Последние новости

ВО ВЛАСТИ РИЧАРДА III

Тигран Нерсесян круто поменял амплуа

30 марта на сцене Национального академического театра им. Г. Сундукяна состоится премьера спектакля "Ричард III", поставленного по великой пьесе Шекспира Артуром СААКЯНОМ. Что самое неожиданное – в заглавной роли короля-убийцы, короля-узурпатора, урода и монстра выступит герой театра, заслуженный артист РА Тигран Нерсесян.

В ГОД, КОГДА ВЕСЬ МИР ПРАЗДНУЕТ 450-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ВИЛЬЯМА ШЕКСПИРА, и в контексте глубоких шекспировских традиций армянского театра появление в репертуаре главного театра страны кровавой и великой трагедии воспринимается абсолютно естественно и органично. "Ричард III" - вечная пьеса, крупномасштабное полотно, требующее выразительных и ярких мазков, непреходящие темы, бесконечное количество раз убиваемые на сцене, но никогда не умирающие персонажи – вот драматургия, которая просто обязана присутствовать и украшать сцену главного театра страны, от раза к разу доказывая, что этот славный театр всегда остается в рядах "способных носить оружие", - считает председатель художественного совета театра Давид Мурадян.

И тем не менее появление "Ричарда III" на сундукяновской сцене не отклик на юбилей величайшего драматурга всех времен и народов, не результат заранее запланированной репертуарной политики, но дань сыновней любви. В позапрошлом году исполнилось бы 95 лет мэтру, корифею, демиургу, сотрясателю подмостков, актеру, чье имя на страницы истории армянского театра вписано золотыми буквами, народному артисту СССР Бабкену Нерсесяну. Министерство культуры РА, как должно и как водится, планировало предоставить финансирование для подготовки торжественного юбилейного вечера. Но тут в дело вмешался сын некогда ведущего артиста Академического театра, ведущий артист нынешнего академического театра Тигран.

"Я пошел к министру Асмик Погосян и объяснил, что пять лет назад с большим блеском было отмечено 90-летие отца и вряд ли имеет смысл повторять этот формат. Мне кажется, что лучшая дань памяти артисту – это спектакль в его честь. Я изложил все свои аргументы Асмик Степановне, объяснил, почему именно эта пьеса, и нашел понимание... Правда, работа оказалась колоссальной и потребовала целых полутора лет. Поэтому спектакль посвящается не девяностопятилетию Бабкена Нерсесяна, а просто его памяти", - говорит Тигран Нерсесян. Пока мы помним – артист жив... Так на сцене Национального академического театра родился "Ричард III".

Говорят, дураку полдела не показывают. Критику - тоже. А посему воздержимся до выпуска от серьезной аналитики. Спектакль еще в работе, а его создатели – в творческом поиске. Отметим лишь бесспорные фишки.

ПЕРЕД ГЕРОИЗМОМ ТИГРАНА НЕРСЕСЯНА СЛЕДУЕТ ВСТАТЬ И СНЯТЬ ШЛЯПУ. Ведь даже непосвященному понятно, какого не актерского даже, а человеческого мужества требуется от бывшего Ромео, Инока, Тейлиряна, Раскольникова, Туманяна, Аршака Второго и прочее - словом, романтического героя и красавца, кумира прекрасной половины публики явить себя зрителю хромым, горбатым, сухоруким калекой с гнусавым утробным голосом, который сеет вокруг себя не любовь и восхищение, а смерть и проклятие небес.

Оформление спектакля – последняя работа так безвременно и неожиданно ушедшего из жизни главного художника театра Ваага Теваняна - иначе как прекрасным не назовешь, так же как и костюмы Мэри Саркисян – высказывание не об эпохе, но о театре и образности.

Вообще удивительный визуальный ряд – заслуга не только художников, но в первую очередь режиссера. Ибо седьмым чувством театральности Артур Саакян владеет бесспорно. Эта расцветающая при свете рампы фактура, эти подробно придуманные персонажи второго плана, гротескные, выразительные, в свете которых сумерки Ричарда еще мрачнее, наконец, этот уютный вагон поезда смерти, описывающий по сцене очередной круг в ожидании новой жертвы.

Вообще если прикинуть – скольким параметрам потрафила инициатива Тиграна Нерсесяна! К юбилею Шекспира подоспела как раз вовремя. Поводом к масштабному высказыванию на вечные темы стремления к власти любой ценой, о преступлении и наказании явилась. Еще одно важное с позиции театральной политики обстоятельство: в спектакле занята едва ли не вся сундукяновская труппа. Рядом с теми, кого зритель знает, ценит, а главное, любит, заслуженными артистами РА Нелли Херанян, Альбертом Сафаряном, Гаяне Мкртчян, Джулеттой Степанян, Размиком Хосроевым, молодежь, делающая свои первые шаги на национальной академической сцене. На "шекспировской почве".

Итак, для высоколобых – ведущие артисты сундукяновского театра во главе с Тиграном Нерсесяном и вечные страсти в великой трагедии Шекспира, для тех, кому Шекспир не аргумент, – любимые экранные актеры в криминальной драме с элементами ужаса. "Ричард III"! 30 марта. В Национальном академическом театре им. Сундукяна. Время и место встречи изменить нельзя.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "1489" - НА "ОСКАРА", ДЖАГИНЯНА - НА МЫЛО!
      2024-10-16 09:13

      "Армения могла получить первый в своей истории "Оскар"!" - сказано в заявлении, которое сделало сообщество документалистов в связи с решением Национальной киноакадемии не выдвигать в конкурсную программу иностранных фильмов "Оскара" фильм "1489" Шогакат Варданян, а выдвигать картину Эдгара Багдасаряна "Яша и Леонид Брежнев".

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ЧТОБЫ ВИДЕЛИ!
      2024-10-07 10:18

      "Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГАМЛЕТ" - КАК ОТКЛИК И КАК ОТВЕТ
      2024-06-25 11:11

      Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться...  Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.

    • В "АМАЗГАИНЕ" ПАРУЙР СЕВАК В СТИЛЕ РЭП
      2024-06-14 10:51

      Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу.  "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.