С УГОЛОВНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ ВЛАСТЬ СКОРО ПОКОНЧИТ
Человечество никогда от преступности не избавится, ибо по природе грешен сам человек. Как писал французский криминолог Г. Тард, "если бы древо преступности было со всеми корнями вырвано, в обществе осталась бы зияющая бездна".
Криминальная стихия, как вирус, живет внутри любого здорового общества на протяжении всей его жизни. И любое общество на протяжении всей своей жизни борется с этим вирусом. Победить криминальную стихию, как и вирус, окончательно невозможно, но можно и нужно держать ее под контролем. Стоит, однако, обществу ослабнуть, а его социальным и политическим институтам отклониться от тщательного исполнения заложенных внутри них программ, как криминальный вирус берет реванш и начинает поедать еще живое общество изнутри. Социальный иммунодефицит опасен так же, как и биологический.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ СЕМЬ ЛЕТ НАШЕ ОБЩЕСТВО СТРЕМИТЕЛЬНО ДЕГРАДИРОВАЛО И ОСЛАБЛО, и криминальный вирус уверенно взял на себя роль хозяина. Речь сегодня идет о характере болезни: гангрена это, которую можно остановить скальпелем, или метастазы рака, уже безнадежные.
Боюсь, все-таки метастазы, ибо война государства против преступности при Пашиняне означает войну против... государства. И нет в этом утверждении никакого преувеличения или парадокса. Потому что в нынешнем государстве криминалом пронизаны все его структуры - какую ни возьми, где ни копни. Схватка с криминалом, как ни печально это констатировать, проиграна. Полностью. По всем статьям. В том числе и в области так называемой "уголовной субкультуры".
И это признают уже сами представители власти. Так, депутат от "Гражданского договора" Айк Саркисян удивленно спросил на одном из заседаний фракции: "Как это получается, что мы ведем бескомпромиссную войну против уголовной субкультуры - "воров в законе" и "криминальных авторитетов", а сегодня в тюрьме сидит всего лишь один "вор в законе", тогда как их в Армении 21?"
Заметим, что время от времени нам показывают по телевизору какие-то дешевые шоу, где правоохранители в камуфляже и масках с автоматами наперевес врываются в дома представителей "элиты" уголовного мира, заковывают их в наручники и доставляют в полицию. Правда, забывают почему-то сообщить, что суды потом, как правило, всех задержанных отпускают на свободу.
А единственный "вор в законе", находящийся сегодня в тюрьме, это Витя Тбилисский, который арестован в 2023 году и считается другом Гагика Царукяна. Кстати, не потому ли он сидит в тюрьме?
Значит, говорите, власть объявила войну уголовной субкультуре? Ну что ж, давайте исхитримся, обманем Гераклита, войдем в эту тухлую водичку сызнова.
ЕЩЕ В 2019 ГОДУ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ БЫЛИ ПРОИЗВЕДЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, согласно которым лица, имеющие отношение к уголовной субкультуре, должны быть подвергнуты строгому наказанию, в частности, лишению свободы сроком от 7 до 10 лет. Как заявил тогда Пашинян: "Речь идет о "ворах в законе" и "криминальных авторитетах", сходках, общаках и других явлениях, и цель принятия закона заключается в том, чтобы имеющие отношение ко всему этому люди, были привлечены к уголовной ответственности. Носители этой субкультуры считают тюрьму своим домом, и, следовательно, всех их нужно отправить домой". Лед можно было морозить взглядом Никола. Чистый Шекспир - или Куросава. В армянском варианте.
Но давайте, сограждане, посмотрим внимательно на то, что произошло потом, только не на кролика, которого вынули из шляпы, а на руки фокусника. При всей загадочности пашиняновского законотворчества более таинственного документа, чем принятый тогда закон, оно не знало.
Положения закона сформулированы крайне неопределенно и открывают широчайшие возможности для их субъективного комментирования. Как, например, определить, является ли, скажем, гражданин Петрос "криминальным авторитетом" или нет? Провести социологический опрос по месту жительства? Ведь "авторитетам" или "ворам в законе" соответствующие удостоверения или справки не выдают. Или представители преступного мира должны составлять протоколы своих сходок?
Или взять "общаки". За счет чего они формируются? Общак состоит из взносов от традиционного преступного промысла, например, части краденых денег и ценных вещей, доли от поставки и распространения наркотиков и т.д. Кроме того, в воровской общак входят средства от "дани" с коммерческих структур. Но общаковские средства сегодня не хранятся в чемоданах у кого-то в подвале. Они, как правило, легализируются при помощи не судимых ранее лиц в виде банковских вкладов, вложений в бизнес. Как отделить одно от другого? Кто бы знал...
А что значит формулировка "уголовному преследованию должны подвергаться все лица, имеющие связи с представителями криминала"? Ведь в данном случае можно предъявить обвинение практически любому человеку.
Если я живу в одном многоквартирном доме с "криминальным авторитетом", здороваюсь с ним при встрече, а иногда и играю в нарды во дворе, это можно классифицировать как "связь"? Если "авторитет приходится мне дальним родственником и мы встречаемся иногда на семейных торжествах, садимся за один стол, чокаемся - это "связь" или нет? Если я поставил свою машину на ремонт в автомастерской, владельцем которой в действительности является "авторитет", а потом, естественно, заплатил деньги за проделанную работу, может ли это расцениваться как мой личный взнос в общак? Значит ли это, что меня можно "отправить домой", то есть в тюрьму?
И ПОДОБНЫХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ В ЗАКОНЕ ОЧЕНЬ МНОГО. Более того, закон из таких неопределенностей и состоит. И не случайно, что он никогда практически и не действовал. Вместо этого спецназовцы неоднократно врывались в камеры осужденных (сигналы поступали из исправительных учреждений "Нубарашен", "Армавир", "Ванадзор") и под предлогом обысков жестоко избивали их и даже пытали электрошоком.
С уголовной субкультурой государство должно бороться, с этим никто не спорит. Но неужели кто-то серьезно полагает, что только арестами и избиениями можно решить эту проблему? Решать проблемы таким образом примерно то же самое, что останавливать кровотечение из носа наложением жгута на шею.
А свидетельства тесной связи этой власти с представителями уголовной субкультуры появляются регулярно. Особенно перед выборами. Например, как известно, в марте в Гюмри должны состояться выборы мэра, и сегодня делается все, чтобы привлечь криминальный мир на свою сторону и получить больше голосов. Поэтому и на днях, по сведениям прессы, марзпет Ширака и, естественно, член ГД Давид Арушанян пригласил в мэрию сына известного криминального авторитета по кличке "Шарам" Рудика Ходжояна, посадил рядом с собой и начал в братской обстановке обсуждать планы на будущее.
Но ничего, с уголовной субкультурой эта власть скоро покончит. Увидев женскую тройку в лице главы МВД Саркисян, министра юстиции Галян и генпрокурора Вардапетян, криминальный мир откроет для себя красоту окружающей действительности: особо опасные преступники тут же превратятся просто в опасных преступников, просто опасные преступники - в неопасных преступников, неопасные преступники - в особо неопасных преступников, а особо неопасные преступники станут законопослушными гражданами и исправными налогоплательщиками.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-02-13 10:05
С грустью вынуждены констатировать, сограждане, что демократия в нашем огороде при Пашиняне нисколечко не просматривается. Крапива и лопухи есть, бурьяна выше крыши, а демократия, похоже, не уродилась. То ли овощ больно привередливый, то ли пропалывают его слишком ретиво, то ли гербицидом ошибочно поливают, но растет он у нас неважно. То есть просто и ботвы его не видать, не то что зрелых плодов. Неистребима привычка этих властей щедро поливать там, где не растет, и жестко пропалывать там, где что-то проклюнулось.
-
2025-02-12 10:00
Проблема помилования преступников всегда волновала человечество, и ни в одном обществе никогда не было консенсуса по этому вопросу. Одни убеждены, что в отношении совершившего преступление не может быть пощады и он должен нести наказание в полной мере и до конца, ибо того требует справедливость. Другие считают, что возможность покаяния и исправления должна быть предоставлена всем. Причем сторонники этого подхода в большинстве случаев не теряли родных, не сталкивались с насилием и другими преступлениями в отношении себя и своих близких, поэтому и склонны проявлять гуманизм. Ну что ж, собственная зубная боль значит для человека больше, чем, скажем, голод в каком-то далеком Сомали, сгубивший сотни тысяч людей. Один-единственный фурункул на шее вызывает у человека большее беспокойство, чем сорок землетрясений в Китае.
-
2025-02-10 10:22
В одной из басен великого Эзопа говорится: "Рыбак ловил рыбу, ударами палки по воде пугая рыбу и загоняя ее в сеть. Некто стал бранить его: зачем воду мутишь? Ответил рыбак: "Но ведь если не мутил бы реку, пришлось бы с голоду умереть". Эзоп делает вывод: "Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается замутить сознание людей". Постоянно и целенаправленно мутить сознание людей, пытаясь тем самым кардинально изменить образ и мышление нации, чтобы ему самому в результате жилось лучше всего - вот любимое занятие талантливого демагога Пашиняна, возомнившего себя иджеванским оводом.
-
2025-02-05 09:25
Как считает американский социолог Т. Парсонс, власть любого правителя не является величиной постоянной. Подобно сумме денег, сумма власти может то возрастать, то уменьшаться. Как возможна денежная инфляция в финансовой системе, так возможна и инфляция власти. И тогда силовые методы, угрозы, запугивание, шантаж оказываются для власти тем же, чем золото является для денег, - средством подтвердить свою ценность. Но инфляция режима Пашиняна приняла такие масштабы, что никакое "золото" его уже не спасет. Однако попытки сохранить власть Пашиняном предпринимаются постоянно и по всем направлениям. Здесь эта личность проявляет чудеса находчивости, заставляя граждан хвататься за голову с криком "Матерь Божья! Что творится на свете!" А на свете, дорогие мои, творится следующее.