Последние новости

КАК ВОЛГА С ДЕБЕДОМ ПЕРЕСЕКЛАСЬ

Волгоградский молодежный театр – гость "Театрального Лори"

Международный фестиваль – это всегда открытия, новые контакты, перерастающие порой в дружбу. На церемонии награждения фестиваля "Театральный Лори" вручение приза художественному руководителю Волгоградского молодежного театра и постановщику спектакля "Банкрот", с которым театр приехал к нам, сопровождалось словами: "Первый приз мы отдаем губернатору вашей области, потому что без него эта встреча не состоялась бы. Ну а театру – приз главный". Был еще один "наш ответ Чемберлену" - благодарность театру от марзпета Лори. А еще были теплейший прием и бурные аплодисменты, которыми принял фестивальный зритель спектакль театра, впервые приехавшего в Армению. Международный фестиваль – это всегда открытия.

Молодой Молодежный театр

Люблю молодые театры, не "молодежные", а именно молодые. Именно к ним относится Волгоградский молодежный театр, которому только в следующем году предстоит отмечать десятилетие.

ОН НАЧАЛСЯ ЛЕТОМ 2004 ГОДА - ГРУППА ЭНТУЗИАСТОВ, ГУРУ АЛЕКСЕЙ СЕРОВ, пьеса культового Гришковца "Записки русского путешественника", отсутствие собственного здания и финансовой поддержки. А уже в 2006-м в статусе муниципального премьерой спектакля "Мое загляденье" по пьесе Арбузова театр открыл новую страницу своей истории и истории современной волгоградской культуры. Первая премьера состоялась в помещении бывшего кинотеатра. С той поры прошло не слишком много времени, но был сделан капитальный ремонт, отчего небольшой зал на 80 мест без традиционной сцены стал по-настоящему театральным пространством. В мае 2012 года Молодежный театр возглавил заслуженный артист РФ Владимир Бондаренко. Сегодня Молодежный - один из ведущих театров Волгоградской области с солидным репертуаром: 19 спектаклей, охватывающих весь спектр театральных жанров и ориентированных на различную зрительскую аудиторию. Каждый сезон театр выпускает 4-5 премьер, поставленных как художественным руководителем театра, так и приглашенными режиссерами, активно принимает участие в фестивалях.

Люблю молодые театры, не "молодежные", а именно молодые. Когда охваченный творческим энтузиазмом дух еще не канул, когда чувство общего дела и "театра-дома" еще не задушено артистическим самосознанием собственного величия…

На двух микроавтобусах мы едем в Лори, в Алаверди, где находится штаб-квартира фестиваля. Холод, как назло, по нашим меркам, жуткий. Но именно что по нашим. В Аштараке гости высыпают из автобусов, чтобы сфотографироваться перед памятниками-буквами Маштоцевского алфавита, и каждый требует показать свою. Через пару дней, уже стоя перед фестивальным баннером, актриса театра Вероника Куксова спросит: "Где здесь моя буква? Не могу найти". – "Вон, большая, в названии "Алаверди"…

В дороге директор Дмитрий Куделькин и заведующий литературной частью Валерий Белянский воодушевленно рассказывают о Волгоградском молодежном театре. О гастрольном турне по Кавказу, по городам, недавно еще бывшим "горячими точками", о многочисленных планах о приглашаемых режиссерах – не только из столиц, но даже из Франции. "Мы уже начали совместный проект с французским Theatre de chambre 232u из Ольнуа-Эмери, которым руководит Кристоф Пирэ. Спектакль будет называться "Via Сталинград". Наши актеры уже ездили во Францию на репетиции. Вот вернемся домой и будем принимать французский десант, основной репетиционный период будет проходить у нас. Ну и премьера, разумеется", - рассказывает Валерий Белянский. У директора свои проблемы – по приезде надо посмотреть декорацию, которую изготовили здесь же, в Ванадзоре, заранее заказать в ресторане "живую" стерлядь вместо бутафорской, которую не стоило везти. На "живую" стерлядь есть виды – ужин-бонус после спектакля.

ЛЮБЛЮ ЕЗДИТЬ ПО АРМЕНИИ С ГОСТЯМИ, СМОТРЕТЬ НА РОДНОЙ ПЕЙЗАЖ ИХ ГЛАЗАМИ! Приятно в который раз слышать: "Вы, наверное, привыкли и перестали ощущать, в какой красоте живете!" Осенний Лори – лучшая иллюстрация к такой красоте!. Дорога по-над каньоном Дебеда долгая, но все притихли, потому как снимают – на телефоны, смартфоны, профессиональные камеры. "У вас, армян, замечательное качество: вы по-настоящему чтите свою историю", - комплимент в сторону принимающей стороны. А едва мы разместились и сели за стол, возник повод к ответному тосту. Дмитрию Куделькину был звонок - Волгоградский молодежный театр стал лауреатом Государственной премии II степени Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности за постановку спектакля "Прежде чем пропоет петух". Вот такая была увертюра к спектаклю "Банкрот" в рамках международного фестиваля "Театральный Лори".

Большие дивиденды "Банкрота"

Свой спектакль волгоградцам предстояло показать дважды - на сценах Ванадзорского государственного драматического театра им. Абеляна и Культурного центра Алаверди. Спектакль "Банкрот" по пьесе Островского "Свои люди – сочтемся" осуществлен в рамках губернаторского гранта, полученного в номинации "Актуальная, социально значимая драматургия".

СПЕКТАКЛЬ СОЛИДНЫЙ – ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В ПЛАНЕ ПРОТЯЖЕННОСТИ. 2 ЧАСА 20 МИНУТ. И если ванадзорский зритель с отрефлексированной привычкой "читать" спектакль опасений не вызывал, с Алаверди, казалось, все не слава богу. Но – именно казалось.

"Такое впечатление, что Островский, как Нострадамус, предвидел, что случится в России на рубеже XX-XXI веков. Если вспомнить, что во времена Островского купюра многим заменила икону, что нувориши, разбогатевшие безмерно и стремительно, плодились как грибы после дождя, что чиновник был бесподобно нагл и жаден, то наше время покажется просто калькой той эпохи. Если прочитать пьесу "Свои люди - сочтемся" сейчас, то в основной сюжетной линии, финансовой афере, затеваемой главным персонажем, легко угадывается сегодняшний день, - рассказывает режиссер спектакля Владимир Бондаренко. - Очень многие мечтают либо о том, как ничего не делать, но получать много денег, либо -как взять кредит и потом его не отдать. Герой Островского как раз из вторых - он набрал много долгов, а потом решил их не отдавать, хотя и мог. Однако финансовый аспект не довлеющий в "Банкроте". Спектакль у нас легкий, все-таки Островский писал комедию. Зрителей ждут забавные сюрпризы, посмеяться будет над чем. Но, надеемся, что, посмеявшись, зрители задумаются и посмотрят, что происходит вокруг, насколько они на самом деле близки со своими родными, друзьями. Основная мысль "Банкрота": при желании обмануть другого не обманешь ли ты самого себя, как это сделал главный герой пьесы Островского?"

Предсказания Владимира Владимировича сбылись полностью. Едкая сатира обернулась яркой, настоящей театральностью и дансантно-музыкальным зрелищем. Остроумная стилизация со множеством режиссерских придумок. Актеры, играющие, как сказали бы в прежние времена, "с тончиком", перебрасывающиеся репликами и интонациями находчиво, легко, как жонглеры - цветными шариками. Добавьте к этому песни в исполнении замечательных русских певцов Александра Вертинского, Вадима Козина и Петра Лещенко, фрагменты из балета "Анюта" Валерия Гаврилина и искрометные танцевальные номера. Стоит ли удивляться, что такой коктейль по-волгоградски пришелся по вкусу фестивальной публике?

"МЫ БЫЛИ БУКВАЛЬНО ОКУТАНЫ ТЕПЛОМ, ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, что вся Армения ждала фестиваля, - делилась потом впечатлениями Вероника Куксова. - И во время встречи со студентами ванадзорского филиала Театрального института установилась замечательная атмосфера! Их волновало, как в России пишутся пьесы, как выбираются для постановки. Трепет был и у артистов, и у зрителей".

"Если говорить о театре серьезно, он никогда не умрет, никогда не будет не востребован. Можно использовать видео, световые и шумовые эффекты, можно лошадь привести на сцену, можно вертолет посадить – в зависимости от финансовых возможностей. Но театр всегда жив. Это не я придумал, и многие это знают, потому что театр - публичное растерзание человеческой души, публичный выплеск живой человеческой эмоции. Конечно, при честной игре актеров это единственное безусловное условие. В противном случае это уже не театр, а какой-то эрзац, какие-то подмены. Можно дополнять спектакль видеоэффектами, живым тигром или не знаю, чем еще. И все равно театр – это талантливый живой артист, который умирает перед публикой здесь и сейчас. У нас, например, есть прекрасный видеопроектор, единственный в городе. Но ради этого в театр идти не стоит. В театр стоит идти смотреть, как перед тобой человек умирает", - говорит художественный руководитель Волгоградского молодежного театра Владимир Бондаренко.

Остается сообщить, что у нас еще будет возможность увидеть, как волгоградские артисты "умирают в театре". Ведь Молодежный уже приглашен на следующий фестиваль "Театральный Лори", который запланирован на 2016-й год. Так что ждать новой встречи осталось совсем не долго.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РАЗДАН - "МОЛОДЕЖНАЯ СТОЛИЦА". ВЕСНОЙ - ТЕАТРАЛЬНАЯ
      2022-01-29 11:02
      143

      Город Раздан в нынешнем году объявлен Молодежной столицей.  В этом контексте и возникла идея проведения Республиканского Молодежного театрального фестиваля, который на протяжении многих лет  с театром практически не встречался.  А в процессе переговоров по этому вопросу  в очередной раз подтвердилось - роль личности важна не только в истории.  Роль личности - профессионала, полного желания и умения работать важна в любом временном отрезке и в любой локации.

    • ПРОЖИТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА НИХ!
      2022-01-28 09:46
      876

      "Я люблю жизнь во всех ее проявлениях... Люблю людей, кого-то - больше, кого-то - меньше... Сейчас попытаюсь отделить свои хорошие качества от плохих. Я честен, не терплю предательства. Терпеть не могу слабых мужчин, вообще слабаков - не спорю, бывает, что даже храбрецам очень страшно, но это частность. Не терплю лжи, хотя, не скрою, нередко пользуюсь ее плодами, которые порой кажутся сладкими... Не люблю компромиссов, не умею проигрывать..." - такую "автохарактеристику" он написал себе в 11 лет. И навсегда остался 20-летним.

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      1590

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ГАСЯТ - ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО
      2022-01-24 10:11
      1725

      Послушайте, ведь если учреждения культуры закрывают, значит это кому-нибудь нужно! И не только в глобальном смысле - чтобы лишить нас этического канона, памяти и превратить в манкуртов. Это нужно, чтобы сделать кому-нибудь отдельно взятому и ненасытному - красиво! Поэтому, если учреждения культуры закрывают, прикрываясь "реформами", мучительно стремишься открыть для себя - кто на этом разживется, нагреет руки, прихватизирует. И как правило, каминг-аута приходится ждать недолго.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РАЗДАН - "МОЛОДЕЖНАЯ СТОЛИЦА". ВЕСНОЙ - ТЕАТРАЛЬНАЯ
      2022-01-29 11:02
      143

      Город Раздан в нынешнем году объявлен Молодежной столицей.  В этом контексте и возникла идея проведения Республиканского Молодежного театрального фестиваля, который на протяжении многих лет  с театром практически не встречался.  А в процессе переговоров по этому вопросу  в очередной раз подтвердилось - роль личности важна не только в истории.  Роль личности - профессионала, полного желания и умения работать важна в любом временном отрезке и в любой локации.

    • ПРОЖИТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА НИХ!
      2022-01-28 09:46
      876

      "Я люблю жизнь во всех ее проявлениях... Люблю людей, кого-то - больше, кого-то - меньше... Сейчас попытаюсь отделить свои хорошие качества от плохих. Я честен, не терплю предательства. Терпеть не могу слабых мужчин, вообще слабаков - не спорю, бывает, что даже храбрецам очень страшно, но это частность. Не терплю лжи, хотя, не скрою, нередко пользуюсь ее плодами, которые порой кажутся сладкими... Не люблю компромиссов, не умею проигрывать..." - такую "автохарактеристику" он написал себе в 11 лет. И навсегда остался 20-летним.

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      1590

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      3064

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.