"ВРЕМЯ ТЕРТЕРЯНА"
На арфе времени звучит его струна
Этот год отмечен множеством значительных событий, посвященных 100-летию печального юбилея - Геноцида армян в Османской империи. Этой дате посвящен и один из крупнейших фестивалей "Время Тертеряна", который открылся в селе Айриван, где находится творческий дом этого ярчайшего композитора мира конца XX века, автора восьми симфоний, опер, балета, вокально-симфонических циклов, камерно-инструментальной музыки.
БЛАГОДАРЯ ИНИЦИАТИВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАРЕНА МКРТЧЯНА и известного питерского продюсера Льва Шульмана при содействии Министерства культуры Армении, Комитета по культуре Санкт-Петербурга (РФ), Министерства культуры Свердловской области РФ, Фонда поддержки и развития культуры и просвещения "Культура и будущее" осуществлена серьезная, продуманная программа, отмеченная истинной любовью к личности и творчеству великого музыканта.
В орбиту этой программы вовлечены исполнительские силы Армении и России - солисты, коллективы: Струнный квартет Свердловской филармонии, Государственный молодежный оркестр Армении под управлением Сергея Смбатяна... Посвящая фестиваль памяти жертв Геноцида армян, организаторы уверены, что он обогатит программу мероприятия, приуроченного к 100-летию страшной трагедии.
Любопытно, что одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания - народного артиста СССР. Среди них было и имя композитора Авета Тертеряна. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.
На музыкальном горизонте не так часто появляются спорные имена. О Тертеряне спорили всегда. Музыка его вызывала бурную, но далеко неоднозначную реакцию и публики, и критики. Многим она казалась дерзкой, сокрушающей привычные представления о нормах музыкального языка. И все же бесспорно одно: Тертерян - масштабный композитор. Личность в музыке, чье творчество ставит перед слушателями неожиданные и в то же время насущные вопросы, новатор, один из тех, по ком будут судить о музыке XX века. И все же - каков он, Авет Тертерян? Масштабный - только слово, не более. Оно впервые возникло применительно к Тертеряну не столько в сознании критиков, привыкших четко формулировать свое мнение, сколько в душах тысяч слушателей, уходивших с концертов, где исполняли его произведения, взволнованными, узнавшими что-то новое о мире, о себе.
...ПОМНЮ ДАВНЕЕ, НАВСЕГДА СОХРАНИВШЕЕСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ТРЕТЬЕЙ симфонии Тертеряна. Это было в дни международного музыкального симпозиума, проходившего в Дилижане. Завершился он концертом в Большом зале Армфилармонии, где собралась самая музыкальная публика. За пультом - незабвенный Давид Ханджян, он был тогда главным дирижером Государственного симфонического оркестра Армении.
В полной тишине родился еле слышный отдаленный колокольный звон. Потом он приблизился, и душа дрогнула, очнулась то ли от зыбкого сна, то ли от глубокой задумчивости. Потом замер последний удар колокола и вступил клавесин. Постепенно залом овладел один-единый звук - долгий, протяжный. Уже начало этой незнакомой мне музыки приковало внимание, показалось и удивительным, и прекрасным. С каждым тактом открывалась музыка небывалого мышления, стиля. Здесь было все необычно: от оркестрового состава до ощущения самого музыкального времени, насыщенного событиями. Звук этот вел нас в глубины времени. И что самое невероятное - он казался зримым. И это почти не метафора.
В антракте ко мне подошел один из участников симпозиума, ректор Миланской консерватории, у которого в Дилижане я взяла интервью, и с помощью переводчицы сообщил, что он взволнован, потрясен этой музыкой: "Она искренна, нова, наполнена мыслями, своеобразна..."
"...Погружение в музыку", - это была не просто фраза для Тертеряна. Может, поэтому он жил полуотшельником, оторванным от окружающей нас жизни, - сначала 30 лет в Дилижане, в известном всем 10-м коттедже (он не раз признавался, что даже воздух Дилижана наполнен музыкой), а потом в деревне на берегу Севана, недалеко от храма "Айриванк". Вырвавшись из городской суеты, он словно воскресал, обретал новое дыхание. Весь сонм забот, бед, огорчений, от которых в городе некуда спрятаться, отступает, проваливается куда-то. Именно природа - единственная полноправная его муза. А люди - часть космоса, часть мироздания. Здесь наедине с природой ему дано было ощутить радость слияния человека с мировой жизнью, с волнующей тайной космоса. Только художнику открыто это глубокое понимание, эта сокровенная связь человека и природы, человека, как воплощения природной стихии. Великие художники всех времен и народов давали нам это ощущение - Микеланджело, Рафаэль, Сарьян. Клод Дебюсси говорил, что музыка есть союз между душой человеческой и душой природы. Может, отсюда ощущение невероятной собранности душевной, невероятной цельности. Но это, конечно, не означает, что, изолировавшись, композитор отрывался от нашего времени, наших проблем. Разве в партитурах Тертеряна с их мудрой эпичностью нет остроты сегодняшнего понимания вечных нравственных проблем? Видимо, просто этот образ жизни конкретизировался теми выходами и праздниками творчества, когда он выносил свои произведения на суд своего народа и мировой музыкальной общественности. Именно мировой, ибо сквозь черты армянские музыка его давно приобрела всемирный масштаб.
Его праздники - это первый значительный успех в Москве, исполнение симфонического цикла "Родина" в Колонном зале Дома союзов Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением А.Жюрайтиса (солисты - И.Айдинян и М.Екрат). В исполнении того же оркестра и Большого хора Всесоюзного радио под управлением брата композитора - Германа Тертеряна была записана опера "Огненное кольцо", в свое время блестяще поставленная как в Ереване, так и в Германии, а в минувшем году и в Арцахе. Событием стал и триумфальный успех Второй симфонии на фестивале "Закавказская музыкальная весна" и двух последующих симфоний в интерпретации Давида Ханджяна. Незабываемые минуты радости композитору принесло исполнение двух симфоний в один вечер выдающимся дирижером В.Рождественским в Большом зале Московской консерватории. Повторно симфония прозвучала и в Санкт-Петербурге и записана затем на диск. Успех Четвертой, Пятой и Восьмой симфоний связан с именем талантливого музыканта - главного дирижера Саратовского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова. Уникальным было исполнение Шестой симфонии солистами оркестра Большого театра в Москве под управлением А.Лазарева. Это совпало с днями, когда ереванцы, сплотившись, скандировали на Театральной площади. Это был его вклад в национальное движение. По-другому музыкант не мог.
Праздниками Тертеряна были и многочисленные музыкальные фестивали, в которых он участвовал. Его сочинения являются неотъемлемой частью репертуара известных оркестров. Отсюда и поистине широкое признание его музыки и у нас, и за рубежом. Высокую оценку его творчеству дают выдающиеся музыканты современности. Трудно назвать хоть одного крупного дирижера, композитора, критика, который, придя в соприкосновение с его музыкой, не захотел бы высказать свое мнение о ней; от прекрасного грузинского композитора Гии Канчели, талантливого немецкого дирижера Кристиана Кяготтинга, профессора Высшей музыкальной школы им. К.М.Вебера, дирижера Дрезденского государственного театра и гостеатра Carterplаtz в Мюнхене Эккехарда Клемма, с именем которого связана постановка оперы Тертеряна "Землетрясение" на немецкой сцене до всемирно известного итальянского композитора Луиджи Ноно.
"По существу все симфонии Тертеряна развиваются на одну тему - бытие художника, судьба его родины и ритм современной ему эпохи, - говорил младший коллега композитора Рубен Саркисян. - Все три темы взаимно переплетены, ибо Тертерян часто рассматривает настоящее через прошлое, он реставрирует голоса ушедших эпох, словно пытаясь услышать там, в прошлом, нечто созвучное современности. В связи с этим любопытно отметить почти полное отсутствие в образах его музыки христианского мироощущения. Зато языческий элемент налицо. Человек в творчестве Тертеряна поставлен лицом к лицу с первичными элементами природы - воздухом, огнем, водой. Через развитие и становление этих элементов Тертерян реализует эпическую и в гораздо большей степени мифологическую концепцию своих замыслов. В музыке XX века можно найти аналоги подобной концепции. Это прежде всего "Весна священная" Стравинского и "Скифская сюита" Прокофьева.
НОВУЮ СТРАНИЦУ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА ОТКРЫЛА РАБОТА В КИНО: Тертерян всегда отказывался от этого и вообще не занимался прикладной музыкой. Он всегда возмущался, когда использовали его музыку (часто не к месту) в различных фильмах и спектаклях, к тому же не объявляя автора. И вот он сам пришел в кино. Вернее, его привели. Так, по просьбе Эрнста Неизвестного в фильме о нем от начала до конца звучит музыка А.Тертеряна. Удивительно точно положена его музыке и в фильме о Бухарине - "Враг народа". На "Ленфильме" снята картина режиссером Шифферсом (по отцу - немец, по матери - армянин) - личностью уникальной, заслуживающей особого разговора. Фильм "Путь царя" посвящен истории убийства царя Николая II и его семьи. Взгляд на явление - религиозно-философский. Фильм без слов, звуковой ряд - только музыка. Первые две части озвучивает буддийская музыка, ритуальная, в третьей - Восьмая прелюдия и фуга Баха, а все остальные части - Восьмая симфония Тертеряна. Сама концепция фильма основывается на этих звуковых пластах. В фильме "Старые боги" по Шанту режиссера А.Качворяна и в кукольном фильме "Толкование снов" тоже звучит музыка этого уникального композитора.
SuddeutshceZeityng писала: "Тертерян - один из тех композиторов бывшего Союза, кто в последние годы радикально изменил эстетику авангарда". Известный немецкий критик, превосходный знаток современной музыки Рейнхард Шульц сравнивает оперу "Землетрясение" с ключевыми произведениями, которые в последние годы исполнялись в Европе. Он отмечает, что такие композиторы, как Тертерян, "своей музыкой поворачивают время вспять. Простота убедительна и потрясающа. Эта музыка полна космической магии. В ней есть что-то далекое, чужое, потерянное, судьбоносное, захватывающее..."
Как отмечает Эккехард Клемм, его волнует космическая сила, которую внушает музыка Тертеряна, то, как она ведет к архаичному, ритуальному духу. С одной стороны, эта музыка создает ощущение статики, с другой - непрерывного движения. Музыка Авета Тертеряна оказалась необходима Европе. Эта музыка не только о прошлом и настоящем, но и о будущем. На арфе времени всегда будет звучать и его струна. Взятая Тертеряном нота остается и в XXI веке одной из самых верхних, самых звонких и самых глубоких в мировой музыкальной культуре.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-10-11 09:14
В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!
-
2023-08-29 11:06
В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...
-
2023-04-20 10:01
Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.