«В 2025-м ЮЖНЫЙ КАВКАЗ СОХРАНИТ ИНТЕРЕС ДЛЯ МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИГРОКОВ»
«Не исключено, что западные партнеры могут вынудить руководство РА присоединиться к антироссийским санкциям и оформить выход из ОДКБ - тогда Азербайджан и Турция получат возможность окончательно решить «армянскую проблему» путем принуждения Армении к капитуляции», - отмечает в беседе с корр. «ГА» доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр КРЫЛОВ.
- Ситуация на Южном Кавказе в преддверии уходящего года – что, по-вашему, является определяющим? События в Грузии, армяно-азербайджанский контент или, может, есть другие нюансы?
- Прошедшие в Грузии парламентские выборы, их результаты и дальнейшее развитие событий, конечно, важны, однако очевидно, что политическую ситуацию в регионе определяют отношения между Арменией и Азербайджаном. Что мы видим? Азербайджан выдвигает условия до заключения мирного договора, среди которых – изменение Конституции РА и другие. При этом затягивание сроков выгодно усиливающемуся Азербайджану, тогда как ожидания армянского руководства в контексте дипломатического давления Запада на Баку слишком завышены. Обратите внимание: до сих пор заявления политических и общественных деятелей США и ЕС о солидарности с Арменией, в поддержку прав армян Нагорного Карабаха влекли за собой лишь дальнейшее ужесточение азербайджанской переговорной позиции. Азербайджан продолжает ударными темпами вооружаться и в стремлении обеспечить свою армию новейшими видами вооружения проводит политику диверсификации поставщиков. Наряду с РФ основными поставщиками вооружений стали Израиль, Беларусь, Турция и Чехия. Азербайджан и Турция постоянно увеличивают количество совместных программ по разработке и производству вооружения и военной техники.
Что касается Армении, то она наращивает политическое и военно-техническое сотрудничество с ЕС и НАТО путем увеличения численности европейской наблюдательской миссии, расширения программ сотрудничества НАТО с армянской армией и силами безопасности, налаживания поставок вооружений из Франции и других стран. В ответ из Баку звучат заявления, дескать, это деструктивное вмешательство в дела региона и поддержка «армянского реваншизма». В плане Нагорного Карабаха хочу напомнить об азербайджанской программе «Великое возвращение», предусматривающей заселение азербайджанским населением восьми городов и ста деревень Нагорного Карабаха. Тема «Зангезурского коридора» используется всеми заинтересованными в регионе международными игроками как инструмент достижения собственных интересов: вытеснения конкурентов и установления над «коридором» своего контроля. Уровень взаимной враждебности ни в армянском, ни в азербайджанском обществе не снижается. Заявления азербайджанских официальных лиц о возможности возвращения карабахских армян в случае принятия ими азербайджанского гражданства носят декларативный характер ввиду очевидной невозможности совместного проживания армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе. В целом в двусторонних отношениях сохраняется высокий уровень напряженности.
- Что насчет заявлений армянского руководства относительно точки невозврата в отношениях с ОДКБ? Думаете, Армения официально выйдет из блока, продолжив курс на Запад?
- Дело в том, что смена администрации США снижает степень заинтересованности, вносит элементы анархии и непредсказуемости в политику США/НАТО/ЕС на Южном Кавказе. В таком контексте Пашинян может отказаться от окончательного свертывания отношений с РФ в политической сфере и воздержаться от выхода Армении из ОДКБ. Однако высокая степень зависимости нынешнего руководства от западных партнеров делает возврат страны к прежней многовекторной политике и полноценному членству в ОДКБ маловероятным. Скорее всего, Пашинян продолжит следовать западным вектором, но постарается и дальше сохранять «замороженный» статус в ОДКБ и экономические выгоды от членства Армении в ЕАЭС.
- Как насчет ситуации в Грузии и разворота грузинского корабля?
- На самом деле, никакого особого разворота не произошло. Правительство Грузии в лице «Грузинской мечты» уже много лет следует одним политическим курсом. Радикальный разворот ожидал бы Грузию в случае победы оппозиции, но грузинский избиратель предпочел поддержать действующие власти. При этом в Грузии наглядно проявилась деструктивная роль внешних сил, которые выступали против «Грузинской мечты», оказывали поддержку оппозиции и стремились дестабилизировать внутриполитическую ситуацию. При оценке нынешней роли США/НАТО/ЕС в Грузии, как, кстати, и на всем постсоветском пространстве, необходимо учитывать меняющийся баланс сил на глобальном уровне. Конфликт между транснациональной элитой, с одной стороны, и продолжающей выступать за приоритет независимых государств национально ориентированной олигархией и бюрократией - с другой, приобретает все более острый характер и многообразные формы. Внутри ЕС этот конфликт ведет к росту популярности антиглобализма, стимулирует дезинтеграционные тенденции, сепаратизм, рост популярности евроскептиков, и т.п. В США он во многом определил ход президентской кампании, в ходе которой Трамп выступал за возврат к национальным приоритетам, а его противники – за продолжение политики воинственной глобализации.
- И о чем свидетельствует победа Трампа?
- Победа Трампа свидетельствует о том, что человечество уже прошло «пик глобализации» в виде однополярной американоцентричной модели мироустройства. Ей на смену приходят региональные блоки, ориентирующиеся на создание более плюралистичной мировой системы, основой которой будут «расширенный Запад» (США и их союзники) и «большая Евразия» (Россия, Китай, Индия и др.) вместе с присоединяющимся к ней в рамках БРИКС «глобальным Югом». Те внешние силы, которые стремятся превратить Грузию в инструмент достижения своих целей, остаются сторонниками воинственной глобализации. В реальности Грузия перестала играть роль «антироссийского тарана» на Южном Кавказе после провала военной авантюры Саакашвили в 2008 году. При том, что российский и грузинский подходы к абхазской и югоосетинской проблемам продолжают оставаться противоположными, после начала СВО на Украине в 2022 году власти Грузии заняли нейтральную позицию и отказались присоединяться к введенным Западом антироссийским экономическим санкциям.
- Что, конечно, не могло понравиться Западу...
- Поначалу Запад ограничивался методами дипломатического давления на грузинские власти, но затем к ним добавилась демонстративная поддержка оппозиции, которая стала требовать отставки правительства и заявила о готовности воевать против России. Фактически политика «Грузинской мечты» по отношению к России стала возвратом к политике позднего Шеварднадзе, при своем строго прозападном политическом курсе стремившегося избегать открытой конфронтации с Москвой. Со временем это перестало устраивать глобалистов, Шеварднадзе был свергнут, и политика Грузии стала определяться администрацией США. В нынешнем украинском контексте противники России вновь стремятся превратить Грузию в свой инструмент. Однако правящая «Грузинская мечта» отказывается приносить Грузию в жертву ради торжества глобализма и либеральных идей. В результате все попытки Запада втянуть Грузию в конфронтацию с Россией потерпели неудачу. Конечно, Запад будет пытаться раскачать лодку, однако в пользу грузинских властей сейчас играет явное замешательство и дезорганизация в стане коллективного Запада после победы на выборах в США Трампа. Это повышает шансы «Грузинской мечты» на удержание власти и продолжение самостоятельного национально-ориентированного курса.
- Каким вам видится будущий год с точки зрения региональных развитий?
- Думаю, в 2025-м Южный Кавказ сохранит интерес для мировых и региональных игроков в силу своего важного стратегического положения. При этом опять же приход к власти в США Дональда Трампа повлечет за собой изменение приоритетов американской внешней политики. В этом контексте велика вероятность, что новая администрация США снизит степень своей вовлеченности в дела Южного Кавказа и постарается переложить основные расходы и груз ответственности за дела региона на Евросоюз. Если сфокусироваться конкретно на Армении, то тенденция такова, что главная роль в проведении политики США/НАТО/ЕС в Армении все больше переходит к Франции, наращивающей политическое и военно-техническое партнерство с правительством Никола Пашиняна. ЕС и НАТО также продолжат наращивать свое военное присутствие в Армении путем увеличения численности миссии Евросоюза в Армении (EUMA), проведения совместных учений, и т.д.
В случае дальнейшего обострения конфронтации с Россией не исключено, что западные партнеры могут вынудить руководство РА присоединиться к антироссийским экономическим санкциям и официально оформить выход из ОДКБ. Тогда Азербайджан и Турция получат возможность окончательно решить «армянскую проблему» путем принуждения Армении к капитуляции на продиктованных ей условиях. При таком развитии событий дестабилизация региона и утрата Арменией суверенитета могут рассматриваться Западом как приемлемая цена за прекращение российского военного присутствия в Армении и ее вытеснение с Южного Кавказа. Надеюсь, что нынешнее руководство Армении при всей своей прозападной ориентации все же воздержится от дальнейшего ухудшения отношений с Россией и продолжит сочетать свое политическое дистанцирование от Москвы с сохранением выгод от экономического сотрудничества с РФ. Уверен, что по мере дальнейшего формирования многополюсной системы международных отношений у государств Южного Кавказа будут появляться новые возможности и перспективы мирного и успешного развития.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-25 10:03
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что президент Грузии Саломе Зурабишвили должна 29 декабря покинуть свой пост, а дальше видно будет - продолжит она свою жизнь за решеткой или на свободе, из-за чего европейская либеральная тусовка впала в ярость, потребовав от Кобахидзе взять свои слова обратно. Однако главным в этом заявлении был вовсе не пассаж, касающийся президента, а мессидж о том, что "в Грузии не победит "deep state" - глубинное государство.
-
2024-12-24 10:48
Обратите внимание на то, как последовательно, буквально из каждого утюга, на всех международных площадках, при каждом удобном случае, президент Азербайджана Ильхам Алиев предъявляет претензии Армении: «не вооружать армянскую армию», «изменить армянскую конституцию, потому что в ней содержатся территориальные претензии к Азербайджану», «Армения – это Западный Азербайджан», «отозвать международные иски против Азербайджана», «Арцах – это Азербайджан, а арцахцы должны принять азербайджанское гражданство, иного пути для них нет, вопрос закрыт», «распустить Минскую группу ОБСЕ», «открыть Зангезурский коридор», и т.д. Не будем рассуждать о том, насколько все это звучит агрессивно, лживо и аморально. Мы говорим о последовательности.
-
2024-12-24 10:16
Говорят, Россия бросила Сирию на растерзание Турции. Так ли это – в беседе с корр. «ГА» комментирует руководитель информационно-аналитического центра «Луйс» Айк Айвазян.
-
2024-12-23 09:57
«Власть, объявившая себя «бастионом демократии» и оплотом свободы слова, сегодня сама же тиранически нарушает заявленный курс», - говорит в интервью «ГА» общественный деятель, иподиакон Армянской Апостольской церкви Вартан ПОГОСЯН.