ВСЕАРАБСКАЯ СМУТА ВО ИМЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Мы – свидетели событий исторического значения, разворачивающихся на огромной территории между Индийским и Атлантическим океанами, известной в востоковедении как "Арабский мир". Арабы и арабисты разделяют этот регион на две части: Арабский восток, или по-арабски "Машрик", совпадающий с географическим понятием "Ближний Восток", и Арабский запад, или "Магриб", объединяющий арабские страны Северной Африки.
В конце ХХ века, после отмены колониального господства , были образованы 18 арабских государств: Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Египет, Йемен, Тунис, Ирак, Ливан, Ливия, Катар, Иордания, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Кувейт и Оман, а также Палестинская автономия, находящаяся на пороге трансформации в 19-е независимое арабское государство. Именно в этом регионе, в этих 19 государственных образованиях, в 2011 г. неожиданно для многих начался не имеющий аналогов в истории национальный, политический и социальный взрыв, не прекращающийся по сей день.
KАКОВ ХАРАКТЕР ЭТИХ СОБЫТИЙ и каковы причины, к ним приведшие? Относительно их характера единого мнения не существует. Одни рассматривают происходящее как мятеж или бунт, другие – как попытку государственного переворота, третьи – как исламский заговор, организованный экстремистской религиозно-политической ассоциацией "Братья мусульмане", или "Ихван ал-муслимин"; есть также предположения об иностранном вмешательстве. В последнее время стало модным определение "арабская весна", хотя оно ни по временному признаку (события начались в январе), ни по кровавости и количеству убитых-зарезанных не имеет ничего общего с этим прекрасным временем года. Приведенные выше мнения и точки зрения далеки от истины и научного осмысления этого важного исторического явления. Мы их не разделяем.
Сравнительно-исторический подход к анализу событий и явлений подвел нас к выводу о том, что в течение последних более чем трех с половиной лет в арабском мире происходит не что иное, как общеарабская смута во имя модернизации арабского общества.
Что касается причин, то ударение обычно делается на экономических и социальных составляющих. Было бы наивно сбрасывать их со счетов. Тем не менее они не так остры, чтобы вызвать смуту одновременно в ряде арабских стран. Тем более что некоторые из них, как, например, Ливия, Тунис, Кувейт, Бахрейн, Катар, не говоря уже о Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, по такому показателю, как доход на душу населения, отнюдь не уступают самым развитым странам мира. Но и другие арабские страны вплотную подошли или находятся на подступах к этому уровню. Следовательно, эти факторы не только не являются причиной, а наоборот, сами суть следствие некоего феномена, без раскрытия которого правильное понимание и толкование арабского движения наших дней не представляется возможным. Современная политология, как нам кажется, не сумела дать достоверного и исчерпывающего ответа, загнав себя, таким образом, в тупик.
Итак, о чем речь?
После Первой мировой войны арабские страны освободились от османского почти 402-летнего (1516-1918 гг.) ига, не добившись, однако, независимости. В статусе колоний, протекторатов и подмандатных территорий они попали под европейское колониальное владычество. Началась более чем полувековая длительная и непримиримая борьба арабов за политическую независимость и суверенитет. Она увенчалась в 1970-х годах победой: был положен конец английскому, французскому, итальянскому и испанскому колониализму в арабском мире, и на политической карте появились 18 суверенных арабских государств. В этой общенациональной борьбе арабы в основном выступали единым фронтом. Это была фаза зарождения и развития национально-политического самосознания. Сформировавшееся в конце XIX – начале XX веков поколение арабов сдало на отлично выпавший на его долю исторический экзамен свержения колониального гнета, однако на большее его не хватило.
ПОСЛЕ ОБРЕТЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ перед арабскими странами со всей остротой встала проблема выбора путей дальнейшего развития – какой выбрать, какому следовать? Было три пути: первый – капиталистический путь развития, второй – социалистическая ориентация и третий – исламский путь. Отметим, что на этой фазе исчерпала себя политическая солидарность арабов. Капиталистический путь выбрало подавляющее большинство арабских стран. Для него не была изобретена специальная арабская модель: он уложился в формат всеобщей капиталистической модели развития, однако с сохранением прав и привилегий арабской феодально-племенной знати.
Социалистическую ориентацию развития – просим не путать с научным социализмом как таковым либо с социалистическим путем – выбрали Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Алжир, Ливия, Тунис и Судан. Классическим примером страны, избравшей исламский путь, может служить Саудовская Аравия, считающаяся теократическим государством. Конституция этой страны – священная книга мусульман аль-Коран. Данный путь исключает как капиталистический путь, так и социалистическую ориентацию развития и зиждется на догмах Корана, шариата, религиозно-правовых школ–мазабах, на исламских обычаях-адатах. Его адепты убеждены, что эта модель максимально соответствует вековым представлениям арабов-мусульман и способна сделать счастливым весь арабский мир.
Однако ни одна из вышеназванных моделей не оправдала ожиданий арабов.
Предыдущее поколение арабов со своим низким уровнем развития, недостаточной образованностью, своеобразными менталитетом и психикой, опирающимися на вековые арабские традиции, на характерные для стран с племенной структурой взаимоотношения и покорность, не могло в период постнезависимости выполнить новую миссию. Для решения жизненно важных проблем, стоящих перед арабскими странами, были необходимы свежие силы. Задача решилась сама собой – путем естественной смены поколений. Новое поколение взялось за решение исторической задачи модернизации арабского общества.
Обретение независимости не повлекло за собой каких-либо коренных системных преобразований, которые могли бы способствовать эпохальному взлету арабских стран – от средневековой системы ценностей к современной. Некоторые внешние, чисто формальные изменения, безусловно, произошли в ряде стран: были свергнуты монархии, установлен республиканский строй, учреждены парламенты, на политической арене появились партии и т.д. Однако все перечисленное не привело к глубинным, радикальным и систематизированным переменам, созвучным времени, и не могло привести, ибо новые власти подобных задач перед собой не ставили.
Почему же новое поколение, в отличие от предыдущего, оказалось в состоянии стать инициатором и возглавить процесс модернизации арабских стран, поднять против существующего режима десятки миллионов людей?
ВО-ПЕРВЫХ, ПОТОМУ ЧТО НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ АРАБОВ воспитывалось и получило образование не в медресе, в средневековых религиозных школах, где главенствующими являются ценности, прививающие ученикам идеи верности и преданности средневековым религиозным традициям, а в светских школах, дающих знания иного характера и уровня. Эпоха медресе как основных центров всеобщего образования осталась в прошлом. Выпускники светских школ обладали более широким спектром знаний, были более свободны в своих суждениях, более готовы отказаться от отживших свой век ценностей и более восприимчивы к новому.
ВО-ВТОРЫХ, НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ АРАБОВ блестящим образом воспользовалось возможностью получить высшее образование в университетах более передовых зарубежных стран. В означенный период сотни тысяч молодых людей обучались в британских, французских, немецких, итальянских, американских, советских и иных вузах. В годы студенчества они невольно воочию видели огромную разницу между государственным строем, общественной, политической, образовательной системами, повседневной жизнью в этих странах и у себя дома. Ознакомившись с научными и философскими учениями Европы и мира, они становились носителями иных ценностей, мечтали преодолеть вековую отсталость в своих странах, модернизировать отечество. Сформировался новый араб – образованный и продвинутый – не тот жалкий и покорный, что ходил со склоненной головой, горбил спину перед шейхом и своим господином. Он был готов повести свою страну по пути модернизации, осуществить в ней коренные перемены. Вернувшись домой, выпускники университетов становились проводниками новых ценностей, авангардом борьбы за модернизацию отечества, завоевывая авторитет среди населения.
В-третьих, чрезвычайно важную роль сыграл интернет, появление которого почти совпало со входом в жизнь нового поколения арабов. Оно не осталось в стороне от этого революционного как для развитых, так и для развивающихся стран изобретения. Мощный информационный поток захватил молодых людей, сделал их более зрелыми, более осведомленными о переменах, происходящих в мире, помог им более четко представлять свои задачи в преобразовании арабского общества на основе системы современных ценностей. На этом фоне выпуклее обозначилась отсталость арабских стран, что укрепило решимость молодежи модернизировать родину. Армия последователей и единомышленников росла с каждым днем, превращаясь чуть ли не в самую влиятельную силу в своих странах.
Все это закончилось столкновением новых сил, сформировавшихся внутри общества, со сторонниками отживших свой век, устаревших государственных, политических и общественных структур. Произошло разделение арабского общества. По одну сторону находились приверженцы старых режимов, правящая элита, составляющие меньшинство, однако продолжающие обращаться со своим населением, как со средневековым феллахом и бедуином, а по другую сторону – сторонники модернизации, главной движущей силой которых являлись мятежные, образованные и готовые к самопожертвованию молодые люди. Им симпатизировали, их поддерживали, их ряды пополнялись представителями все более и более широких слоев населения. Их основной целью стала перестройка всей государственной, правительственной, административной, социально-экономической и культурной системы на основе принципов модернизации, отказ от архаических, отживших свой век структур, представлений, идей и следование моделям, принятым в цивилизованных странах. Одной из важнейших задач было также подготовить почву для демократизации, уважения прав человека, искоренения различных средневековых крепостных оков и пут. Большое значение придавалось также проблемам обеспечения нормальных жизненных условий для народа. К сожалению, рамки статьи не позволяют нам подробно остановиться на всех перечисленных вопросах, ввиду чего мы выделим два наиболее важных из них.
Государственное администрирование и режим
После завоевания независимости в арабских странах сформировалась не имевшая прецедентов в истории система администрирования, трудно поддающаяся юридическому определению. Мы позволим себе назвать ее неким симбиозом республиканско-монархическо-наследственной системы. Подобные режимы установились в Египте, Сирии, Ливии, Йемене, Ираке, Тунисе, Алжире и др.
В предложенной формуле компонент "республиканский" обозначает, что данное государство официально является республикой, что закреплено в его конституции, с институтом президентства и прочими надлежащими атрибутами. Компонентом "монархический" подчеркивается де-факто не ограничиваемое сроками правление президента. Хотя он занимает эту должность в результате выборов, последние носят формальный характер, ибо тот, кто сидит в кресле президента-"монарха", обладает столь мощными рычагами воздействия, что эта процедура служит лишь инструментом фиксации заранее известных результатов, подтверждения очередной победы "президента". Компонент "наследственный" в нашем определении означает попытки или сама политика перехода президентской власти от отца к сыну. Тем самым арабы преподнесли миру модель правления, названную нами президентско-династической.
Об изложенном свидетельствуют следующие примеры и факты.
Беспрецедентная общеарабская смута началась в Тунисе в январе 2011 г. Здесь ровно 30 лет, с 1957-го по 1987 гг., президентом страны был Хабиб Бургиба, установивший авторитарную систему правления. В 1974-м он был объявлен пожизненным президентом, получив звание "Отец Туниса", стал подготавливать своего сына, Хабиба Бургиба-младшего, к наследованию власти. Однако в 1987 году премьер-министр Зин аль-Абдин Бин Али осуществил государственный переворот и приблизительно четверть века – до 2011 года – правил Тунисом методами своего предшественника. В январе 2011-го тунисцы восстали против надоевшего и опротивевшего режима. Бин Али бежал из страны и нашел убежище в Саудовской Аравии. Последовавшая за этим цепная реакция смут охватила другие арабские страны.
Следующей жертвой модернизации стал президент Египта Хосни Мубарак, занимавший эту высокую должность с 1981-го, после убийства президента Анвара Садата, по 2011 год, 30 лет. Введенное им в стране чрезвычайное положение продержалось также 30 лет. Он также собирался передать власть одному из сыновей – Гамалю, однако и здесь это монархическое намерение потерпело крах. Восставшие египтяне свергли его, он был арестован, брошен в тюрьму со смертным приговором, замененным впоследствии пожизненным заключением.
Вождь Ливии Муаммар Каддафи просидел на троне 42 года, с 1969 по 2011 гг. – целую эпоху. Он готовил к наследованию власти одного из своих сыновей, Сейфа уль-Ислама, что в переводе означает "Меч ислама". Однако и этим намерениям не суждено было осуществиться: восстание при активном и грубом вмешательстве Великобритании и Франции трансформировалось в охоту на Каддафи, завершившуюся публичным замучиванием до смерти и отвратительными актами унижения человеческого достоинства, что вызвало огромную волну протеста во всем мире против "цивилизованного" вмешательства классических колониальных держав – Великобритании и Франции.
Более 32 лет руководил Йеменом президент Али Абдалла Салим, также возомнивший себя незаменимым монархом и, следуя модели наследственной передачи власти, готовивший к президентству сына. Смута охватила Йемен, где также долгие годы действовало чрезвычайное положение. В стране происходили кровопролитные столкновения между сторонниками смены режима и консервативной племенной знати, поддерживающей Салима. Салим вынужденно отказался от власти; ему и его приспешникам победившая сторона дала гарантии сохранения жизни и имущества.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПО ТАКОМУ ЖЕ СЦЕНАРИЮ развивались события в Сирии. Чрезвычайное положение, введенное здесь еще в 1963 году, продержалось 48 лет. В 1970 году власть перешла к Хафезу Асаду и предводительствуемому им клану алавитов. Он руководил страной 30 лет, до самой смерти. Сирия – единственная страна, где осуществилась мечта арабских диктаторов: власть перешла от президента-отца к сыну. С великим тщанием готовил для этого почву Хафез Асад. В итоге переход власти к его сыну Баширу Асаду произошел сравнительно легко, хотя в дальнейшем бывали моменты, когда он стоял на пороге краха.
Таким образом, результатом движения модернизации стало свержение десятилетиями придерживавших власть диктаторов. Однако это не удовлетворяло сторонников движения. Их целью были также институциональные изменения, которые были бы закреплены в Конституции. Первым, сделавшим шаг в этом направлении, оказался Египет, где в марте 2011 года был проведен референдум относительно введения изменений в Конституцию, согласно которым срок правления президента страны ограничивается четырьмя годами, не более двух сроков. По новой Конституции введение чрезвычайного положения возможно лишь с согласия парламента на срок не более шести месяцев; на более длительные сроки чрезвычайное положение может вводиться только всенародным голосованием. Фактически для арабских стран с республиканской структурой приемлемой стала американская модель правления.
Для арабских стран с абсолютной монархией, каковыми являются в той или иной степени вовлеченные в процессы модернизации Бахрейн, Катар и Кувейт, более приемлемой оказалась британская модель, то есть путь трансформации в конституционную монархию, явственно обнаруживший себя во время кровопролитных столкновений 2011-2012 годов в Бахрейне. Последовательное применение данной модели кажется приемлемым и для Марокко, и Иордании. В Саудовской Аравии, по всей вероятности, потребуются иные решения.
Родоплеменные отношения с их невообразимыми ограничениями и табу
Сегодня не может и речи быть о том, чтоб положить конец существованию племен и племенных отношений. Всем понятно, что это практически не реализуемо и может произойти только в результате длительного исторического процесса.
НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ВСЯ АРАБСКАЯ ПРОВИНЦИЯ – земледельцы, феллахи и кочующие скотоводы-бедуины – пребывает именно в этой действительности. Б?льшая часть населения арабских стран – сельские жители; для них племенные отношения и традиции, подчинение капризам и беззаконию вождей племен – шейхов и духовных лидеров – имамов, являются повседневной нормой. Здесь беспрепятственно действует религиозный, шариатский суд. Несмотря на то что во многих странах законом предусматриваются также светские юридические нормы, они не находят полноценного применения или действуют параллельно с шариатскими судами.
От табу племенных отношений и законов шариата прежде всего страдают женщины. Вот почему призывы сторонников модернизации к защите прав арабских женщин находят такой широкий отклик среди последних. Женщины стали активными участницами движения, они вместе с детьми принимают участие в демонстрациях против существующих режимов, в сидячих забастовках и других акциях, придав движению за модернизацию новый размах и сделав его более массовым. Но вместе с этим надо заметить, что родоплеменные отношения представляют собой очень сложную, даже опасную область. Здесь добиться быстрых результатов с точки зрения их реформирования и модернизации очень сложно. В этой сфере, несомненно, многое еще предстоит сделать, и от сторонников модернизации потребуются недюжинное терпение, изобретательность и политическая гибкость. Однако ясно, что политическая модернизация арабских обществ создаст более благоприятные условия для вовлечения сферы родоплеменных отношений в общеарабское движение к модернизации и ускорит процесс ее реализации.
В заключение можно сказать, что общеарабская смута придала новое, свежее дыхание политической жизни арабских стран и открыла перспективы модернизации арабского сообщества. Первые успехи в этом направлении уже заметны. Однако следует помнить и о том, что в этом принципиально важном для арабского мира движении возможны отливы и даже упадок, признаки чего также наблюдаются.
Будущее, вне всякого сомнения, за модернизацией, как воздух и вода необходимой арабской общественности.
В этом заинтересован весь современный мир.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2018-01-18 12:35
Потери стран ближневосточного региона в результате "арабской весны" - серии переворотов и массовых народных волнений, которые прокатилась по многим арабским государствам в 2011 году, и последующими за ними событиями, составляют $900 млрд. Такие данные привел президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в своем выступлении на форуме "История родины", который открылся 17 января в Каире, сообщает ТАСС.
-
2015-03-04 13:11
В начале марта состоялся визит президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси в Саудовскую Аравию, где он провел встречу с новым королем страны Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Сообщается, что стороны обсудили кризисы на Ближнем Востоке, а также ситуацию вокруг Йемена. Визиту египетского лидера предшествовала дипломатическая активность Саудовской Аравии в отношении соседей королевства по Персидскому заливу, а также контакты с Иорданией.
-
2015-02-20 17:05
Нанесение Египтом в феврале совместно с ливийскими ВВС серии авиационных ударов по силам радикальных исламистов в Ливии стало новым витком кризиса в стране. Сообщается также об операции египетского спецназа против боевиков группировки "Исламское государство" (ИГ) в районе средиземноморского города Дерна на востоке страны, ставшего оплотом группировки. Действия Египта были предприняты в ответ на убийство боевиками группировки 21 египетского копта, ранее взятого в заложники.
-
2014-07-11 13:12
29 июня террористы армии "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ) - иногда позиционируется как Ирака и Шама (ИГИШ) - объявили о формировании исламского халифата, территория которого - пока - вбирает в себя некоторые захваченные ими регионы Сирии и Ирака.Значение этого события, как нам представляется, пока еще не до конца осознано, по крайней мере в Европе и России, внимание которых сконцентрировано на событиях на Украине. Между тем провозглашение халифата уже стало крупнейшим политико-религиозным событием не только для Ближнего Востока, но и для всех исповедующих ислам суннитского толка мусульман, а значит, всего мира.