ГРАН-ПРИ ПОЛУЧИЛ "НОС САЛОМЕИ"
XI Международный кинофестиваль "КИН", посвященный женскому кинематографу, объявил имена победителей. Торжественная церемония вручения призов и дипломов состоялась в большом зале Государственного кукольного театра им. Ов. Туманяна, в этом году гостеприимно открывшего свои двери перед участниками, гостями, жюри и поклонниками фестиваля. Камерный по объему, но весьма содержательный по тематике, жанровой палитре и поднятым вопросам, фестиваль "КИН" сегодня занимает прочное место в мировом фестивальном движении женщин-режиссеров. Не случайно ежегодно список его участниц пополняется новыми именами зарубежных авторов, стремящихся показать свои трогательные, осмысленные и смелые фильмы на ереванском экране. К ним все чаще примыкают и наши соотечественницы – молодые, но уже известные режиссеры, а также студентки-новички.
АФИША НЫНЕШНЕГО ФЕСТИВАЛЯ ПЕСТРЕЛА ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ НАЗВАНИЯМИ. В этом году в конкурсе приняли участие фильмы со всех континентов, представленные не только странами с развитой кинематографией - Францией, Германией, Россией, Канадой и США. Зритель получил возможность познакомиться с киномышлением режиссеров из Саудовской Аравии и Гонконга, посмотреть серьезные израильские фильмы, самобытные картины из Ирана, где кино в последние годы набирает высоту. Богатый пакет фильмов представила Германия, где женщины все активнее занимают позиции в кинематографе. Немало заявок прибыло из Франции, женское сообщество которой все еще борется за равные с мужчинами права в фильммейкерстве.
Помимо номинантов на главные призы "КИН" (а их
два – Гран-при и Специальный приз) в нем со своими фильмами участвовали и
гости. В "Программу гостей" в основном вошли игровые полнометражные
фильмы, имевшие успех в фестивальном прокате. Стоит отметить картину
"Чума" режиссера Неус Баллус (Испания), которая собрала немало наград
на международных киносмотрах, фильм "Возраст паники (Битва
Сольферино)" Жюстин Трие (Франция), "Эйфорию" Паулы Келли
(Канада) и необычную по формату документальную ленту многократной участницы
фестиваля "КИН" Марины Разбежкиной "Оптическая ось". К
"гостям" примкнули и наши соотечественницы Елена Аршакян с
"Нашей деревней" и директор кинофестиваля "КИН" Мариам Оганян,
снявшая документальный фильм "Мы из Ани" по следам проживающих в
Венгрии армян Трансильвании, численность которых сокращается с каждым годом.
Достижением нынешнего "КИН" можно назвать
программу именитого турецкого фестиваля женских фильмов "Летающая
метла", посвященную армяно-турецкой проблематике, а также вопросам
национальных меньшинств, проживающих на территории современной Турции.
"Летающая метла", безусловно, один из крупных и значимых кинофорумов
не только в Турции. Основанный в 1997 г. общественной организацией, борющейся
за права женщин, анкарский фестиваль с первых дней попытался использовать
средства и возможности кино, чтобы поднять
проблемы женщин в турецком обществе, открыто заговорить о
взаимоотношениях мужчин и женщин, о половой дискриминации и, конечно, развивать
в стране женский кинематограф. Сегодня режиссеры-турчанки не ограничиваются
задачами, поставленными на заре становления "Летающей метлы", и все
чаще обращаются к глобальным вопросам.
"В БУДУЩЕМ
ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100-ЛЕТИЕ ГЕНОЦИДА, поэтому мы постарались отобрать из фильмов "Летающей
метлы" наиболее подходящие данной теме. Подобных фильмов в коллекции
турецкого фестиваля оказалось немало, - говорит Мариам Оганян. – Практически
каждая из режиссеров этих картин по-своему пытается осмыслить исторические
события, показать различные грани армяно-турецких взаимоотношений, дать свою
оценку или же позволить сделать это зрителю". Действительно, фильмы этой
секции по-разному раскрывают суть армяно-турецких конфликтов и взаимоотношений.
Так, турецко-бельгийская картина "По ту сторону
Арарата" Тулин Эздемир рассказывает о женщине, которая в преклонном
возрасте признается в том, что она – армянка и пытается вернуться к корням,
определить свою национальную идентичность. Фильм "В начале пути"
Сомнур Вардар – о молодых участниках армяно-турецкой программы, собравшихся в
Муше, которые осуществляют попытку вместе исследовать историю, найти точки
соприкосновения в современную эпоху и наладить добрососедские взаимоотношения,
что дается им нелегко. А вот режиссер Азра Дениз Окйай в своем короткометражном
фильме "Мелкие черные рыбешки" раскрывает глобальную проблему миграции. Ее героини,
армянка Марал и молодая турчанка, ищут счастья на чужбине: Марал уехала из
Еревана в Стамбул, а турецкая девушка – в Париж, однако счастье оказывается
призрачным для обеих. Интересен и фильм "Разблокировка памяти" Незаат
Гундоган о массовой расправе над 14 тыс.
курдов Дерсима в 1930-х гг., основанный на воспоминаниях пожилой женщины
и свидетельствах солдат турецкой армии.
XI кинофестиваль "КИН" не обошелся и без профессиональных
встреч. Первую провела известный мастер мультипликации Гаяне Мартиросян: в день
открытия фестиваля прошел ретроспективный показ ее фильмов и творческая беседа.
Эстафету переняли зарубежные режиссеры, собравшиеся за "круглым столом", чтобы обсудить
вопрос "Женщина в кинематографе". Коллеги рассказывали о своем опыте
организации фестивалей женского кино, о достижениях и проблемах женского
кинематографа, существующих в мире программах, в том числе и грантовых
возможностях и перспективах участия в них, о работе фондов, поддерживающих
творчество женщин-режиссеров. Отдельную лекцию для студентов Ереванского
государственного института театра и кино прочла член жюри "КИН" Сониа
Дзосифор. "Женщины и кинематограф" - так был назван ее аналитический
труд, представивший историю женского кино во Франции, от ее основательницы Алис
Ги-Бланше, автора более 400 фильмов и создательницы студии Solax Company,
которой она руководила 24 года, до представительницы "Новой волны",
экспериментатора Аньес Варды. Сниа Дзосифор также представила статистику
вовлеченности француженок в кинематограф, от административного управления до
создания фильмов.
ОДНАКО ГЛАВНОЕ В
ЛЮБОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ – ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ. В этом году "КИН", как и всегда, был щедр
на дипломы. Их вручили пяти режиссерам и их абсолютно несхожим фильмам. Среди
них - основанный на реальных событиях фильм Малак Куота (Саудовская Аравия)
"Вместе со временем" о двух девочках, проживших 5 лет взаперти и
оказавшихся в мире иллюзий и мечтаний, граничащих со страхом. Дипломов
удостоились два немецких фильма: трогательная картина Юлии Петерс "Степень
заботы" о взаимоотношениях дочери и ее больной склерозом матери, которая
не хочет мириться с болезнью, и фильм Кристин Фрейтаг "Бей, бей, бей"
о подростках. Прекрасным оказался и еще один дипломант - анимационный фильм
иранского режиссера Сары Табибзаде "Женщина с цветочными волосами".
Это авторская фантасмагория, которая надолго задерживается в душе и
памяти зрителя. Фильм – об одиночестве женщины, непохожей на других.
Диплома удостоилась и документальная картина армянских режиссеров Седы Григорян
и Марии Титизян "По следам Забел Есаян в Стамбуле", вновь напомнившая
нам о преданной забвению писательнице, в свое время известной, внесшей заметный
вклад в армянскую литературу. Она чудом спаслась во время Геноцида, но погибла
в сталинской ссылке.
Уже второй год представительство Россотрудничества в
Армении вручает свою награду одному из фильмов-участников кинофестиваля
"КИН". Специальный приз этой организации в этом году был передан
Марине Соловьевой и ее доброй картине "Радуга". А вот Специальный
приз фестиваля "КИН" в виде пергаментной копии иллюстрации
средневековой рукописи жюри решило присудить французской экспериментальной
картине "Маленькие камни". Автор Хлоя Мазло в саркастичной манере и
компьютерном формате попыталась рассказать о беззаботной девушке, которую
неожиданно одолел недуг. И, наконец, Гран-при - статуэтка из оникса с эмблемой
фестиваля "КИН" отправилась в Германию, к режиссеру Сюзан Корда,
автору короткометражной трагикомедии "Нос Саломеи", которую жюри
назвало "фильм о памяти, которая, наконец, избавилась от ненависти".
Кстати, армянский фестиваль женского кино получил
приглашение на участие в подобном кинофестивале в Торонто. Не исключено, что в
рамках канадского кинофестиваля The Female Eye будут показаны фильмы-победители
XI "КИН".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-10 10:26
23 юных музыканта из Арцаха получат профессиональное образование в сфере классической музыки. Это стало возможным благодаря образовательной программе «Родился в Арцахе», которая в конце декабря прошлого года подвела окончательный итог в рамках конкурсных слушаний, остановив выбор на самых одаренных мальчиках и девочках в возрасте от 8 лет до 21 года.
-
2025-01-09 09:25
В издательстве Ереванского государственного университета (ЕГУ) вышла в свет книга «Политика продолжения Геноцида в Смирне», предназначенная для геноцидологов, востоковедов, историков и широкого круга читателей, заинтересованных темой массового уничтожения армян и греков в первой четверти ХХ века. Автор книги - старший научный сотрудник Музея-института Геноцида армян (МИГА), специалист по международным отношениям, геноцидолог, кандидат исторических наук Тегмине МАРТОЯН. Презентация состоялась в конце декабря в конференц-зале МИГА в присутствии директора МИГА Эдиты Гзоян, его сотрудников, представителей ЕГУ, гостей из Ливана – представителя Конгрегации мхитаристов, дьякона Арутюна Арбояна и ответственной, бухгалтера армянского Дома престарелых Майды Антонян, а также потомков армян, спасшихся от Геноцида в Смирне. Собравшихся приветствовала Эдита Гзоян.
-
2025-01-08 09:52
Музей истории Армении вновь порадовал посетителей новой экспозицией, открывшейся в конце декабря и посвященной одной из славных страниц в истории армянского народа – Киликийской Армении. Выставка названа «Киликийское армянское царство: волею Бога» и представлена хоть и не очень большим числом экспонатов, но представляющим значительный интерес, что позволяет проследить за процессом становления Киликийского царства, создания армянской государственности и ее развития.
-
2025-01-07 10:31
Минувший год для Трио имени Хачатуряна прошел под знаком юбилея и подвел итог многогранной творческой деятельности, которую этот прославленный коллектив разворачивает на музыкальной арене мира уже 25 лет. Стартовав весной гастролями в Китае, год плавно перешел в «армянский период» жизни трио, когда его неизменный состав музыкантов Армине Григорян (фортепиано), Карэн Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян (виолончель) выступал с концертами на родине – в Ереване и регионах.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-12 12:28
20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.
-
2023-07-12 13:07
20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.
-
2022-12-13 10:34
19-й Международный фестиваль женских фильмов «КИН» подвел итоги, назвав победителей и обладателей дипломов нынешнего года. Камерный по форме, но богатый по содержанию этот фестиваль с каждым годом охватывает все новые темы, о которых авторы фильмов рассказывают в призме своего, женского восприятия.
-
2022-11-30 12:19
В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.