Последние новости

ПОЛЕТ ЧЕРНОГО ВОРОНА

В ереванском культурно-деловом центре "Дом Москвы" прошел творческий вечер, приуроченный к 90-летию одного из гениев XX века, величайшего режиссера советской эпохи и прекрасного коллажиста, нашего талантливого соотечественника Сергея Параджанова. Вечер вели люди, которым волею судьбы довелось стать частью жизни и творчества этого большого художника. Это народная артистка РФ и Украины Лариса Кадочникова (Украина), исполнившая роль Марички в фильме Параджанова "Тени забытых предков", фотохудожник, автор многих уникальных снимков, запечатлевших Мастера, Юрий Мечитов (Грузия) и директор столичного Дома-музея Сергея Параджанова, хранитель параджановского наследия Завен Саркисян.

КИНОКОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ "ДОМА МОСКВЫ" И НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ В РЕЖИМЕ АНШЛАГА. Вечер открылся теплым приветствием гостей и показом фотографий Юрия Мечитова и других фотографов, с которых полными жизни и неуемной энергии глазами смотрел на нас Параджанов. В режиме слайд-шоу на экране мелькали эпизоды из его жизни, в которых бытовые зарисовки и встречи с именитыми коллегами сменялись позерством и шутливыми выкрутасами Параджанова перед камерой. Таким он был в реальности - энергичным и дружелюбным и в то же время неординарным, шокирующим не только окружающих, но и самых близких людей, и будоражащим умы кинокритиков и искусствоведов.

Сергей Параджанов родился 9 января 1924 г. в Тифлисе (Тбилиси) в семье антиквара Иосифа Параджанова, торговавшего самыми невообразимыми уникальными предметами и изделиями. Антикварной была и атмосфера города, в котором рос Сергей: старинные улочки с лавками и мастерскими, где красовались изделия ремесленников разных национальностей и культур. Позже этот красочный мир лег в основу его кинематографических замыслов и их оригинальных решений, а также феномена самого Параджанова-человека, который, как выразился Ю.Мечитов, "кайфовал на этнографии - следе человека на вещи".

Известная эпатажность Параджанова проявлялась во всем - от необычных выходок во время дружеского застолья до вздорных выходок на съемочной площадке. Он не мог довольствоваться чем-то одним. Если это образование - на смену инженерии и классическому вокалу пришла кинорежиссура, основы которой он осваивал во ВГИКе, а затем и создание коллажей, в которых Параджанов проявил себя талантливым художником и философом. Если это родная страна, то их у него было несколько: выходец из армянской семьи, он родился в Тбилиси, учился в России, долго жил и работал в Украине и в конце концов обрел мировую известность. Не случайно его называли "армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм".

Вечер вели люди, которым волею судьбы довелось стать частью жизни и творчества этого большого художника. Это народная артистка РФ и Украины Лариса Кадочникова (Украина), исполнившая роль Марички в фильме Параджанова „Тени забытых предков„, фотохудожник, автор многих уникальных снимков, запечатлевших Мастера, Юрий Мечитов (Грузия) и директор столичного Дома-музея Сергея Параджанова, хранитель параджановского наследия Завен СаркисянС 1949 г. ПАРАДЖАНОВ РАБОТАЛ АССИСТЕНТОМ РЕЖИССЕРА, а затем режиссером на Киевской киностудии им.Довженко, снял несколько документальных и игровых фильмов - так, для пробы и "прохода". В 1964 г. вышел первый его шедевр - "Тени забытых предков", снятый по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского. Фильм, принесший Параджанову мировую известность, был показан в программе кинофестиваля в Мар-дель-Плато (Аргентина) и удостоен приза и премии за лучшую режиссуру, затем кубка I Фестиваля фестивалей в Риме и многих других наград.

Вспоминает Лариса Кадочникова. "Когда Параджанов задумал эту картину, я работала в театре "Современник" у Олега Ефремова. Это был период, когда люди всю ночь стояли в очереди, чтобы добыть хотя бы контрамарку на "Голого короля". Мой муж, оператор Юрий Ильенко, был приглашен Параджановым для работы в "Тенях" и решил познакомить с ним и меня. Встретились на Тверской: Сергей сидел на чемоданчике у магазина "Армения" и, завидев меня, вскочил и восторженно произнес: "А вот и Маричка!" Я не знала ни его, ни творчества Коцюбинского, ни украинского языка, прочла повесть - прекрасную поэтическую историю гуцульской любви - и забыла. Спустя пару месяцев муж звонит из Киева, приглашает на пробы. Отправилась. Выучила пару фраз на украинском, прочла. Меня утвердили. Пришлось ехать на Карпаты на целый год и навсегда уйти из "Современника".

В Карпатах тогда все ходили в национальных костюмах и здоровались даже с незнакомцами. Параджанов влюбил меня в поэтическую историю "Теней", но с ним было трудно работать: он требовал бесконечного количества дублей, не понимал сидевшей в нас системы Станиславского.. После показа первой части отснятых материалов произошло "чп": нам с Юрой они не понравились, и мы заявили о выходе из картины, что вызвало эпатажное раздражение у Параджанова. Но когда пришла следующая часть материалов, мы поняли, что перед нами - гений, создающий поэтическое искусство, красивый мир, в котором мы мечтали бы жить, способный проникать в суть поэзии и автора".

Сложная, эмоциональная и противоречивая натура Сергея Параджанова нашла отражение и в других его фильмах. Их в творческом наследии режиссера чуть меньше 20, но истинно параджановскими, принесшими ему мировое признание считаются кроме "Теней", также "Цвет граната", "Легенда о Сурамской крепости", "Ашик-Кериб". Каждый снят на основе национального материала и раскрывает тему любви и преданности, но не в привычной для кинематографистов той эпохи и тем более зрителей манере и словно вторит девизу самого Параджанова - "правда, если ее немного не приукрасить, никому не интересна!" Параджанов был образцом человеческой свободы, он был свободным в быту, жизни, творчестве и даже тюрьме, куда он, "неудобный и конфликтный", был отправлен по сфабрикованному обвинению и где создал множество уникальных рисунков и коллажей из подручных материалов и предметов. Как вспоминает Юрий Мечитов, Сергей Иосифович часто повторял: "Человек свободный свободен всегда". "По большому счету он снимал антисоветское кино, - сказал Ю.Мечитов. - Советский народ - народ без прошлого, шел к коммунизму, к светлому будущему, а Сергей снимал людей с их прошлым".

ЭПАТАЖНОСТЬ ПАРАДЖАНОВА СКВОЗИЛА ВО ВСЕМ. Ю.МЕЧИТОВ рассказывает, что Маэстро не принимал в своем тбилисском доме гостей из Армении, если те приезжали без сыра "Рокфор". Одну из фотографий с супругой Светланой он назвал "Светлана и Сергей - Свет и Тень". На другой организовал процессию собственных похорон, установив на передок "Жигулей" свой портрет в рамке, а сам встал у машины и принялся рыдать.

Колоритный и фотогеничный, он срежиссировал и самую знаменитую свою фотографию, по которой сделана ныне тбилисская скульптура в его память. "Однажды Сергей звонит мне и просит срочно прийти на одну из улочек вблизи его дома, прихватив фотоаппарат, - рассказывает Юрий Мечитов. - Кроме меня он привел сюда двух незнакомок, расставил их в конкретных точках, как, впрочем, и меня, и принялся прыгать, словно взлетал в небо. Он все рассчитал с предельной режиссерской точностью, вплоть до нужного для подобного кадра фотообъектива, которого у меня не было и который вдруг оказался рядом. Это было 15 мая 1981 г. Я тогда бросил Параджанову "Полет черного ворона" (хотя фотография называется "В полете").

В тбилисском доме Параджанова побывало много именитостей, среди них и великий итальянский актер Марчело Мастрояни, который потом сказал: "Меня так встречают только в Италии!" Сегодня этот дом потерял не только былую атмосферу, но и внешний вид, исчезла и сказочность параджановского дворика. Даже для съемок игрового фильма Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна "Параджанов" пришлось воспользоваться соседним двориком.

"Я благодарна Завену Саркисяну, что он создал в Ереване потрясающий музей, в каждом уголке и предмете которого чувствуешь присутствие Параджанова,- заметила Лариса Кадочникова. - Такое ощущение, что Сергей вышел на полчаса, а мы ждем его, можем заварить и попить чай, поговорить по душам". Подобную задушевную атмосферу удалось создать также руководству и сотрудникам "Дома Москвы", организовавшим прекрасный творческий вечер в память о Маэстро.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Рубен ПАШИНЯН: «НАШ НАРОД РЕИНКАРНИРОВАЛ МНОГОКРАТНО»
      2024-07-26 10:31

      В конце мая в Лондоне состоялся творческий вечер армянского писателя, журналиста, актера и режиссера Рубена Пашиняна, организованный литературным клубом «Глагол». Вечер прошел в атмосфере, свойственной европейским арт-салонам. Были представлены книга «Разнобой» и фильм «Сынок, а где Евфрат?», известные в определенных кругах не только армянской, но и российской, американской общественности.

    • ДВА ЧАСА С МУЗЫКОЙ НАРИНЕ ЗАРИФЯН
      2024-07-24 10:34

      Для любого композитора юбилейный авторский концерт - огромный праздник, к которому он идет на протяжении всего творческого пути. В то же время это своеобразный отчет перед слушателем о проделанной за долгие годы работе, презентация музыкальных жемчужин из собственной "шкатулки", демонстрация профессионального роста и, конечно же, искреннее желание порадовать поклонников своего творчества. В этих настроениях и прошел концерт именитого композитора, профессора ЕГК им. Комитаса, заведующей кафедрой джазовой и популярной музыки Нарине Зарифян, приуроченный к 40-летию творческой деятельности. Юбилейный вечер, хоть и запоздал слегка, не потерял своей значимости и оказался долгожданным не только для виновницы торжества, но и для ее коллег и студентов, широкой музыкальной общественности Армении. К означенному дню и часу Большой концертный зал "Арам Хачатурян" заполнился до отказа гостями из Еревана, Ванадзора, Гюмри и других уголков нашей страны.

    • АРМЯНСКОЕ КИНО В РАЗРЕЗЕ ВЕКА
      2024-07-23 10:53

      Прошлый год ознаменовался празднованием 100-летия армянского кинематографа, которое отмечалось по всем удобным случаям. В Армении проводились мероприятия, приуроченные к юбилейной дате, а многочисленные отечественные кинофестивали обязательно включали в свои программы показы, смотры, круглые столы, обсуждения и другие форматы, посвященные вековой годовщине нашего самобытного кино.

    • «ГРАТОН» У СТЕН МАТЕНАДАРАНА
      2024-07-20 11:04

      В Матенадаране открылся I Международный арменоведческий конгресс, собравший на своей площадке специалистов из разных стран. Программа конгресса, проходящего 19-22 июля, насыщена мероприятиями. На фоне научного форума, презентаций книг, круглых столов, культурной программы и обсуждений выделилась книжная экспо-ярмарка «Гратон», где представлены важные издания по арменоведению. Ярмарка проводится в международном формате и также впервые и включает продукцию более 20 государственных и частных издательств, музеев, научных и образовательных институтов Армении и Спюрка. Все книги вышли в свет за последние 5 лет и обрели известность в широких научно-общественных кругах, интересующихся арменоведческими дисциплинами, темами, вопросами. На их основе можно составить представление о направлениях арменоведения, которые чаще исследуются специалистами.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "МОЗГ - ЭТО СУЩЕСТВО ВНУТРИ НАС"
      2024-06-24 10:31

      7 июля ученый мир отметит 100-летие со дня рождения нейрофизиолога, крупного исследователя мозга, научного руководителя Института мозга РАН (1990-2008), академика Натальи Бехтеревой.

    • ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ
      2024-06-11 10:06

      К юбилею школы Нерсисян В нынешнем году исполняется 200 лет со дня основания первой армянской средней школы в Закавказье - Тифлисской семинарии Нерсисян. Она была создана в 1824 году по инициативе главы епархии ААЦ в Грузии Нерсеса Аштаракеци и в дальнейшем названа его именем.

    • АКСАКАЛ АРМЯНСКОГО СПОРТА
      2024-05-17 14:00

      17 мая исполнилось 80 лет одному из самых заслуженных и известных спортивных деятелей Армении – Деренику Абрамовичу Габриеляну. Этот человек прошел славный жизненный путь, а его вклад в развитие армянского спорта трудно переоценить.

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.