ЧЕГО МЫ ХОТИМ ОТ НАШЕГО ГЕРБА?
В последнее время опять возобновились разговоры о гербе Армении, в печати отмечалось, что Министерство культуры создало комиссию по этому вопросу. Информация вокруг происходящего скудная, как лет 15 назад, когда внесли изменения. Свои соображения мне хотелось изложить в статье еще в 2006 году. Ныне в контексте предстоящей конституционной реформы (которая, возможно, затронет и герб) хотелось бы поделиться мыслями на эту тему.
ЗАМЕЧУ, ЧТО В ПРЕЖНИЕ ГОДЫ Я ВЫСКАЗЫВАЛ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ в прессе Армении и Спюрка, указывая на произвольные изменения и представляя в 2001 году законопроект "О применении государственных символов" (возможно, он сохранился в архиве АРФД). Считаю, что для начала не мешало бы вспомнить историю и смысл герба Армении. Это важно потому, что в сегодняшней оценке проблемы дискуссия зачастую сводится к дилемме "нравится - не нравится".
Критики первоначального облика герба говорят о его
архаичности, обилии картин и сложностях в изготовлении. Замечу, что герб любой
страны - носитель ее истории и традиций. Само слово "герб" в
германском и других языках означает "наследство",
"наследник". На щите нашего герба Таманян и Коджоян разместили гербы
четырех царских династий Исторической Армении, в центре - две вершины Арарата с
Ноевым ковчегом. Это символы наших истоков и нашего единства. Данная композиция
имела свои прообразы.
Впервые символика подобного рода появилась в конце XVIII
века, когда армянство связывало надежды на возрождение государственности с
продвижением России на юг. Архиепископ Овсеп Аргутян представил в 1783 году
царскому двору два проекта восстановления армянского государства. Первый был
разработан им и Ованесом Лазаряном в форме армянского царства. Второй за
авторством Шаамира Шаамиряна и его сподвижников предполагал основание армянской
республики. Были также представлены герб, знамена, ордена. В дальнейшем этот
герб мы видим во время русско-персидской войны 1826-1828 гг. на знаменах
армянских добровольцев (часть из них хранится в Музее истории Армении). Можно с
уверенностью сказать, что Александр Таманян и Акоп Коджоян знали об этих
символах и стремились сохранить их генетическую связь с государственным гербом
(об этом я писал в статье в "ГА" от 27 мая 1999 года).
Таким образом, герб Первой Республики, который без
изменений, силой закона был принят для Третьей Республики, символизировал
исторический путь, пройденный народом, и мы должны осознавать, что любые
манипуляции с ним нарушают смысл всей композиции. Так, в используемом ныне
варианте узлы, связывающие четыре династии, отсутствуют, и это нарушает
непрерывность исторического пути.
ОБРАТИМСЯ К
ГЛАВНОМУ АТРИБУТУ ГЕРБА - ЛЬВУ И ОРЛУ, которые в сегодняшнем, искаженном варианте не стоят
на страже герба, а обессиленно прильнули к нему. Надо учитывать традиционность
использования подобных образов в геральдике. А у нас они избраны вовсе не
случайно, потому что были в свое время символами царских династий. Наиболее
почитаемой армянами птицей издревле считался орел. А по свидетельству римских
историков, некогда львов привозили в Рим именно из Армении. Лев - символ силы,
мужества, благородства, орел воплощает мощь и долголетие. Их раскрытые пасть и
клюв вовсе не свидетельство агрессии (как комментировали наши
"знатоки", закрывшие хранителям герба рот), а готовность защитить
страну.
Что касается оформления нижней части герба, то, возможно,
есть необходимость в ее изменении в результате обстоятельной дискуссии. Но
сводить ее к тому, что герб устарел и перегружен "живностью", значит,
не замечать аналогичных гербов других сравнительно молодых стран (Канада, Новая
Зеландия, Австрия, Исландия).
Есть замечания и к дизайну старого герба, но, если мы
будем постоянно гоняться за модными веяниями, от классического облика ничего не
останется. Неприемлемы и сетования на то, что возвращение к первоначальному
облику создает технические трудности для его исполнения: изображения, отливки и
т.д. Наши мастера замечательно со всем этим справятся, а порядок возвращения к
оригиналу можно продлить до 3-5 лет, когда будут действовать и нынешние, и
новые (старые) бланки и печати, чтобы без серьезных бюджетных расходов
вернуться к первоисточнику. И вообще использование герба в печатях неприемлемо.
Герб - исключительно символ государства, а в печати он представлен в упрощенном
виде, что недопустимо.
И ЕЩЕ. ГЕРБ РА
ПРИНИМАЛСЯ ВОВСЕ НЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ СРОКИ. Было жюри, провели конкурс,
рассмотрели на первом этапе 150 работ, во второй тур прошли 12 вариантов. А в
конечном итоге жюри представило на утверждение в Верховный совет РА герб Первой
Республики, который перерисовал Сейран Хатламаджян. Президент РА 19 апреля 1992
года подписал закон, которым утверждается, что герб, принятый правительством РА
в июле 1920 года, становится Государственным гербом Армении. Через 3 года в
Конституции РА какие-либо изменения в герб не вносились. И в поздней редакции
Основного Закона тоже ничто не менялось. Но то, что используется сегодня,
разительно отличается от утвержденного варианта 1920 года.
Герб - лицо
страны, и мириться с его произвольным редактированием (порядка 30 искажений)
недопустимо. Поэтому необходимо вернуться к первоначальному
(таманяновско-коджояновскому) облику, несущему непреходящую историческую и
смысловую нагрузку.
-
Мартиросян 05-Апр-2015Я, наверное повторюсь. Относительно Герба Армении главным должен быть Арарат. Арарат символ Армении и всего Армянского народа. Арарат должен быть везде - на самолете Президента, на ж.д составах, на самолетах Армянский авиалиний. Бесспорно, что и флаг должен быть особым - первая Христианская страна должна быть на виду. Этими знаками являются Герб, флаг и гимн. На Флаге должен включать силуэт Арарата, Цицернакаберда и Ани, с крестом в центре. Гимн должен быть очень величественным. Единственное произведение - песня Арно бабаджаняна на слова Ашота Граши "Азг парпанц". Армянскике символы должны быть узнаваемы во всем мире.Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-14 11:00
Политическую повестку диктует движение "Тавуш во имя Родины" Если популяризацией позиции властей в публичном пространстве занялся руководитель общественной организации "Союз информированных граждан" Даниэл Иоаннисян, то это верный признак попытки режима навязать обществу дискуссию с искусственной повесткой. Битый час этот господин доказывал ведущей Общественного телеканала преимущества парламентских коалиций, будто речь шла о каком-то новом, доселе не изведанном, явлении. Статью 89 Конституции РА Дени представил не иначе, как попытку третьего президента Сержа Саргсяна обеспечить РПА воспроизводство у власти на выборах 2017 г. Для тех, кто не страдает провалами памяти, эта статья не результат политической прихоти лидера РПА, а производное из опыта парламентских коалиций.
-
2024-06-08 10:00
Очередные требования Алиева, им озвученные: изменить Конституцию Армении и поддержать запрос Азербайджана о ликвидации Минской группы ОБСЕ.
-
2024-02-17 10:23
По просьбе группы учителей истории, чьи имена не называются, Министерство науки, образования, культуры и спорта во главе с Жанной Андреасян сразу инициировало изменение названия школьных учебников, игнорируя мнение ученых-историков, на что указал известный историк профессор ЕГУ Рубен Мелконян. Незадолго до него, главарь правящей верхушки с восторгом отозвался об этой фиктивной инициативе, публично посетовав на то, что эта идея не пришла ему в голову. При нынешнем режиме вынудить группу учителей поставить подписи под обращением – минутное дело, а в том, что эта идея зародилась в голове Пашиняна, мало кто сомневается.
-
2024-02-15 09:55
В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.