"КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ" -
студенческий театр явил обыкновенное чудо
Прелестно, прелестно!.. Это чувство откровенного упоения охватило и малышей, которые, встав на цыпочки, затаив дыхание и широко распахнув глаза, следили за действом, длившимся два с половиной часа, и взрослых, бисирующих отдельные арии и устроивших настоящую овацию в финале, и даже присутствовавших в зале в изобилии профессионалов, которые поздравляли с придыханием и потом выставляли восторженные посты в Фейсбуке… Словом, всех, кому довелось побывать на премьере культового мюзикла "Красавица и Чудовище"… в студенческом театре Российско-Армянского университета.
МЮЗИКЛ "КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ" В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ БЫЛ МУЛЬТФИЛЬМОМ. Снятый компанией Disney, он вывел знаменитую сказку на одно из первых мест по популярности, а мюзикл, написанный настоящими мастерами Аланом Менкеном в содружестве с Говардом Эшманом и Тимом Райсом, занял лидирующее место на Бродвее, в лондонском Вест-энде и на Марлен Дитрих-платц. Реклама спектакля упирает на 120 париков, 8 кг человеческих волос, вложенных в Чудовище, и сборы в 1,5 млрд долларов. Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Мельбурн, Токио и Москва увешаны одинаковыми чудовищами в позе Гамлета, как и многие другие столицы мира. Ереван в число этих столиц не входил – у наших театров нет столько денег на лампочки.
А лампочек требуется сотни - и обычных, и люминесцентных, и галогенных, и точечных. Нужно много жидкого бутана, чтобы зажигать свечи. Нужна хорошая сценическая техника - чтобы декорации менялись бесшумно и быстро. Бальное платье в 16 кило и грим, который нужно накладывать три часа, - ничего этого отечественный театр не потянет. Поэтому жанр мюзикла как был, так и остается для нас terra incognita. Так, во всяком случае, казалось… Поэтому приглашение на "Красавицу и Чудовище" в студенческом театре – самодеятельность, увольте, "цирка мне вполне хватает в жизни"! – прозвучал призывом посетить дантиста. Но я пошла… И так обломалась! Кайф, восторг, ярко и звонко во всех смыслах. Словом, прелестно, прелестно!
Какая, к черту, самодеятельность. Ни к каким поблажкам и снисходительности это "детское творчество" не призывало. Разве что того самого бродвейского количества лампочек не было – но давайте не будем, да в какой-то момент подвел микрофон. Зато здесь было главное, небродвейское качество, когда глаза слепит не машинерия, слепящая глаза и заслоняющая на сцене человека, а люди – молодые актеры-любители-энтузиасты, которые пели, танцевали и по-настоящему играли. И все это – не ниже планки. И это в наших реалиях, уж вы мне поверьте, фантастика.
СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР В РАУ СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ 13 ЛЕТ. НАЧАЛОСЬ ВСЕ с того момента, когда едва пришедшей в университет преподавательнице фольклора Соне Маркарян, которая к тому времени была не на много старше своих студентов, поручили поставить отрывки из "Горя от ума" - чтобы материал лучше усвоился. О мильоне терзаний, охвативших по этому поводу молодого преподавателя, не будем. Скажем только, что ректор Армен Дарбинян, пришедший посмотреть на студенческий опус, по окончании провозгласил рождение театра. "Красавица и Чудовище" - уже 30-й спектакль в репертуаре студенческого театра, который выпускает по три премьеры в год, который успел отметить, и славно отметить, свой десятилетний юбилей и даже удостоиться золотой медали Союза театральных деятелей Армении.
Есть женщины в армянских селеньях, которые могут в наших условиях мюзикл поставить, не то что в горящую избу войти. Режиссер-постановщик – Сона Маркарян, музыкальный режиссер – Зара Вирабян, продюсер – Нане Саркисян, администратор – Нана Габриелян, хореограф – Нуне Атабекян, ответственные за костюмы – Лиана Туманян, Тамара Крнатян… Есть вопросы?
"Вообще-то все началось с Зары Вирабян – она долгое время жила в Америке, потом в России, ставила почти все бродвейские мюзиклы со студентами, школьниками, у нее огромный опыт. Почему она выбрала "Красавицу и Чудовище" - это надо спросить у нее. А я… Я просто не понимала, во что ввязываюсь, - рассказывает Сона Саркисовна. - Сначала мы отдельно учились петь, потом – танцевать. Все – своими силами и на голом энтузиазме. Вообще когда на кухне две хозяйки, – это всегда конфликт. А тут у нас с Зарой все полностью сложилось, она делала свое дело, я – свое… Потом мы учились танцевать и петь в костюмах, а потом еще – в гриме. Университет создал для театра фонд, и из этой суммы мы сумели купить микрофоны, теперь у нас их пять своих собственных. А дальше продюсер собирала все буквально по крупицам. Хотя если я назову суммы, выбудете смеяться. Опять же сами придумывали, что можно сделать. Микрофоны к нам попали за неделю перед премьерой, так что полноценных прогонов у нас было всего два".
Заподозрить что-либо подобное, глядя на сцену – не хватит фантазийности. Поэтому перед тем - что, а главное - как происходит на сцене, хочется встать и снять шляпу. Это называется фантазия, воображение и самый что ни на есть настоящий профессионализм.
В ГЛУБИНЕ ЗАЛА НА ПЯТЬСОТ ДО ОТКАЗА ЗАПОЛНЕННЫХ МЕСТ СВЕТИТСЯ, ЖИВЕТ ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ. На экран, служащий задником, проецируется то мультяшная деревня, то Заколдованный замок - не будем осуждать студенческий театр в отсутствии масштабного оформления. Зато на переднем плане сцены выстроен отличный сказочный мир - и подробный, и мобильный. Декорации сменяются мгновенно, ни разу не тормознув действия. В таком мире живут герои сказки. Белль - странноватая девушка, испытывающая непонятную для односельчан страсть к книгам. При всей нежности характера она легко может поставить на место не только местного красавца Гастона, но и зарвавшееся Чудовище, которому, скорее всего, после обыкновенного чуда предстоит стать подкаблучником. Но это уже частности. Так или иначе, история о девушке, расколдовавшей своей любовью превращенного в монстра принца, содержит в себе некоторое количество "инструкций жизни". При этом необходимая мораль не стучит детям по голове, рассказана с добрым юмором, как и положено хорошей сказке.
Слуги, превращенные в мебель, канделябры и посуду… Для каждого образа у Соны Саркисовны нашлась своя "почва и судьба". Уж каким макаром она доводила до сознания исполнителей психофизику роли – ее секрет, но пылающий во всех смыслах Канделябр Люмьер – Левон Залакян, Часы Когсворд – Давид Лютов, Чайник миссис Поттс – Нвард Казарян, да и все остальные жители Заколдованного замка совершенно очаровательны, а крошечного мальчика-чашечку Чипа - Эдварда Мхитаряна просто хочется расцеловать. Незабываемо и трио сельских красоток в лице Лианы Туманян, Асмик Асланян и Тамары Крнатян.
История, построенная на самом беспроигрышном сюжете - становлении отношений между мужчиной, который всегда немножко чудовище, и женщиной, которая из чудовища делает принца. Наивно? Возможно. Но все это вызывает столь непосредственную реакцию зала, что становится понятно: взрослым тоже хочется простых истин. Тем более если их транслируют со сцены столь красиво и обаятельно. Белль – лирическая героиня с характером, и Ануш Ревазян удалось передать и лирику, и характер. Деревенский красавец Гастон, соизволивший обратить внимание на главную героиню и уверенный, что женщинам книжки читать не нужно, а нужно рожать детей и полировать его сапоги. И то, как хохочет малышня над этим монологом - а Гастон - Иван Надирьян-Новопокровский все принимает скульптурные позы, демонстрирует бицепсы и голос "как у Георга Отса" - внушает некоторую надежду на социальный прогресс. Наконец, Чудовище – Григорий Багдасарян не только вполне убедительно продемонстрировал путь превращения Кинг-Конга в человека, но даже не пожертвовал вокалом ради драматического "чудовищного" эффекта.
ХИТЫ "КРАСАВИЦЫ И ЧУДОВИЩА" - ПЕСЕНКА ПРО ГАСТОНА, ПАРАД ПОСУДЫ "Вы наш гость", дуэт Красавицы и Чудовища и все остальные чудесные мелодии ребята, как вы уже поняли, поют вживую. Поют так, что остается только рукоплескать в удивлении. Но, может быть, самое удивительное с профессиональной точки зрения в этом спектакле это то, как организованно ведут себя на сцене исполнители, а их, между прочим, под сорок человек. Заявление Соны Маркарян "я из того поколения, которое в детстве и юности, пришедшиеся на 90-е, не имело возможности смотреть спектакли ввиду их практического отсутствия" вкупе с признанием своего аматерства в эту организацию никак не вписывается. Массовка, работающая на четырех планах: и у каждого ансамбля - своя функция, и у каждого актера – горящий, ни на минуту не выключающийся глаз.
"Ребята театром живут, - говорит Сона Саркисовна. - Со стороны трудно представить, насколько они болеют друг за друга, как друг к другу относятся. Это как одна семья, и это такой труд – приходим в девять утра, занятия, модули, а потом репетируем до десяти вечера. В спектакле занят мой основной состав, играющий в драматических спектаклях. Но они все оказались и поющими, и играющими на разных инструментах. С хором занималась наша девочка-студентка. И все музыканты, бывшие на премьере, пораженные, особо отмечали, как он звучит. Потом уже Зара Арсеновна собирала их, дорабатывала, делала номера с солистами – то есть все своими силами".
Сил здесь явно хватает, а об энтузиазм руководителей и участников театра РАУ можно зажигать спички. И сложности, которые пришлось преодолеть в работе над "Красавицей и Чудовищем", не только не испугали, но и подвигли на новый подвиг. Театр собирается приступать к еще одному бродвейскому хиту - Mamma mia! на музыку ABBA...
Прелестно, прелестно...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...