Последние новости

ЯЩИК ПАНДОРЫ ГЛАЗАМИ КАРИКАТУРИСТОВ

В Союзе художников Армении стартовал III Международный фестиваль графического юмора "Солнечный змей", поддержанный Министерством культуры РА и собравший художников-карикатуристов со всего света. Больше 150 участников из 47 стран представили свои работы в разных жанрах карикатуры. Графический юмор, проблемная графика, шарж, стрип, плакат, комикс и даже инсталляция. Организаторы фестиваля в лице Ассоциации карикатуристов Армении не пожалели сил и фантазии, чтобы создать атмосферу, в которой "Солнечный змей" смог бы соотнести добрый юмор с солидной дозой колкой сатиры.

НЫНЕШНИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОСВЯЩЕН 100-ЛЕТИЮ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ, а также темам терроризма, насилия, войны и назван "Ящик Пандоры". По древнегреческой легенде, ящик запрещалось открывать, но любопытство Пандоры взяло верх, она приподняла крышку, из ларца выскочили беды и несчастья, разлетаясь по всему миру. На дне ящика задержалась лишь надежда. "Надежда и стала маяком нашей фестивальной экспозиции, - сказал на церемонии открытия выставки член жюри фестиваля, художник-карикатурист Павел Джангиров. - Именно надежда на мир без войн и насилия позволяет карикатуристам высмеивать глобальные пороки человечества, однажды выскочившие из ящика Пандоры".

На выставке карикатуры.

В этом году "Солнечный змей" расположился на всех трех этажах Союза художников Армении, максимально широко и разносторонне раскрыв основную тему фестиваля. Если первый этаж знакомил с конкурсными работами, а также вне конкурса представлял творчество карикатуристов, входящих в состав жюри, то зал второго этажа был полностью предоставлен ретроспективному показу карикатур и плакатов, опубликованных на страницах периодических изданий конца ХIХ - начала ХХ вв. и отражающих кровавую трагедию нашего народа в период османской Турции. Экпо-зал знаменитого 3-го этажа Союза художников был преобразован в "гостевую комнату", где авторы высказали свое мнение о Геноциде. Среди них - американский писатель, художник и иллюстратор Лусине Касбарьян, наш соотечественник из Турции, художник-оформитель газеты "Акос" Саркис Пачачи, армянский художник-карикатурист Самвел Абгарян. Каждый из гостей фестиваля по-своему раскрыл тему Геноцида.

Работы Саркиса Пачачи представлены в виде скетчей-комиксов, за юмористическими нотками - тоска по исторической Родине, горечь потери близких, ставших жертвами резни, постепенного угасания в памяти поколений трагических событий начала прошлого века. А вот Самвел Абгарян довольно колко обыграл символику турецкого флага - полумесяц и звезду, которые то светились на лице карикатурного персонажа в виде улыбки и зрачка, то становились деталью глиняного кувшина или символом пиратского знамени, а то и лезвием топора. Здесь же, на третьем этаже, - отрывки из писем и высказываний о событиях 1915 г., оставленных в исторической летописи очевидцами Геноцида Виконтом Английским, правоведом-историком Джеймсом Брайсом, президентом США Теодором Рузвельтом, послом США в османской Турции Генри Моргентау, норвежским ученым и гуманистом Фритьофом Нансеном и другими.

На выставке карикатуры.

КАЖДЫЙ ЗАЛ ПО-СВОЕМУ ИНТЕРЕСЕН. ПО СЛОВАМ ДИРЕКТОРА ФЕСТИВАЛЯ АРУТЮНА САМУЭЛЯНА, наиболее привлекателен в виду своей важности и разнообразного освещения темы нижний этаж, где конкурсные работы обрамлены всевозможными инсталляциями, плакатами и другими дизайнерскими штучками, создающими визуальную, пространственную и смысловую атмосферу события. Здесь есть работы, относящиеся к теме Геноцида армян, а также геноцидов других народов, многочисленные рисунки, авторы которых попытались высказать свою точку зрения на проблемы войны и мира, насилия, жестокости и добра. Надо отметить, что не все работы о Геноциде 1915 г. одинаково смелы, глубоки и значительны. Очевидно, что многие художники весьма поверхностно знакомы с темой, мало информированы об Армении и ее истории. Но это не помешало им стать участниками фестивального действа и представить свою позицию в вопросе Геноцида. Более того, как отметил председатель Ассоциации карикатуристов Армении Сукиас Торосян, участие в нынешнем "Солнечном змее" становится толчком для зарубежных коллег к изучению не только Армянского вопроса и истории Армении, но и мировоззрения нашего народа, основанного на принципах добра, дружелюбия и гостеприимства.

Художники попытались осмыслить темы фестиваля во взаимосвязи прошлого и настоящего. Так, бельгийский карикатурист Люк Десчеемаекер изобразил расположенный в пустыне фотостенд с отверстием для головы, на котором изображен схвативший жертву террорист. Россиянин Максим Смагин противопоставил два типа мышления, изобразив две головы - с мыслями-воинами и мыслями-голубями мира. Художник из Португалии Цезарь Родригес затронул одну из животрепещущих проблем современности - негативное влияние СМИ и интернет-поля на формирование личности. Его герой уходит с головой в компьютер нормальным человеком, а выходит из него в облике террориста. Продолжением темы стала карикатура украинца Валерия Момота: несчастный зритель прячется за диваном от боевиков, заполонивших современный телеэфир. Другой украинец Олег Гуцол обратился к взрослым, покупающим для детей игрушки-солдатики и невольно закладывающих в подсознание идеи войны. Весьма непредвзято и просто выразил свою концепцию китайский карикатурист Шаовей Цзу, изобразивший императорскую корону, запятнанную кровью.

Майки с надписями, призывающие к террору, "селфи" убийцы с жертвой, османская феска, под которой спрятаны кости убиенных, сундук с черепами, крышку которого пытается прикрыть турок, часы со стрелками-автоматами, арбуз в виде перевернутой солдатской каски с зернами-убитыми воинами… Фантазия участников "Солнечного змея" не знает границ, а их цепкие работы достойны особого внимания.

На выставке карикатуры.

В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ ОРГАНИЗАТОРЫ УСТРОИЛИ СВОЕОБРАЗНЫЙ ФЛЭШМОБ. В конкурсном зале Союза художников был установлен огромный ящик Пандоры, в который поместили шар - нашу планету, закованную в цепи зла. Гостям фестиваля предстояло по очереди нарисовать на планете то, что их в данный момент больше всего волнует.

Кстати, в первый день работы фестиваля обозначился и обладатель Гран-при. В победители жюри единогласно пророчит известного художника и графического дизайнера польского происхождения из Швеции Витольда Барбару, изобразившего османскую феску с веревками-виселицами вместо традиционной кисти, которая пытается подняться на фоне Арарата, оставляя за собой тени-скелеты жертв Геноцида с печатью звезды и полумесяца. Остальные победители и призеры будут объявлены 30 марта, в день закрытия фестиваля.

А 1 апреля карикатуристы отправятся в Гюмри - армянский Габрово, где вместе с французскими коллегами откроют выставку к Международному дню смеха на тему "Можно ли смеяться над всем?" "Это своеобразный отзыв, относящийся к журналу "Шарли Эбдо", попытка осмыслить позицию его художников и выразить на этот счет свое мнение", - заметил П.Джангиров.

Фото Арсена ГЕВОРКЯНА (Дизо)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗАЛ ЧЕСТИ В ШКОЛЕ ДАВИДАШЕНА
      2023-02-08 10:24
      687

      В столичной школе №196 им. А. Навасардяна микрорайона Давидашен открылся Зал Чести, посвященный воспитанникам этого учебного заведения Владу Аветисяну, Альберту Дадояну, Карену Апресяну, погибшим за Родину во время 44-дневной Арцахской войны. В этом патриотическом уголке, названном «Я есть...», увековечена также память героев первой Арцахской (Карабахской) войны 1992-94 гг. – азатамартика Ашота Матевосяна и подполковника Армена Бежаняна, чьи дети также выпускники школы №196.

    • ФИЛЬМ «ЛУКА» С АРМЯНСКИМ УЧАСТИЕМ ПОКАЗАН В РОТТЕРДАМЕ
      2023-02-07 10:03
      1291

      На площадке 52-го Роттердамского Международного кинофестиваля, стартовавшего 25 января, состоялась мировая премьера полнометражного игрового фильма «Лука» американского режиссера Джессики Вудворт. Картина была показана 29 января в рамках конкурсной программы «Большой экран» в зале кинотеатра «Cinеma Pathе-5», а на следующий день «Лука» отправился на другой МКФ – в бельгийский Остенд, где также был принят с большим интересом.

    • АВЕОНА ИЗ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАССИОПЕЯ
      2023-02-04 10:50
      3554

      В истории мировой литературы писатели-супруги – явление редкое, а в армянской мы не знаем таких примеров. Чета Арег Панян и Заруи Микоян восполнили этот пробел, став соавторами необычного прозаического романа-саги из пяти книг. Презентация первой книги на днях состоялась в Центре искусств «Нарекаци» и собрала обширную аудиторию читателей.

    • «НЕВИДИМАЯ РЕСПУБЛИКА» ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ
      2023-02-03 10:47
      2454

      Документальный фильм «Невидимая республика» («Invisible Republic») режиссера, продюсера и писателя Карина Ованнисяна (США) запущен в прокат в США и Великобритании. Об этом на прошедшем онлайн-вебинаре заявили создатели этой картины, основанной на реальных событиях 44-дневной войны в Арцахе-Карабахе.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ КИСТИ АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2022-12-15 09:35
      3829

      Уходящий год оказался особенно значимым для народного художника Армении Анатолия Аветяна. Мастер кисти с неординарным мышлением он создал за этот год множество новых полотен, открыл юбилейную, приуроченную к своему 70-летию выставку в Ванадзоре, совершив до этого восхождение на гору Арарат - символ Армении.

    • ДВА МАСТЕРА – ПЕДАГОГ И УЧЕНИК
      2022-12-09 09:34
      3517

      В Национальной академии художеств Армении всегда чтят великих мастеров изобразительного искусства, чей вклад в историю отечественной культуры не просто весом, но и связан с формированием армянской художественной мысли. К ним, безусловно, относятся две знаковые фигуры – Рипсимэ Симонян и Иосиф Бабян, чьи имена на днях были увековечены на табличках керамических мастерских вуза.

    • «САГАРТ» - ЭТО НОВАЯ ЖИЗНЬ АРМЯНСКИХ БУКВ
      2022-12-01 10:09
      2516

      Через буквы к смыслу, от содержания к эстетике, а от нее к искусству, в котором традиции прошлого трансформируются в модернистскую форму. Именно так можно охарактеризовать творчество нашей соотечественницы из Ливана Арменуи Сагдасарян, основанное на технике «батик» и представленное на днях в рамках проекта «Арт-аквариум» Российско-Армянского университета.

    • К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ
      2022-11-17 09:46
      1583

      «Благодарность сквозь столетие» - так названо уникальное полотно, ставшее гвоздем не менее уникальной экспозиции, открывшейся на днях в Музее народного творчества им. Ованеса Шарамбеяна. На выставке всего шесть полотен – пять декоративных и одно насыщенное глубоким содержанием, уникальное, которое посвящено 100-летию утверждения знаменитых паспортов Фритьофа Нансена, спасших жизни сотен тысяч невинных людей.