ПОД ТЕАТРАЛЬНЫМ ЗОНТОМ МИНСКА
О том, что за исполнение главной роли в знаменитом уже спектакле "Вкус меда" Гора МАРКАРЯНА на сцене ереванского ТЮЗа Мариам КАЗАНЧЯН удостоилась специального приза жюри прошедшего в Минске II Международного форума театральной молодежи, нашей общественности стало известно мгновенно - спасибо Facebookу! Теперь подробнее о том, как проходил этот форум и какие перспективы открыл перед нашими молодыми деятелями театра, а перспективы, следует сказать, немалые.
Чтобы сохранить единое театральное пространство
Молодежный форум, инициированный Конфедерацией театральных союзов под руководством Валерия Шадрина и поддержанный Фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ, проходил уже второй раз. Теперь в столице Беларуси. Предыдущая встреча состоялась в Кишиневе, и ей предшествовала долгая и объемная работа как организаторов, так и "на местах". Шутка ли – отобрать спектакли, режиссеров, художников, драматургов, критиков, обеспечить их прибытие и не только комфортное, но с высоким кпд пребывание!
А ВЕДЬ РЕЧЬ ИДЕТ О БОЛЕЕ ЧЕМ 300 МОЛОДЫХ РЕБЯТ, ПОСВЯТИВШИХ СЕБЯ ТЕАТРУ! Спасибо нашему Министерству культуры, которое уже второй раз содействует Союзу театральных деятелей – главному ответственному за участие армянской стороны в форуме. Впрочем, по всему видно, что финансовый вклад Минкульта – перспективный вклад…
Первое сильное впечатление от Минска возникло не от другого масштаба - бесконечной череды зданий с колоннами сталинского ампира и вылизанных улиц шириной в три наших проспекта. И даже не от редкой по нынешним временам доброжелательности и открытости его жителей – обо всем этом в памяти сохранились впечатления из советского детства. Первое не сильное впечатление даже, а потрясение вызвали театральные здания белорусской столицы. Этот мраморный изразец, кованые перила лестниц, позолота, блеск люстр и зеркал! И все сияет таким дворцовым шиком, что впору растеряться. Ей-богу, интерьер нашего оперного выглядит значительно бледнее не только главного, Национального театра им. Янки Купалы… Вставив на место отвисшие челюсти и подумав: "Живут же люди!", мы направились в зал Молодежного театра Минска, где состоялось открытие форума.
Приветствуя форум, его главный учинитель, генеральный директор Московского международного фестиваля им. Чехова, председатель Конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин сказал: "Я хотел бы подчеркнуть, что этот наш форум – наше желание обратить внимание на молодежь, на ее разные категории, а не только на режиссеров. Вы знаете, что мы выпустили сборник молодых драматургов, каталог молодых художников. Все это сделано и направлено на то, чтобы молодые могли общаться друг с другом. Мы предоставляем им возможность показать друг другу свое творчество - нам это кажется очень важным, тем более, что постсоветское пространство существует уже давно, за много лет выросло целое поколение, связи между которым не слишком сильны, они не слишком знают творчество друг друга. Мне кажется, это очень хорошее начало для того, чтобы в будущем взаимоотношения и театральное искусство в странах постсоветского пространства развивались бы успешно. Я благодарю всех, кто помогал нам организовать эту встречу, которой предшествовала трехлетняя работа. Я благодарю всех, кто приехал. Нам очень важно в это сложное время сохранить театральное единство. Несмотря на кризис, несмотря на сложную политическую ситуацию, мы занимаемся искусством".
Потом был спектакль Молодежного театра Минска "Чайка. Комедия" - подарок форуму. А дальше на протяжении восьми дней шли уже конкурсные 13 спектаклей из стран СНГ, Грузии и Балтии, состоялась выставка молодых сценографов и презентация сборника драматургов, мастер-классы, семинары и обсуждения. И молодые, свободные в одежде и мыслях деятели театра общались, тусовались и спорили, пытаясь нащупать общие точки, опираясь на которые они сумеют создавать какое-то единое современное театральное пространство.
Команда молодости нашей
"Наши люди в булочную на такси не ездят!"… Ну да… Но что поделать, если местное "тут недалеко" - полчаса ходу, погода жителей солнечной Армении к пешим прогулкам не сильно располагает, а главное – цены! После наших, почти лондонских, минские – абсолютно советские, располагали к образу жизни буржуазному.
ВПРОЧЕМ, И ЧЕРЕСЧУР ТУСОВОЧНЫМ ЕГО ВСЕ-ТАКИ НЕ НАЗОВЕШЬ – слишком плотным был фестивальный график. Что позволило убедиться: наша армянская группа была вовсе не группой, а настоящей командой – ядро тюзовских актеров и вращающиеся вокруг него атомы свободных художников. В амбиции никто не играл, актеры таскали рамы для художниц, художницы помогали ставить сцену, драматурги и критики гладили сценические костюмы. Сборная команда, она и есть сборная – своей страны. И никакая плохая погода и невозможность выходить без зонтика молодому энтузиазму не помеха.
Кстати, о зонтиках. Главный приз форума – "Золотой зонтик" - завоевал спектакль "Чистый разум/Укуси меня" из Эстонии. Он же получил право принять участие в XIII, юбилейном Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова в 2017. Весь этот большой джентльменский набор буквально выпустили из рук украинцы, бесспорные лидеры фестиваля, удостоившиеся за свой спектакль "Любовь людей" только "Серебряного зонтика". На поклон артисты киевского Академического Молодого театра вышли с украинским флагом и лозунгами во славу "незалежности". Кажется, не всем это понравилось… "Бронзовый зонтик" достался "Гамлету" Могилевского областного театра кукол. Лучшим спектаклем по версии молодых критиков стали "Женщины Трои" Даты Тавадзе из тбилисского Театра Королевского квартала. Специальные призы жюри вручило актеру Кириллу Имерову из российского спектакля "Облако-рай", белорусскому драматургу и актеру Дмитрию Богославскому "за разностороннюю театральную одаренность", ну и – Мариам Казанчян.
"Вкус меда" действительно прошел блестяще. А Мариам, прилетевшей в Минск сильно простуженной и, между нами говоря, сорвавшей голос на первых минутах спектакля, надо было бы дать отдельную награду "за волю к победе". В зале яблоку негде было упасть, поставили дополнительные стулья. Наши соотечественники тоже присутствовали, но в небольшом количестве. В том числе и сотрудники Посольства Армении в Беларуси во главе с послом Арменом Хачатряном. Абсолютное же большинство зрителей составляли коренные жители. И тут не забыть сказать, что вообще все спектакли форума были поставлены на коммерческую основу и практически отсутствие свободных мест. Молодые, никому не известные режиссеры из стран СНГ, и почти все билеты проданы – чтоб я так жил!
НАШИ ВЫЛОЖИЛИСЬ ПО ПОЛНОЙ, И НАГРАДОЙ ИМ БЫЛА ДОЛГАЯ ОВАЦИЯ, которой удостоился "Вкус меда". Работники Театра белорусской драматургии, где шел спектакль, удивленно говорили: "Они выглядели совсем детьми, мы даже не представляли, что у вас такая сильная труппа". Еще до церемонии награждения Мариам была единодушно названа среди молодых коллег лучшей актрисой форума, а украинский режиссер говорил о том, что будет думать о спектакле, на который позовет Мариам в качестве приглашенной актрисы. Если учитывать, что у каждого конкурса своя политика, что на предыдущем форуме в Кишиневе Армения стала лауреатом второй премии и что за два дня до начала по требованию белорусской стороны жюри обзавелось шестым, местным членом, специальный приз Мариам получает совершенно особое звучание.
Что касается зрителей, вот некоторые выдержки из Книги впечатлений, установленной в фойе Театра белорусской драматургии: "Антракт - с нетерпением жду продолжения", "Спасибо за спектакль! Отличный выбор пьесы, отличная игра! Молодцы!", "Все понятно и без перевода - отличный спектакль! Чувство актеров непередаваемы, так что слезы на глазах, но на душе светло. Спасибо!", "Просим часто приезжать в Беларусь"…
Знание конкурсной конъюнктуры приумножает скорби, а потому специальная награда героине "Вкуса меда" вызвала особую радость. Зато вполне предсказуемым был успех наших художниц Алины Алексанян и Нелли Барсегян. Эскизы и особенно куклы Алины вызвали огромный интерес как у представителей минских СМИ, которые сделали нашу художницу героиней телеэкрана, так и у литовского режиссера, который, кажется, увидел перспективы сотрудничества.
Что до проекта "Красный град", посвященного 100-летию Геноцида, о котором "ГА" недавно писал и который Нелли Барсегян представила на форуме, альбом вызвал бурю эмоций, каждый жаждал заполучить такой полный трагических смыслов, но изысканный подарок. А поскольку Нелли привезла с собой чуть ли не 50 экземпляров, то армянской команде вполне благополучно удалось сочетать участие в форуме с пиаром акций, посвященных скорбному столетию. Ей вообще многое удалось.
"Армянский театр вполне конкурентоспособен!"
"Подобные форумы необходимы для того, чтобы правильно себя оценить, понять, на какой ступени в этой панораме мы находимся, а практика показала, что далеко не на последней. Что до налаживания связей, в плане театроведения представители трех-четырех стран там, где выходит специальная периодика, предложили мне прислать несколько академических театроведческих статей. А Шендерова и Хализева, которые вели с нами мастер-классы, заявили, что московская "Экран и сцена" всегда открыты для всех участников форума.
ЧТО КАСАЕТСЯ ДРАМАТУРГИИ, МОСКВИН, ОПЯТЬ ЖЕ ВЕДУЩИЙ МАСТЕР-КЛАССЫ, говорил о том, что в наше время глобализации очень легко отдаться мировым трендам, потерять свое лицо. Именно наличием лица он объяснял, почему ему понравилась моя пьеса "Мерседес", где, по его словам, не говорится открыто о Геноциде, но раскрыто его воздействие на судьбы людей и где общечеловеческое сочетается с глубоко национальным. Москвин предложил мне составить антологию молодой армянской драматургии, добавить еще четыре пьесы, желательно в стиле "Мерседес", а вопросами перевода и издания он обещал заняться", - говорит Ануш Аслибекян-Арцруни, представлявшая на форуме как молодую драматургию, так и театроведение.
Доволен результатами форума и Гор Маркарян, постановщик "Вкуса меда" и один из самых перспективных наших режиссеров. "Форум - это площадка, где ты можешь показать себя, приобщиться к каким-то европейским трендам, в конце концов, страны Балтии это уже чистая Европа. То, что наш спектакль оказался конкурентоспособным на таком большом форуме, меня не слишком удивило, поскольку у нас уже были успешные гастроли в Москве на сцене театра Петра Фоменко. Но этот форум показал: да, армянский театр вполне конкурентоспособен как в актерском и режиссерском плане, так и в плане драматургии, сценографии Мне было очень приятно, что так хорошо прошли и наши художницы, а альбом "Красный град" просто произвел фурор. Меня очень порадовало многообразие путей, которыми движется сегодняшний театр – от модернистских до психологического театра, которому я отдаю предпочтение. Кстати, у меня наметился совместный проект, но об этом пока из суеверия умолчу. Еще обратил внимание на то, что многие постановки были острой политической направленности, причем в большинстве случаев это была просто психологическая блокада, абсолютная безысходность. Не знаю, может меня сильно раздражали антирусские настроения, которые били через край, и поэтому в этой активной гражданской позиции я увидел больше негатива, чем позитива… А еще стало ясно, что у нас существует серьезная проблема: отсутствие смычки между драматургом и режиссером. Вот мы с Ануш почти договорились о том, чтобы поработать вместе и сделать спектакль, может быть, на документальной основе", - признается он.
Армения второй раз приняла участие в Международном форуме театральной молодежи, и снова успешно во всех смыслах. Поднимать над головой "серебряный" или "специальный" зонтик, что и говорить, приятно. Но не менее приятно, а главное – перспективно убедиться в собственной конкурентоспособности и открыть для себя новые пути на перекрестках большой театральной территории.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.