Последние новости

КОРАБЛЬ ВНЕ ШТОРМА

IV Международный музыкальный фестиваль им. Арама Хачатуряна

Если судить по количеству музыкальных сенсаций, то можно уверенно сказать, что музыкальная жизнь Еревана не сдает своих позиций - пульс наполненный. О том, в какой замечательной форме находятся наши коллективы, говорят гастроли за пределами страны. Многочисленные отклики в зарубежной прессе - яркое тому свидетельство.

Свою струю в художественную жизнь республики вносят и фестивали, которые в последнее десятилетие приобрели особый размах. Они проходят почти весь год, но особенно кишит фестивалями осень. Тут и наипрестижнейшие фестивали классической музыки "Ереванские перспективы", и Ереванский международный музыкальный фестиваль, и масштабные джаз-фестивали, фестивали авторской песни и т.д.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ уделяется немалое внимание, - факт неоспоримый. Причем наблюдается это от президентского аппарата, правительственных, министерских структур до различного рода фондов и общественных организаций. Именно это породило ряд музыкальных марафонов, способных составить конкуренцию в мировом масштабе.

Не последнее место в табели о рангах занимает и сравнительно молодой Международный хачатуряновский фестиваль. В нынешнем году он проводится уже в четвертый раз, предлагая слушателям солидную программу творений великого композитора, а также произведений европейской классики. Все это придает хачатуряновскому фестивалю объемность и солидность. Проводится он по инициативе Государственного молодежного оркестра под управлением Сергея Смбатяна при поддержке Министерства культуры Армении и под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. Способствуют фестивалю и фонд "Арам Хачатурян" и "Европейский фонд поддержки культуры".

Концерты хачатуряновского марафона проходят с тем воодушевлением, без которого вообще не может быть музыки. Возможно, Молодежному оркестру не всегда удается достичь должного уровня, но он старается по крайней мере создать особую ауру, и слушатели это ценят.

Одна из особенностей нынешнего фестиваля - солидная представительность в его программах музыки XIX и XX веков: Бах, Бетховен, Брамс, Рахманинов, Прокофьев, Шуман, Дебюсси, Дворжак, Луи Юнгман, Александр Арутюнян, Шостакович, Вагнер и, естественно, Арам Хачатурян и современные армянские композиторы. Такая многогранность фестивальной программы дает возможность раскрыть внутренний потенциал каждого артиста. В многогранности и просматривается достоинство этого марафона, его подлинная международность. Его значение трудно переоценить. Арам Хачатурян далеко перешагнул границы своей Родины, прославив ее своей великой музыкой на всей планете. Поэтому имя великого композитора обязывает к тому, чтобы фестиваль, носящий его имя, всегда бы проходил на самом высоком уровне. Обязывает также и его нынешнее посвящение - 25-летию независимости республики.

Усилиями организаторов фестиваля слушателей приобщают к исполнительскому искусству музыкантов из Италии, Германии, Швеции, Канады, России, Испании, Финляндии, Нидерландов. Привлечение таких талантливых артистов, как Глория Кампанер, Лилит Григорян (фортепиано), Джонатан Руземан (виолончель), Джулиан Милкис (кларнет), Зограб Тадевосян (скрипка), продуманность и стремление ознакомить по возможности с разными жанрами музыки и творческими манерами не может оставить равнодушными как наших слушателей, так и гостей столицы.

ФЕСТИВАЛЬ ОТКРЫЛСЯ НЕОРДИНАРНОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММОЙ - "Арам Хачатурян и джаз", в которой приняли участие Государственный молодежный оркестр под управлением Сергея Смбатяна, Государственный джаз-оркестр под управлением Армена Усунца, солисты - пианист Ваан Айрапетян, саксофонист Айрапет Аракелян и Армен Усунц - саксофонист и дирижер. Вниманию публики была представлена мировая премьера - Джазовая обработка на темы Арама Хачатуряна для саксофона и оркестра Девида Де Бур Кэнфилда. Произведения Арама Ильича были известны композитору еще в студенческие годы. Он неоднократно исполнял хачатуряновский Концерт для скрипки с оркестром, и это вдохновило его на создание своего концерта на тему Хачатуряна. Как показал фестиваль, произведения армянского классика великолепно звучат и в джазовой обработке. Премьера оказалась очень удачной: Концерт Девида Кэнфилда вызвал необычный интерес, придав особый импульс всему фестивалю.

Следующий концерт, прошедший в Доме-музее им. Арама Хачатуряна, представил квартетную музыку в исполнении Струнного квартета его имени  в составе: Мери Маргарян (1-я скрипка), Айк Варданян (2-я скрипка), Ваче Овеян (альт) и Арам Талалян (виолончель). В исполнении этого коллектива прозвучал струнный квартет N4 до минор Бетховена и Третий квартет фа мажор Шостаковича. Музыкантам удалось трепетно и проникновенно передать глубокую человечность музыки этих гениев. Они достигли редкой уравновешенности ансамбля и пластики дыхания, а сочетание различных темпераментов и манер игры казалось самым естественным.

Как известно, выступление в квартете требует особой сыгранности, чувства локтя, органической взаимосвязи инструментов, что достигается годами репетиционной и концертной работы. Тем отраднее, что исполнителям в квартетах Шостаковича и Бетховена удалось выявить многие свои достойные качества. Прежде всего, это цельность трактовки, в которой преобладали теплота и искренность высказывания. Мягкие краски, сдержанная лирическая манера музицирования, инструментальная слитность помогли раскрыть сокровенные мысли этих изумительных партитур.

ОСОБОЙ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ ПРИВЛЕКЛА И ПРОГРАММА 11 ОКТЯБРЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ФИЛАРМОНИИ. В первое отделение Молодежный оркестр под управлением Сергея Смбатяна включил симфоническую поэму "Остров мертвых" и редко исполняемый в Армении фортепианный концерт N1 фа диез минор  Сергея Рахманинова и Седьмую симфонию Прокофьева - во втором.

Симфоническая поэма "Остров мертвых", созданная композитором под впечатлением популярной картины швейцарского художника-авангардиста Арнольда Беклина - одна из значительных программных сочинений композитора. Она таит немало трудностей для исполнителей, стандартные приемы игры малопригодны. Тем приятнее, что с самого начала дирижер сумел ввести исполнительский процесс в нужное русло, дать сильный духовный импульс звуковому действию, что так важно в "Острове мертвых". В результате оркестру удается воссоздать образ мрачной пучины моря, омывающей берег печального острова в первом отделении, добиться острого контраста тем, настроений, выразительности в смене темпов, ясности замысла.

К сожалению, не очень сильное впечатление оставило исполнение оркестром и солистом-победителем множества международных фестивалей, призером Международного конкурса им. А.Хачатуряна, российским пианистом Евгением Стародубцевым Первого фортепианного концерта Рахманинова. Были слышны сбои, неодновременность вступлений, не всегда чистый строй, отдельные шероховатости. Это погрешности, которые преодолимы во время репетиций. Но, видимо, их и было недостаточно.

Зато полного воодушевления оркестр и дирижер достигли при исполнении Седьмой симфонии Прокофьева. Они играли от души, с подлинным увлечением. Наиболее слитным, спаянным оказался финал, исполненный вдохновенно и свободно. С энтузиазмом и вполне ответственно подготовил оркестр симфонию и своим исполнением вызвал шквал аплодисментов.

КУЛЬМИНАЦИЕЙ ОБОЗРЕВАЕМОГО ПЕРИОДА В РАМКАХ ХАЧАТУРЯНОВСКОГО фестиваля стал концерт камерного хора "Овер" под руководством блистательного хормейстера Соны Ованесян. 14 октября концертом дирижировал гость из Германии - известный дирижер Флориан Хелгат. Публика, заполнившая зал Дома камерной музыки, была околдована волшебной силой песнопения. Это было настоящее торжество высокого искусства. Было ощущение, что Флориан Хелгат в восторге от коллектива и ему бесконечно приятно это сотрудничество. Здесь подлинная духовность одерживала безусловную победу над всем, чем "одаривают" нас наши серые будни.

В программе концерта - хоровые сочинения Мендельсона, Макса Бруха, Макса Регера, Густава Малера, Арнольда Шенберга, Генриха Камински, Ганса Шандера, Комитаса и других композиторов. При всей сложности музыкальной ткани звучащие произведения осваиваются слушателями синхронно с исполнением. Драматизм, тончайшие поэтические нюансы, изысканность сочинений передаются хором органично и естественно. Какая-то особая манера звуковедения, при отчетливости каждого слова - растворенность его в музыке или же, наоборот, растворенность музыки в поэтическом слове, смысле. Удивляет яркость и сила звука при небольшом составе хора и полное отсутствие форсировки. Этот признанный во всем мире авторитет ставит хор Соны Ованесян на принадлежащее ему место в музыкальной культуре современности. Недаром один из величайших композиторов современности Кшиштоф Пендерецкий назвал этот коллектив лучшим хором в мире. Подъем во время концерта был такой, что артисты не могли разойтись и пели, словно стихийно выражали радость от сотворения музыки, от ее звучания под этими сводами. Покидая концерт, с благодарностью думаешь: как хорошо, что есть у нас такие подвижники, как Сона Ованесян - создатель хора, его признанный лидер и абсолютный авторитет.

Следующий концерт фестиваля представил призера Международного конкурса дирижеров им. Арама Хачатуряна, молодую итальянку Беатриче Венеци. Она уверенно дирижировала концертом 20 октября в Большом зале филармонии, в программе которого были сочинения Эдуарда Айрапетяна "Павана" для камерного оркестра, Концерто-гроссо N1 для трех виолончелей и оркестра Кшиштофа Пендерецкого и Первая симфония Бетховена. Ее уверенность замечательно поддержали известные солисты-виолончелисты Арам Талалян, Гаяне Хачатрян (Германия) и Ануш Яврумян.

Фестиваль продолжается. Впереди - множество концертов, которые продлятся до 10 декабря и, надеемся, поддержат репутацию фестиваля.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • SUMMEET - "ФЕСТИВАЛЬ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР ПРОДВИЖЕНИЯ"
      2023-08-29 11:06

      В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • «АРТ СЕТ» - МАЯК КУЛЬТУРЫ В МАРЗАХ
      2023-04-08 11:28

      На днях третий межмарзовый конкурс-фестиваль искусств «Арт Сет»  подвел итоги. На гала-концерте, устроенном в Доме культуры г.Веди Араратского марза Армении были объявлены победители и состоялась торжественная церемония вручения призов и дипломов.