести экологически вредное производство за пределы своей страны. Однако, ни на кого обижаться не стоит. Если мы сами не заинтересованы в разработке и внедрении передовых технологий, решении экологических проблем нашей страны, то стоит ли ждать этого от других?
Если государственный подход к технологическому развитию не изменится, то предсказать будущее Сюника, как, впрочем, и всей нашей страны, не составит труда. Армения окончательно укрепится в статусе сырьевой, не способной к технологическому развитию страны. При нынешнем бездумном подходе к использованию медно-молибденовые месторождений они рано или поздно неизбежно иссякнут, а горы и озера опасных отходов станут основной характеристикой ландшафта некогда живописного региона.
Что же делать? Остается одно – ждать, когда государство, наконец, осознает необходимость технологического развития как единственную возможность вывести нашу страну из того униженного и опасного состояния, в котором мы оказались сегодня. И этот подход не должен ограничиваться внедрением передовых технологий в горной промышленности.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-05 10:27
В интервью «ГА» заведующий лабораторией оптики и атомной спектроскопии, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института физических исследований НАН РА Армен САРГСЯН говорит о проводимых исследованиях и интересе зарубежных ученых к полученным результатам.
-
2025-04-02 09:30
В интервью «ГА» кандидат физико-математических наук Армен АЛЛАХВЕРДЯН рассматривает вопросы взаимоотношений человеческого и искусственного интеллекта.
-
2025-03-31 10:09
Паллиативная медицина – область, достаточно новая для Армении и очень тяжелая, специфическая. Тем, кто готов посвятить себя этой деятельности, нужна особая подготовка, ведь речь идет о неизлечимых больных, которым все-таки можно помочь. В отличие от других медицинских специальностей паллиативная медицина не ставит задачу излечить больного и даже продлить его жизнь просто потому, что это в данном случае невозможно. Эти люди обречены, и задача паллиативной медицины – насколько это возможно, избавить этих больных от физических и душевных страданий, сделать их последние дни и месяцы жизни максимально комфортными.
-
2025-03-22 09:39
В интервью «ГА» заведующий лабораторией психофизиологии человека Института физиологии НАН РА, кандидат биологических наук Александр ХАЧУНЦ рассказывает о результатах исследований, которые могут найти важное практическое применение.