ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
В Союзе архитекторов Армении в рамках проекта "Империя наносит ответный удар" Передвижной академии состоялся круглый стол. Он стал продолжением проекта школы современного искусства, предложенного австрийскими арт-кураторами Георгом Шоельхамером и Хедвиг Саксенхубер прошлогоднего киевского биеннале современного искусства. Корр. "ГА" попросил рассказать об этом проекте арт-критика Рубена АРЕВШАТЯНА.
- Название проекта связано с глобальными политическими, социальными, экономическими, а также культурными (если не сказать цивилизационными) переменами последних лет. В них явно прослеживается определенный возврат консервативных тенденций в социально-политических ситуациях и новых тенденций (вернее, хорошо забытых старых) в плане артикулирования империальных систем. Архитектура всегда отображала все трансформации, связанные с политическими, социальными и культурно-парадигмальными сдвигами. Последняя четверть века была необычайно разнородной и перенасыщенной такими трансформациями. Архитектурный облик городов во всем мире менялся, и причины этих изменений имели различные контексты и предпосылки. Однако было также очень много общего в логическом развитии эстетических языков и социально политических подходов "новой" архитектуры в странах и обществах.
В постсоциалистических странах эти сходства наиболее явно выражены, и в плане направлений развития можно легко обнаружить превалирующие тенденции относительно архитектуры, связанной с новым капиталом, архитектуры, устанавливающей новые социальные иерархии, архитектуры, оспаривающей принципы культуры модернити. Одним словом, все хаотичные, не дифференцированные представления, а также неосознанные и непроанализированные моменты, связанные с собственной историей и идентичностью, укоренившиеся в постсоциалистическом коллективном сознании, напрямую выплескиваются на городскую среду и архитектуру. То есть посредством анализа архитектуры постсоветских стран проект направлен на более многосторонний анализ современных постсоветских обществ и критику глобальной неолиберальной, политической, социальной и экономической системы.
- Рубен Эдуардович, что конкретно обсуждалось в Ереване?
- В семинаре участвовали ведущие архитекторы, градостроители, искусствоведы и философы из Армении, России, Беларуси, Грузии, Украины, Молдовы, Канады, Германии и Австрии. В центре внимания проекта "Империя наносит ответный удар" - проблема отношения к архитектурному наследию Советского Союза, которое все еще служит как объединяющим, так и разделяющим фактором.
Задача проекта - исследовать на примере различных урбанистических ситуаций общие структурные черты, стоящие за понятием "постсоветское общество", рассмотрев его с точки зрения местной специфики каждого региона. В рамках проекта постимперский распад Советского Союза рассматривается как исторический процесс, изучение которого позволяет осознать ряд современных конфликтов и социальных разногласий в постсоциалистических странах.
Рассматривая историю модернизма и соизмеряя ее с теми процессами, которые сегодня происходят, мы можем увидеть очень разношерстный процесс, который совершенно не проанализирован. Почему так произошло, в каком направлении идет развитие и к чему мы придем. Общества в этих странах находятся в шоковом состоянии, так как не может разобраться в происходящем. В течение 25 лет после крушения Берлинской стены история не только постсоветских и восточноевропейских обществ, но и всего остального мира в целом продолжала рассматриваться сквозь призму холодной войны. В этой бинарной черно-белой логике не только исчезали все нюансы истории, но и стирались дискурсы об основополагающих, хотя часто противоречивых принципах модернити, где колонизирующие и эмансипирующие процессы часто протекали в одном русле. Не поняв разделения этих двух процессов, человечество продолжает повторять один и тот же замкнутый круг, воспроизводя колонизирующие, а также самоколонизирующие системы для выхода из тупика неосознанной собственной истории и действительности. Сегодня мы переживаем именно такой очередной виток, когда недифференцированная ностальгия по советскому прошлому в итоге регенерирует самые реакционные, авторитарные, темные сегменты политической системы, напрочь вычеркивая эмансипирующие аспекты той же истории, связанные с той же социальной системой и модернистским проектом построения нового общества. В этом случае сложно понять - империальная система навязана сверху или исходит из чаяния общества, которое так и не может понять, чего оно хочет и что потеряло.
Участники семинара ознакомились с городом, с тенденциями его градостроительного развития. Это было очень важно, так как взгляд извне позволяет лучше понять наши ошибки и упущения.
- К какому выводу пришли участники семинара?
- Говорить о выводах рано, потому что проект находится в стадии развития. Предполагаются дальнейшие исследования и встречи. По итогам семинара будет выпущена книга, и не исключена организация большой выставки
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:38
В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-10-18 11:18
Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...
-
2022-07-06 10:04
В Париже состоялся круглый стол на тему отношений Армении и диаспоры После 44-дневной войны осенью 2020 года и последовавших за ней тяжелых последствий в виде экзистенциальных вызовов для армянской государственности в диаспоре продолжается напряженный поиск путей выхода из кризисной ситуации, возможностей действенного укрепления триединства Армения-Арцах-Спюрк.
-
2022-03-04 09:55
На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».