МАСТЕР АРА АРУТЮНЯН ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ
28 марта - день рождения выдающегося скульптора-монументалиста, графика, народного художника Арм. ССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР и РФ, профессора Ара Арменовича Арутюняна (1928-1999).
А. АРУТЮНЯН ОСТАВИЛ КОЛОССАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ: памятники, архитектурно-скульптурные ансамбли и блистательную графику, он автор символа Армении - монумента "Мать-Родина", памятника-родника поэту и ашугу Саят-Нове, великому Комитасу, портала музея "Эребуни", архитектурно-скульптурного комплекса, посвященного Сардарапатской битве, и Армянского академического театра им. Г. Сундукяна и др.
Многие годы успешно работая в Ереванском государственном художественно-театральном институте, Арутюнян-педагог передавал секреты мастерства молодым скульпторам, получившим признание в Армении и далеко за ее пределами. Философский взгляд на мир и дар предвидения, глубина в рассуждениях на темы искусства и места человека в жизни, талант рассказчика, артистизм и обаяние его личности, наконец, брызжущий темперамент и солнечная энергетика, исходившие от него, конечно же, аккумулировали вокруг него людей.
"В человеке всегда живет внутренняя потребность создавать, у художника не планы - у него мечты, которые он стремится осуществить. Искусство - всегда открытие. Я думаю, что художник, творец никогда не стареет, так же как и сущность большого искусства, - вечно живущая правда", - говорил Ара Арутюнян.
Сегодня, в день рождения Мастера, о нем вспоминают скульпторы Виген Аветис, Алексан Бабаян и Аршак Назарян.
ВИГЕН АВЕТИС - ИЗВЕСТНЫЙ ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СКУЛЬПТОР, почетный гражданин Флоренции. Автор монументальных работ, украшающих города Армении, Италии, Канады и многих других, организатор I международного симпозиума скульптуры в Шуши, ставшего ежегодным, является представителем сформированного в диаспоре движения "Армянское возрождение". Во Флоренции есть отель ArtHotelnelPalazzoBorghesediFirenze, полностью украшенный его работами.
Вигена считают послом армянского искусства в Италии. Он является членом общества "Сорок флорентийцев", которому более 1000 лет. С 1984 года до последних дней Ара Арутюняна Виген Аветис был его помощником и соратником, дневал и ночевал вместе с ним в мастерской, разделяя его творческие искания.
Виген АВЕТИС:
Мой Учитель на всю жизнь
- Ара Арутюнян - художник с большой буквы, гениальный скульптор, родившийся для того, чтобы любить жизнь, восхищаться прекрасным и делать свое дело, которое он безмерно любил и которому был предан до конца жизни.
В АРМЕНИИ СУЩЕСТВУЕТ НЕКОЕ НЕГЛАСНОЕ ПРАВИЛО, действующее на генетическом уровне, чувство особого уважения в отношении учителя, отца, когда молодые люди не могут позволить вести себя недостойно, даже закурить в их присутствии. Такой личностью для меня был Ара Арменович Арутюнян. Когда я вспоминаю его, меня каждый раз посещает это чувство. Он был для меня недосягаемым гигантом и одновременно очень близким другом. Учил меня своим собственным примером, работоспособностью, своим мировоззрением и любовью к Родине, безграничной преданностью Искусству. Находясь рядом в мастерской во время работы, я старался не мешать ему, оставаться в тени, а он, понимая это, доверял мне все больше и больше.
А. Арутюнян - мой Учитель на всю жизнь, до сих пор невольно ловлю себя на том, что любое свое действие и слова соотношу с его словами и мыслями, каждый раз задаю себе вопрос: "А что бы сказал по этому поводу Ара Арменович?"
01 марта 2014 г., Флоренция, Италия
АЛЕКСАН БАБАЯН - СКУЛЬПТОР, УЧАСТНИК ВОЙНЫ В КАРАБАХЕ. В 1995 году окончил факультет скульптуры Ереванской государственной художественной академии. С 1996 - член Союза художников Армении. С 1998 - член Союза художников РФ и член Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Участвовал в республиканских и международных симпозиумах и выставках (Ереван, Москва, Новороссийск, Париж). Большинство работ представлено в музеях Армении, России, в частных коллекциях (Москва, Новороссийск, Германия, Франция, Канада, США, Швейцария, Ливан, Иран). Автор 5 монументальных работ в Ереване. Также многие работы установлены в разных областях Армении, в Карабахе, России и Монголии.
Алексан БАБАЯН:
Создатель, опередивший новые тенденции современной скульптуры
- Ара Арменович очень многому научил меня. Я рано потерял отца. В семье был 7-м ребенком. Лепить начал с детства, и мой отец очень поощрял мое увлечение. Когда поступил в Ереванский художественно-театральный институт, оказался среди учеников Ара Арутюняна. Он был необыкновенно внимателен в отношении меня.
НИЧТО НЕ УСКОЛЬЗАЛО ОТ ЕГО ВЗОРА. Как-то в далеком 1993 году, когда страна была ввергнута в хаос и беспредел, я столкнулся с группой вооруженных людей, которые вышли из машины со скрытыми номерами. Завязалась драка, те, кто был рядом со мной, тихо ушли. Силы были неравны, и я, выбрав главаря этой банды, отчаянно бросился на него. Как потом оказалось, Ара Арменович стал свидетелем этого инцидента. Вернувшись в мастерскую, он, возмущенный до глубины души, спросил студентов: "Почему никто не стал рядом с Алексаном, разве можно в такой ситуации оставлять друга незащищенным?" Меня очень тронуло его отеческое отношение ко мне. Я понял, что в жизни я все-таки не один и что в лице Мастера Ара Арменовича обрел не только учителя в профессии, но и друга.
Ара Арутюнян был очень сильной личностью и, конечно же, непревзойденным уникальным Мастером своего дела. Его мысли, советы и очень точные замечания в решении творческих задач я запомнил на всю жизнь. Во время сеанса работы с дудукистом Дживаном Гаспаряном я рассказал о силе воздействия на меня скульптурных портретов Мастера Арутюняна. В свою очередь Дживан признался мне, что был его одноклассником, сидел с ним за одной партой и в дальнейшем следил за его творчеством. В 1978 году Арутюняном был создан бронзовый бюст Мисака Манушяна - руководителя французского антифашистского движения Сопротивления, "солдата свободы", как его называли. Портрет Манушяна напоминал мне сжатый мощный кулак, и я поделился с Арутюняном этим ощущением. Ара Арменович ответил: "Алексан, удивительная вещь, создавая портрет Манушяна, я представлял именно напряженно сжатый кулак".
В заключение хочу особо отметить, что Ара Арменович очень тяжело пережил снос памятника рабочему на площади Слава труду, на мой взгляд, одного из лучших его творений, созданием которого он опередил время, во многом предопределив появление новых тенденций в современной скульптуре.
11.03.2014 год, Ереван, Армения
АРШАК НАЗАРЯН - ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ АРМЕНИИ, член Союза художников СССР, участник выставок в Ереване, Москве, Литве, Судане, в ведущих художественных галереях США, Франции, Германии. Работы находятся как в частных коллекциях, так и в музеях Армении. Организатор и вдохновитель группы "3-й этаж". Сын народного художника Арм.ССР Сурена Назаряна.
Аршак НАЗАРЯН:
Человек, занимающий особое место в истории армянской культуры
- В первую очередь хочу выразить чувство огромной благодарности и признательности величайшему сыну армянского народа Ара Арутюняну - скульптору, который занимает свое, совершенно особое место в истории армянской культуры.
ОН В ЧИСЛЕ НЕМНОГИХ ХУДОЖНИКОВ ПОСЛЕСТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА, кто привнес в традиции армянского искусства новое мышление, принципиально иные скульптурные и графические решения. Он был одним из первых авторов, кто в своем творчестве сумел определить возможность освобождения от устаревших подходов в поиске новых пластических форм. Сегодня, уже по истечении определенного времени (прошло уже несколько десятилетий) творения А. Арутюняна не только не потеряли своего современного звучания, а стали незаменимой частью национального достояния.
Меня всегда восхищали не только монументальные работы Арутюняна, но и его станковая, в частности портретная скульптура. Здесь А. Арутюнян проявляет яркую индивидуальность, фантазию, благодаря новым пластическим формам и решениям достигает высокохудожественного результата. В создании портретов (наиболее сложной части станковой скульптуры) Ара Арутюнян за счет присущих ему высокого мастерства и глубокого проникновения в сущность создаваемых образов добивался их правдивого раскрытия.
Лучшие его произведения - это памятник-родник Саят-Нове, архитектурно-скульптурный ансамбль Армянского академического драматического театра имени Г. Сундукяна и входящий в этот комплекс скульптурный портрет Габриэла Сундукяна, рельефы на здании музея "Эребуни" в Ереване, декоративная скульптура "Львица" в Гегарде и многие-многие другие выдающиеся композиционные и портретные произведения.
Ара Арутюняна-педагога несколько поколений армянских скульпторов называют Мастером. В годы моей учебы (1980-1986) в Художественно-театральном институте Ара Арутюнян преподавал нам композицию, а впоследствии, с 1983 года, руководил мастерской, где я обучался. Характеризуя Ара Арутюняна-Учителя, в первую очередь хочу отметить присущий только ему нестандартный и свободный от стереотипов подход в решении творческих задач. В результате мы, его студенты, отбрасывая страх и скованность, раскрывались как художники, выявляли в себе талант и восторг созидания. С А. Арутюняном было необыкновенно интересно. Беседы об искусстве, о жизни были незабываемы. Его урок никогда не был скучен и прост. Его ответы на наши многочисленные вопросы отличались самобытностью, точными характеристиками и мудростью. Не могу не отметить искрометный юмор моего Учителя...
В моей памяти навсегда сохранились его комментарии о величайших мастерах - Огюсте Родене, Генри Муре, Джакомо Манцу, чье творчество он знал досконально и профессионально.
Воспоминаний о моем Учителе много, и они разнообразны. Их будет еще больше, и они приобретут качественно иной уровень, когда в один прекрасный день мы, ученики, соберемся вместе и вспомним те счастливые далекие времена и своего Мастера - скульптора Ара Арутюняна.
5 марта, 2014 год, Лос-Анджелес, США
Материал подготовила дочь Ара Арутюняна Сусанна Арутюнян, востоковед, кандидат исторических наук
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…