Последние новости

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И IV ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР

Догматы веры обозначают теологические, богооткровенные истины, содержащие учения о Боге и Его домостроительстве. Церковь их определяет и использует как неизменное и непререкаемое положение веры. Это в идеале. А на самом деле трактовка догматов часто превращается в своеобразные крестовые походы одних церквей на другие, преследующих одну цель: утверждение собственной власти.

ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ. Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто приводит к религиозным конфликтам. В этом смысле собор можно справедливо назвать Вселенским, если, во-первых, на нем в лице своих представителей присутствуют все церкви и, во-вторых, если на нем обсуждаются вопросы, затрагивающие и волнующие все церкви.

Первые три собора, справедливо называемые Вселенскими (Никейский – 325, Константинопольский – 381 и Эфесский – 431 гг.), не вызвали разногласий, и их постановления были единодушно приняты всеми церквами. Кроме того, православное вероисповедание во всей полноте было сформулировано именно во время этих первых трех вселенских соборов. Раскол в догматическом направлении в церквах произошел в 451 году на IV Халкидонском соборе.

Халкидонский собор явился серьезной угрозой единству Вселенской Церкви и стал орудием в руках Запада, в частности Рима, для разделения. Это было разделение не столько на почве веры, сколько на политической почве. Церковь распалась на три ветви: в Риме и на всем Западе распространилось халкидонство, в Византии – монофизитство в духе Энотикона Зенона (потом она тоже приняла халкидонство), в Персии – несторианство. В продолжение полувека заявляли о себе самые противоречивые декларации относительно авторитета Халкидонского собора. Потом халкидонство стало силой и оружием насаждаться среди инаковерующих.

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ АРМЯНСКУЮ АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ ОБВИНЯЮТ в ереси монофизитства, учении, которое во Христе принимает одно только божественное начало, из-за чего Христос признавался только Богом, но не человеком.

Создание ереси приписывается константинопольскому архимандриту Евтихию, который, вооружаясь против ереси Нестория, признававшей в свою очередь во Христе два лица, две природы, две ипостаси - человеческой и божественной, разделяющей эти природы до полной самостоятельности, впал в противоположную крайность.

Евтихий осужден на Константинопольском поместном соборе 448 года и анафематствуется как ересиарх всеми историческими христианскими конфессиями как халкидонской богословской традиции (Римско-католической и Греко-православной церквей), так и традиций нехалкидонских (древневосточных православных церквей).

Апостольская церковь Армении - одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих ее как от византийского православия, так и от римского католицизма. ААЦ относится к группе дохалкидонских древневосточных православных церквей (Коптская православная, Эфиопская православная, Эритрейская православная, Сирийская православная, Индийская Малабарская православная)".

В прошлом Византийская и Римская империи, дискредитируя учение ААЦ, пытались навязать свою формулировку природы Христа, обвиняя армян в монофизитстве. Это была политическая игра по религиозным соображениям, продиктованная желанием Византии полностью присоединить западную часть Армении к империи и ассимилировать армянский народ. В этих условиях верность своей Церкви стала средством самосохранения армянского народа. По тем или иным причинам обвинение в ереси ААЦ продолжаются и поныне, в частности, со стороны Русской Православной Церкви.

Если же говорить о халкидонской догматической формуле, то она подчеркивает единство личности Христа и различие его двух полноценных природ, божественной и человеческой, в единстве между собой. Она учит, что Христос имел ту же сущность, что и люди, и что обе его природы (человеческая и божественная) существуют нераздельно и неслиянно, не будучи поглощенными одна другой. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась (лицо, сущность).

"ЕДИНСТВО ХРИСТА ДЛЯ ХАЛКИДОНА ЕСТЬ ПРОИЗВОДНЫЙ (дифференцированный) союз, который состоит из двух частей. И этот составной союз, части которого выступают в своих качествах, характеризуется следующими четырьмя определениями: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. В халкидонском определении есть некий скрытый момент. По связи речи сразу чувствуется асимметричность богочеловеческого единства, то есть видно, что ипостасным центром богочеловеческого единства признается Божество Слова - "Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах познаваемого..." Но об этом не сказано прямо - единство ипостаси прямо не определено как ипостась Слова. Именно отсюда дальнейшая неясность о человеческом естестве. Разве может реально быть "безыпостасная природа"? В халкидонском определении ясно исповедуется отсутствие человеческой ипостаси (именно в этом и есть разница с несторианством), в известном смысле именно "безыпостасность" человеческого естества во Христе. И не объясняется, как это возможно. Это объяснение было дано с большим опозданием, почти через 100 лет после Халкидона, во времена Юстиниана, в трудах Леонтия Византийского, где говорится, что природа может осуществиться или же воипостасироваться в ипостаси иной природы. Для Леонтия не Бог, а ипостась Слова стала плотью, о чем говорит протоиерей Иоанн: "Вкратце этот новый смысл сводится к нижеследующему. Ипостась Слова именно как ипостась, то есть как личность, восприняла человечество. Бог не стал человеком по существу, ибо Отец и Дух не воплотились", - пишет в своей статье иеромонах Гевонд Оганесян.

НЕПРИНЯТИЕ ХАЛКИДОНА СВЯЗАНО С ЕГО ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИМИ понятиями и христологическими исповеданиями, не соответствующими апостольским преданиям. Храня исповедание первых трех вселенских соборов и учение Св. Кирилла, Армянская церковь остерегалась опасностей, идущих от халкидонской формулировки, ибо в ней видела скрытое несторианство.

Согласно формуле догмата Третьего Вселенского собора "Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Божество и человечество соединены в единую природу неизменяемым, неслитным и нераздельным образом. Это соединение есть существенное и естественное соединение, в одно и то же время несказуемое и недосягаемое для ума".

Восточное богословие отвергает во Христе всякого рода разделение и двойственность. Един Христос - воплощенное Слово, единая богочеловеческая природа, единая ипостась, единое лицо, единая воля, единое действие. Разделенные природы, но соединенные ипостасью и лицом, со стороны восточных отцов рассматриваются как унижение несказуемого таинства Богочеловека, а также как попытка превратить созерцательное исповедание веры в механизм, воспринимаемый умом.

PanARMENIAN.Net / Tsets

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • "ЖЕЛЕЗНАЯ МОНАХИНЯ" МАДОННА БЬЮДЕР
      2022-11-09 05:49

      Триатлон – относительно молодой вид спорта, который зародился в 20-х годах прошлого столетия, набрал популярность в 80-х, а на Олимпийских играх дебютировал только в Сиднее-2000. Представляет собой последовательное прохождение трех дисциплин: плавания, заезда на велосипеде и бега.

    • К ЧЕМУ ГОТОВИТ БАКУ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА?
      2022-01-29 10:38

      Русское православие начинает снова физически присутствовать на карабахской земле, и, как в XIX веке, это связанно с военными. В январе этого года пресс-служба Министерства обороны России сообщила о том, что военнослужащие российского миротворческого контингента приняли участие в крещенских купаниях рядом с православным храмом Рождества Христова на территории размещения в Нагорном Карабахе. На праздник собралось более 500 миротворцев.

    • ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ПРОТОИРЕЯ АЛЕКСАНДРА
      2022-01-17 10:00

      С отцом Александром, настоятелем Грузинской Православной церкви (ГПЦ) Воскресения Христа в Ереване познакомился случайно, навещая друга в Норагавите. Собственно, так и узнал о том, что есть в Ереване такая церковь, кстати, единственная православная, но под юрисдикцией ГПЦ, за пределами Грузии.