Последние новости

ЭТОТ ШУМЛИВЫЙ HIGHFEST…

"Шумим, братцы, шумим…" XII Международный фестиваль исполнительских искусств HighFest, проходивший под девизом "Театральный переполох", завершился. Завершился, очередной раз подтвердив – чтобы услышать значимую, весомую тишину, в которой рождается большое искусство, нужно вовсю поддерживать уровень шума.

Уровень шума нынешний HighFest поддерживал не только благодаря многочисленным пресс-конференциям и прочим пиар-акциям, в которых президент фестиваля, истинный профессионал Артур Гукасян большой дока. Практически все спектакли, даже те, что начинались в десятом часу в не по сезону "похолодевшем" Ереване – а это для нашего теплолюбивого зрителя – мощный контраргумент, – проходили при аншлагах. И это, бесспорно, главное завоевание HighFest-а-2014.

ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ПЕРВЫЙ БЛИН, СИРЕЧЬ СПЕКТАКЛЬ ОТКРЫТИЯ, ВЫШЕЛ БОЛЬШИМ КОМОМ. "Живое пространство" из Венгрии оказалось явно мертворожденным. Результаты ползания под огромным ковром артистов-Х, складывающиеся в узоры наподобие поверхности Луны на экране-проекции, в первую минуту даже заинтриговали… Еще через пять минут стало ясно – а больше ничего не будет. Жальче всего стало телеоператоров, стоявших наизготовку в ожидании – вот сейчас начнется действо. Действа так и не дождались. Присутствующая на церемонии открытия министр культуры Асмик Погосян быстро ретировалась. Очевидно, жизненный опыт подсказал Асмик Степановне, что иначе придется пережить диалоги представителей конкурирующих фирм под знаком "И на это, что, идут бюджетные деньги?!"

Зачин-кикс, однако, не выбил HighFest-2014 из седла. За фестивальную неделю на суд ереванского зрителя вышли более 200 мастеров-артистов из 18 стран мира, в том числе Великобритании, Франции, Австрии, Италии, Финляндии, России, Ирана и Грузии. Конечно, фестивальный пасьянс мог сложиться иначе. Козырного туза в виде шоу барабанщиков из Японии, как на открытии HighFest-а -2012, или "Миранды" Коршуноваса, как в году прошлом, в нынешней импортной программе не сыскалось. Зато было много спектаклей не ниже планки. А раз так, раз – что тот солдат, что этот, оставалось без излишних рефлексий повышать театральную эрудицию.

XII Международный фестиваль исполнительских искусств HighFest, проходивший под девизом 'Театральный переполох', завершился

НЕТ, КОНЕЧНО, НАРИСОВАЛИСЬ И В ЭТОМ ГОДУ КУМИРЫ, И ДАЖЕ НЕ НА ЧАС. Алма-атинский театр "АРТиШОК" - частый гость HighFest-а, обросший поклонниками. Ему и на сей раз достался гипотетический приз зрительских симпатий. Театр впервые представил в Ереване спектакль не собственного сочинения, а основанный на драматургии другого автора, конкретнее - Александра Сергеевича Пушкина. Экспериментальный проект "ПУШКИН stand-up" - осмысленное и современное прочтение романа "Евгений Онегин", только в формате stand-up. Это театр на грани интерактивного общения со зрителем – художественный руководитель "АРТиШОК", создатель и исполнительница проекта Вероника Насальская открыто и просто беседует со зрителем, проводя параллели между сегодняшним днем и Пушкиным, доказывая на конкретных примерах абсолютную и вечную актуальность "энциклопедии русской жизни".

"12 лет назад HighFest стал для нас одним из первых фестивалей, дал нам путевку в большую театральную жизнь - после Армении мы выступали в Румынии, Финляндии и т.д. Действительно, международность HighFest-а не надуманная, а фактическая: очень серьезный состав участников и людей, приезжающих смотреть продукцию на этом фестивале, дали возможность нашей дружбе перерасти в серьезное и плодотворное партнерство, сотрудничество. Более 25 стран объездил "АРТиШОК" после Еревана - мы всегда помним это и благодарны за это фестивалю HighFest! Мы очень любим Ереван и ереванцев. У нас, конечно, есть свой родной, алма-атинский зритель, но есть и ереванский - второй по близости. В Ереване благодаря фестивалю, благодаря тому, что здесь происходит, у зрителей более тонкий вкус, да и в целом есть с чем сравнивать. Одним словом, ереванский зритель для нас - знаковый!" - говорит Вероника Насальская.

ЕЩЕ ОДНОЙ БЕССПОРНОЙ УДАЧЕЙ ФЕСТИВАЛЯ СТАЛ ПОКАЗ МОНОСПЕКТАКЛЯ "Записки сумасшедшего" театра из Великобритании Living Pictures. Ну что тут говорить – английская актерская школа, она и есть английская актерская школа. И упитанный актер с глазами – голубыми бусинками лишь в первую минуту напоминал больше лондонского докера, чем несчастного Аксентия Поприщина. А дальше – все как положено. Голос как инструмент с сотней обертонов, столько же выражений подвижного лица, детальная продуманность каждого жеста. И хотя гоголевский "генерал, тайный советник и начальник департамента", преобразившийся в английской интерпретации в "офис-менеджера", слух резал, общее впечатление все равно оставалось – здорово!

Успешно в итоге прошел и спектакль московского театра "Модерн", опять же в первые минуты слегка разочаровавший настрой зрителя. Публика шла на Нелли Уварову, главную героиню культового, можно сказать, в недалеком прошлом сериала "Не родись красивой", и ждала чего-нибудь эдакого легкого, незатейливого и чтобы обязательно про любовь. Заполучила же мрачного нордического Стринберга, творчество которого сильно питало женоненавистничество. Но поскольку спектакль оказался мастерски сделан и крепко сыгран, все, в конце концов, остались довольны.

"Для нас главный критерий, чтобы спектакли не были пошлыми и не противоречили законам нашей республики. В остальном мы приветствуем новаторский подход и считаем, что именно так развивается театральное искусство и именно для этого существуют фестивали",- говорил на финальной пресс-конференции президент HighFest-а Артур Гукасян. Насчет "предумышленного состава" программы разговора не было. Тем не менее главное впечатление от HighFest-а-2014 осталось именно таковым – словно его складывали с дальним прицелом, чтобы вселить веру в себя армянским артистам, чтобы не только наша публика, но и те, от кого зависят деньги, а значит судьба фестивалей и театра, уверовали: "Армянский театр самый лучший!" Ибо бесспорными лидерами, самыми новаторскими, профессионально сделанными при соучастии безграничного воображения оказались именно наши спектакли!

О СПЕКТАКЛЕ "НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ", ПОСТАВЛЕННОМ ВААНОМ БАДАЛЯНОМ в Маленьком театре при поддержке Британского совета, "ГА" уже писал. Именно он оказался топовым в рейтинге лидеров. Вслед за ним высочайшей оценки vip-гостей фестиваля удостоился спектакль "Взятие крепости Тмкаберд", сделанный Заруи Антонян со студентами Ереванского государственного института театра и кино. Еще одна студенческая работа – "Человек-подушка" Григора Хачатряна - закрыла турнирную таблицу чемпионов. Можно надеяться, что HighFest станет и для них путевкой в большой мир, как стал таковой для казахского театра "АРТиШОК".

Еще одна фишка XII фестиваля HighFest - премьера спектакля "Вода полной ложкой", ко-продукции с американскими коллегами, в которой фестиваль выступил в роли продюсера. В постановке пьесы лауреата Пулитцеровской премии Квиары Алегрии Хьюдс задействованы актеры из разных армянских театров. Главный герой пьесы - американский ветеран войны в Ираке, борющийся за то, чтобы найти свое место в обществе, преодолеть обособленность и боль, наладить отношения с семьей. "Я надеюсь, что пьеса даст повод к размышлениям и воодушевит зрителей. В ней затронуты непростые темы, касающиеся физических и психологических проблем людей, вернувшихся с войны, а также проблема наркотической зависимости. Хотя в пьесе представлена американская действительность, темы, затронутые в ней, являются общечеловеческими", - отметил по поводу спектакля Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Армении Джон Хефферн.

А ГОСТЬ HIGHFEST-А, АМЕРИКАНСКИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ И ПРОТОТИП главного героя спектакля Элиот Руис встретился с армянскими ветеранами, участниками освободительного движения за Арцах. "Пьеса является прекрасным произведением, посвященным общечеловеческим проблемам. Она может помочь не только ветеранам, но и их семьям и друзьям. Последние зачастую не представляют себе, с какими проблемами физического и психологического свойства сталкиваются люди на войне, - говорил Руис. - Я удивлен тем, что в вашей стране участники войны не вовлечены в специальные программы по реабилитации и интеграции в общество. Думаю, и в Армении должны действовать специальные обучающие программы для ветеранов, которые позволят им приобрести специальность и обеспечивать себя и свою семью. Мы имеем право на реабилитацию".

Не будем обсуждать художественные достоинства постановки "Воды полной ложкой". В конце концов, Международный фестиваль исполнительских искусств HighFest уже двенадцатый год подряд доказывает, что не шедеврами едиными питается искусство. И чтобы услышать тишину, которая предвосхищает рождение высокого, прекрасного, разумного, доброго, вечного, нужно непременно поддерживать уровень шума, быть в движении, в процессе. И это главная задача, которую фестиваль перед собой ставит и которую решает неукоснительно.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛОРИ" - ВАГЕ ШАХВЕРДЯНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ
      2024-09-27 09:49

      После трехлетнего перерыва Международный фестиваль "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛОРИ" вновь взял старт. А посвящается юбилейный, 30-ый фестиваль большому армянскому режиссеру, на протяжении многих лет бывшему художественным руководителем этого театрального форума, народному артисту РА Ваге ШАХВЕРДЯНУ.

    • МАХНЕМ ТУМАНЯНА НА ТУМО, или РЕИНКАРНАЦИЯ "ТРОЕК" 37-го ГОДА
      2024-09-25 14:18

      На 30 октября назначено заседание суда, которому предстоит решить вопрос - остается ли собственностью Союза художников Армении здание по адресу ул. Абовяна, 16 или оно "уходит" государству. Заседание - закрытое, точнее "в письменной форме". Состязательность и открытость - а-у-у! Адвокат СХ Карен Меджлумян, которому в таком формате придется явно нелегко, назвал происходящее " то ли попыткой рейдерского захвата, то ли рэкетерским наездом". Так или иначе, с юридическими вопросами оставим разбираться юристам.

    • КОГДА РЕЙДЕРЫ - ВЕГЕТАРИАНЦЫ...
      2024-09-23 13:00

      Попытка рейдерского захвата. Маски-шоу, стрельба, брызги крови и вышибленные мозги - как грубо! А ведь есть другой путь - сути не меняющий, но зато гораздо более вегетарианский. Именно им решило пойти Национальное Собрание РА. В нашем бастионе законности стрельбы не требуется - достаточно принять рейдерский закон, и - "Было ваше - стало наше!". Именно так собираются поступить с недвижимостью, принадлежащей не только творческим союзам, по поводу чего одна волна возмущения уже пробежала. Теперь к ним прибавились все общественные организации, обладающие какой-либо собственностью.

    • "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ." - ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
      2024-09-20 11:25

      Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике.  В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВПЕРВЫЕ
      2024-08-29 10:11

      Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.