МОЖЕТ, ЛУЧШЕ СПРОСИТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
В интервью «ГА» директор НИИ средств связи, доктор технических наук, профессор Мгер МАРКОСЯН говорит о развитии нового научного направления и угрозе системе образования.
- Г-н Маркосян, какими исследованиями занимается сегодня ваш институт?
- Мы продолжаем работы по основным, традиционным для нашего института направлениям, при этом используем новые средства и проводим модернизацию разработанных прежде изделий. Параллельно у нас появилось новое направление, связанное с созданием высокотехнологичной техники, позволяющей с использованием искусственного интеллекта моделировать разные ситуации и на этой основе принимать правильные решения, давать рекомендации по наиболее эффективному достижению поставленных целей.
- Наверное, этим направлениям занимаются и в зарубежных научных центрах?
- Сегодня по этому направлению работают все ведущие научные центры мира. Эти исследования считаются чрезвычайно перспективными и с их развитием связывают решение наиболее актуальных проблем.
- Почему задача принятия решений перекладывается на искусственный интеллект, которому, судя по новым тенденциям, человек готов уступить свое место? В чем его преимущества?
- Чтобы принять правильное решение, нужно обработать огромный объем информации. Разумеется, человек в состоянии это сделать, но затратив очень много времени и большие усилия. Нередко эта работа может занять несколько десятилетий. И другой важный момент: человек может что-то забыть, вовремя не обратить на что-то внимание и тогда придется вернуться назад и снова выполнить огромный объем работы. Компьютер ничего не забывает. Будут учтены все факторы и условия, исключаются любые погрешности, соответственно объем работы существенно сокращается, но главное – машина несравнимо быстрее, чем человек, обработает огромный массив информации и на всех этапах поиска верных решений справится с текущими задачами более эффективно. Существует понятие оценки правильности информации. Дело в том, что многие люди нередко принимают решения на основе непроверенных данных, что может привести к крайне нежелательным результатам. А при создании новых систем, исключающих использование ошибочных данных, поскольку все перепроверяется автоматически, этот вопрос легко решается.
Существует и понятие машинного обучения, которое является базисом для искусственного интеллекта. Любая система, связанная с искусственным интеллектом, должна иметь возможность накапливать знания, то есть собрать соответствующую статистику и принять решение на этой основе. Например, искусственный интеллект не позволит на основе собранного материала менять историю и события, как это делают наши соседи. Если хоть одна система искусственного интеллекта такое допустит, это может изменить ход истории.
- У вас есть публикации по этим работам, доклады на научных форумах?
- Мы выступали на международной конференции по этому направлению и получили хорошие отзывы по выдвигаемой теме. Надеемся, что предложенные нами математические модели позволят получить хорошие результаты, и это направление станет очень перспективным для нашего института.
- Скажите, а в этом направлении возможен свой подход, какая-то новая концепция?
- Разумеется. Однако напомню, что все новое – хорошо забытое старое. Мы просмотрели давние работы, сделанные американскими, российскими, израильскими учеными, и поняли, что независимо друг от друга все они шли по одному пути, пытались моделировать ситуации и прогнозировать реакцию на них окружения, смотрели, какие результаты были получены при том или ином решении.
- Но это решение принимал не искусственный интеллект?
- Нет. Тогда использовался достаточно ограниченный объем информации и получалось, что при принятии другого решения можно было получить значительно лучшие результаты. В общем-то искусственный интеллект – это создание моделей мира, той ситуации, по которой надо принять решение. И если математический аппарат работает и дает результаты, на основе которых принимаются решения, значит искусственный интеллект справился с поставленной задачей.
- То есть во всех случаях искусственный интеллект более эффективен?
- Все зависит от того, насколько использованная модель соответствует действительности.
- А ваша задача – разработка таких моделей?
- Да.
- Есть ли возможность проверить, насколько удачна данная модель?
- Были какие-то процессы и принимались решения, на основе которых получены те или иные результаты – хорошие или плохие. Решение, принятое год или десять лет назад, покажет ситуацию, которая была описана тогда, то есть решается обратная задача. В таких случаях считается, что модель была разработана правильно. Есть даже подобные компьютерные игры. Ты оказываешься на необитаемом острове, где надо выжить. Ты что-то строишь, создаешь хозяйство, принимаешь решения и в зависимости от них выживаешь или нет в сложных условиях. То, насколько эффективно будет действовать созданная тобой экономическая зона, зависит от принятых решений.
- Вы, несомненно, знакомы с результатами исследований, проводимых в других странах. Как вы считаете, уровень армянских специалистов позволяет успешно продвигаться по этому направлению?
- У нас очень хорошая молодежь, которая сможет успешно развивать данное направление. Потенциал есть, но это очень связано с подготовкой специалистов. В Армении была сформирована команда из студентов Национального университета архитектуры и строительства, которая участвовала во всемирной олимпиаде в Париже. С этой группой мы серьезно работали, и ребята очень хорошо себя проявили. Они смогли решить все поставленные перед ними задачи, хотя и не вошли в первую десятку. Правда, туда не попали и студенты из США, Англии, Франции. В первую десятку вошли китайцы, вьетнамцы, корейцы.
- Чем это объясняется?
- Во-первых, количество дает качество, но главное - в этих странах более эффективный учебный процесс. Механизм обучения, сама система организации образования в этих странах очень влияют на уровень обучения. Мы были рады, что наши студенты попали на эту олимпиаду и успешно справились со всеми задачами. Однако повышать уровень подготовки нужно.
- Кстати, об образовании. Как вы относитесь к идее создания академического города и переводу всех вузов за пределы Еревана? Это правильное решение?
- Сама по себе идея создания академического города очень хорошая, но она должна быть подкреплена соответствующими финансовыми возможностями. Государство имеет свой подход к этому вопросу и вроде бы собирается участвовать в реализации этой идеи, но не все необходимые для этого условия учтены, поэтому рассчитывать на успех не приходится. Ведь не случайно при принятии решений искусственный интеллект обрабатывает огромный объем информации. Если что-то не учтено, рассчитывать на принятие правильного решения невозможно. По разным слухам предполагается, что университеты должны продать свои здания по цене, которая позволит в течение пяти лет арендовать свои здания, остальные деньги вложить в строительство академического города, построить новые корпуса на выделенных участках. Но где гарантия, что через пять лет строительство будет завершено? Ведь речь идет о реализации очень большого и дорогостоящего проекта. А жизнь показала, что ни один проект не завершается вовремя.
- Заниматься продажей зданий должны сами университеты? А они смогут сделать это успешно?
- Думаю, нет. Наверное, государство привлечет соответствующие организации, которые занимаются продажей недвижимости. Но рассчитывать на успешную реализацию проекта практически невозможно. Университеты потеряют то, что имеют, и неизвестно, что приобретут. Какие-то проекты им подготовят, наймут зарубежных специалистов, но строительство, причем такое крупномасштабное, – дело достаточно непредсказуемое. Цены, в том числе и на строительные материалы, растут каждый день, и суммы, которую изначально предполагалось на это потратить, скорее всего просто не хватит. Что тогда? Поэтому и сроки завершения строительства, и необходимые на это затраты точно рассчитать практически невозможно.
Но следовало бы обратить внимание на мировой опыт. Когда кампусы создавались в других странах, университеты не лишали принадлежащих им зданий. По инвестиционным программам им выделялись деньги, они строили новые здания, а потом объединяли старое и новое. Старые корпуса продолжали работать и принадлежали университетам, а в новых создавались современные лаборатории и т.д. Там при создании кампусов никаких рисков не было и возникающие во время строительства проблемы не отражались на деятельности вузов. Например, в Мюнхене, в центре города расположен университет, но ему принадлежит и загородный кампус, лабораторные корпуса и т.д. В Афинах политехнический институт находился прямо в центре города. За городом построили целый комплекс, и многие лаборатории перешли туда, но это не делалось за счет имеющихся зданий. Там выполняются какие-то практические и исследовательские работы, создаются стартапы.
Когда строился современный Ереван, предполагалось, что это будет студенческий город. Если убрать молодежь из центра, кто останется? Одни старики? Закроются многие кафе, которые так украшают город. Оживленная жизнь кончится. Маловероятно, что планы правительства по созданию студенческого городка удастся реализовать, а загубить систему образования просто. Но если даже что-то получится, представим себе, сколько совершенно неоправданных сложностей в связи с этим возникнет. Стоять в пробках, ехать час туда, час обратно. Ради чего? Это утомительно даже для молодых. А для профессуры, людей более старшего поколения это совершенно неоправданные потери времени и сил. Этот вопрос требует очень серьезного подхода, следует обдумать и учесть все нюансы, как это делает при разработке решений искусственный интеллект, а не увлекаться нереальной идеей, даже если на первый взгляд она выглядит привлекательно.
- Согласно планам, предполагается построить целый город. Это может занять несколько десятилетий, тем более, что средства очень ограничены. Как это отразится на образовательном процессе, исследовательской деятельности?
- Об этом никто не думает. Чтобы за счет прибыли или инвестиций построить лабораторные корпуса, привести их в состояние, соответствующее их функциям, понадобится много времени и огромные средства. Если будет создан соответствующий фонд, который возьмет на себя реализацию этого плана, то это еще можно воспринять как условие, способствующее реализации проекта. А пока это - верный путь к потере образования, что станет катастрофой для нашей страны.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-02-18 10:42
В интервью «ГА» президент общественной организации «Армянский институт сенсорной интеграции», детский нейропсихолог Наталья БОГДАНОВА рассказывает о возможностях коррекции проблем развития у детей.
-
2025-02-15 10:36
В интервью "ГА" кандидат исторических наук, преподаватель Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) университета Ваге АВЕТИСЯН представляет свою новую книгу, посвященную армянской символике.
-
2025-02-08 10:00
В интервью «ГА» ведущий научный сотрудник Бюраканской обсерватории Гайк АРУТЮНЯН рассматривает вопросы, связанные с образованием Вселенной.
-
2025-02-06 09:45
В конце ушедшего года в Ереване прошла научно-практическая конференция «Симуляционное обучение в медицине», посвященная 10-летию создания симуляционного цента в Ереванском государственном медицинском университете им. Гераци (ЕГМУ). Конференция была организована ЕГМУ, Институтом хирургии им. Микаеляна и поддержана - Российским обществом симуляционного обучения в медицине – «Росомед». В форуме приняли участие врачи разных специальностей из Армении, а также гости из России и некоторых стран СНГ. Были представлены доклады авторитетных специалистов и проведены мастер-классы. О том, какую подготовку получают в симуляционном центре студенты, в интервью «ГА» рассказывает доктор медицинских наук, директор симуляционного центра ЕГМУ Сурен ОГАНЕСЯН.