Последние новости

УЧЕНИК ПРИРОДЫ

Арцахский художник Роберт АСКАРЯН отмечает свое 60-летие

Родился в Степанакерте, в большой трудовой семье. Отец-строитель все время советовал пятерым сыновьям: "Все, что делаете, делайте основательно, с крепким фундаментом". Для Роберта, впрочем, как и для других его братьев, это стало жизненным кредо. Заметим кстати, что одним из братьев Роберта является проживающий ныне в Германии известный продюсер, режиссер и сценарист Дон Аскарян.

СВОИМ ОСНОВНЫМ УЧИТЕЛЕМ РОБЕРТ АСКАРЯН СЧИТАЕТ родную природу, в ней он черпает вдохновение, жизненную силу и творческую энергию. Начал Роберт с пейзажей. Ему было 10 лет, когда брат привез из Москвы краски. Мальчик поднялся в горы, чтобы попытаться отобразить поистине достойные кисти художника виды природы родимого края.

Роберт Аскарян признается, что одним из стимулов для выбора будущей профессии стало прочтение книги про Ван Гога, юноша заинтересовался образом жизни и преданностью искусству великого художника. Свою роль, конечно же, сыграли и гены: предки Роберта - люди творческие. Дед отца, уроженец Гюлистана, был ашугом. Отец тоже пел армянские народные песни, до Великой Отечественной войны выступал в одном хоре с самой Офелией Амбарцумян. Во многих работах Роберта также чувствуются песня и музыка.

В 1980 году Роберт окончил Ереванский колледж искусств имени Мартироса Сарьяна. В течение трех лет работал в Москве, знакомился с миром искусства, участвовал в выставках. Вернувшись на родину, он принимал активное участие в республиканской творческой жизни, оформлял спектакли в Степанакертском государственном драматическом театре.

Карабахским художникам не часто выпадает возможность демонстрировать свое творчество за пределами Армении. В этом плане Роберт Аскарян составляет счастливое исключение. Уже почти 40 лет он участвует в выставках. Его работы экспонировались как в Степанакерте и Ереване, так и в ряде городов и стран мира - в Москве, Санкт-Петербурге, Таллинне, Каунасе, Нью-Йорке, Лионе, Тегеране, в Ливане, Германии, Финляндии, Швеции, Бразилии... Участвовал в 8 симпозиумах, в том числе  в 5 международных. Не случайно он является председателем Международного союза художников "Гам-Арт", объединяющего 30 художников, как местных, так и из других стран.

 АвтопортретРоберт дважды участвовал в Международном симпозиуме скульптуры в бразильском городе Брускве. Его работы вошли в десятку лучших. "Я дважды участвовал в симпозиумах скульпторов в Брускве штата Санта-Катарина, - рассказывает Роберт Аскарян. - Это само собой разумеется редкость, так как организаторы стараются приглашать каждый раз новых скульпторов. Желающие участвовать анонимно посылают свои проекты-эскизы, и жюри отбирает лучшие работы, авторов которых приглашают на симпозиум, оплачивают дорожные расходы, гонорар. Десять отобранных из порядка двух сотен скульпторов должны за месяц у всех на глазах выполнить из местного мрамора свои проекты, подарив их городу. Подобные мероприятия интересны еще и тем, что ты встречаешься с другими скульпторами, получаешь возможность окунуться в творческую атмосферу, которую создают люди искусства со всего света. Общение с художниками из разных стран, каждый из которых старается показать свою страну, очень важно". В Бразилии остались две его работы: трехметровая скульптура "Ангел-хранитель" и "Скамья влюбленных". Автор признается, что со своим "Ангелом-хранителем" он расстался с большим трудом.

ОСОБЫМ СМЫСЛОМ НАПОЛНЕНА "СКАМЬЯ ВЛЮБЛЕННЫХ". "На этой скамье можно сидеть только очень близко друг к другу. Первыми ее опробовали президент симпозиума и его супруга", - рассказывает автор.

Работы Роберта Аскаряна дышат христианским духом, живут народными традициями, питаются глубокими корнями, уходящими далеко в историю. "Создавая свои образы, я часто обращаюсь к нашему прошлому и хочу понять, как думал тогда человек, - говорит Аскарян. - И я вижу искренность. Как искренне растет дерево, так же человек делает вино, вытесывает надгробный камень. Вообще в искусстве, как и в жизни, нельзя обманывать. Разве можно обманывать себя?"

Семья у автора - символ духовной силы. Многие работы Аскаряна объединены темой семьи и материнства. Одна из последних - большая композиция из трех частей: семья, осень и сказка, установленная в зоне отдыха между Республиканской больницей и Степанакертским центром охраны здоровья матери и ребенка. Весьма оригинальна скульптура "Беседа", где беременная женщина ведет неслышную беседу с плодом в своем чреве, - понятный только им двоим разговор.

В картинах Аскаряна вековые горы, деревья и люди, кажется, слились в единый живой организм, вплелись душой и телом друг в друга. "Твоя работа, твои мысли, надежды и думы должны быть частью природы, той реальности, откуда ты вырвал кусок материи, чтобы отобразить, отпечатать на нем свое видение мира, - делится Роберт Аскарян. - Самое важное - передать колорит края, вкус земли. Это должно чувствоваться в картине. Здесь, в Арцахе и Армении, стране гор, ты должен гармонично вписаться в свои горы. В Европе все было хорошо, просто отлично, идеальные условия для творчества. И мне не раз предлагали остаться там и работать. Но все это не мое. Глазу не за что зацепиться, не на чем остановиться - равнина, ровные линии, уходящие за бесконечный горизонт".

Во многих работах Аскаряна присутствуют ангелы. Однако они не только охраняют и оберегают людей от сил зла, но и сами страдают от них, а порой и становятся жертвой темных сил. В память о трагически погибшем в первые годы Арцахского освободительного движения близком друге - талантливом художнике Армене Акопяне Роберт Аскарян написал картину "Распятие Ангела".

"Едва я начал рисовать эту картину, как азербайджанцы стали обстреливать город, один из снарядов упал прямо под моим окном, - рассказывает автор. - Картина стояла на мольберте, и осколком ее разрезало, пришлось зашивать холст. Так, Армена попытались убить еще раз, уже после смерти. Мне могут возразить, что ангела, ангела-хранителя невозможно распять, но думаю, вся армянская история дает мне право утверждать обратное. История последних тысячелетий показывает, что человек способен распять не только своего ангела, но и Бога".

 Картина Роберта АскарянаСИМВОЛИЧНА И КОМПОЗИЦИЯ "ВРАТА РАЯ", созданная в рамках Международного симпозиума скульпторов в Ереване. На ней вырезаны армянские образы-символы. Внизу в основании - хлеба из тонира - один из любимых образов автора, который он использует довольно часто. Выше - осел, карас, женщина, еще выше - семья. И наверху ангелы, стерегущие врата...

"Глыба, с которой пришлось работать, оказалась сложной, я ее разделил на две половины и увидел врата - врата... рая, - вспоминает Роберт. - Обычно я стараюсь сохранить формы, которые образовались при отламывании камня. В природе не бывает ничего случайного, неправильного, и, если разлом пошел именно таким образом, значит, так и должно быть. Поэтому я стараюсь сохранить линии разлома, сохранить рисунок, который соединяет камень с природой, с той средой, откуда он был вырван. И вот я увидел врата. Они получились неширокие, и это естественно - врата в рай не могут быть широкими. Когда работа была почти закончена, ко мне подошел милиционер внушительных габаритов. Узнав, что перед ним райские врата, он попытался протиснуться через них, но безуспешно. Отошел, покачивая головой..."

Освободительное движение конца восьмидесятых - начала девяностых всколыхнуло арцахцев, времена воинствующего атеизма остались позади, люди устремились к свободе - не только к политической, но и духовной. И если в советскую эпоху Нагорный Карабах был единственным регионом СССР, где при наличии десятков церквей и монастырей не было ни одного действующего храма, то с возрождением Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви люди стали возвращаться к вере и Богу.

Роберт Аскарян отозвался в своем творчестве и на это. "На хачкаре, установленном в ознаменование 20-летия возрождения Арцахской епархии, я постарался разместить важные армянские символы, - поясняет он. - Внизу - святые, которые держат мир, выше - женщины с виноградом и гранатом, еще выше - воины и дети на коне, украшенные тонирные хлеба, и над всем парит ангел-хранитель, который незримо присутствует в любом человеческом деянии, благословляя и поддерживая нас на земном пути".

Аскаряну принадлежит также авторство дверей главного входа Гандзасарского монастыря. "Двери в храм Божий - это не просто двери. Каждое посещение храма должно быть напоминанием о кресте, о распятии. На дверях изображены Иоанн Креститель, Богородица, евангелисты и ангелы-хранители, тридцать три маленьких креста и один большой, через который ты проходишь, заходя в храм", - поясняет автор.

 Скульптура Роберта АскарянаРАЗУМЕЕТСЯ, КАК И ВСЕ ПАТРИОТЫ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ, Роберт Аскарян не мог остаться в стороне от Карабахского национально-освободительного движения. "У меня в доме с 1988 года наладили подпольное производство винтовок, - рассказывает он. - Мы понимали, что за свободу придется воевать. Заготовкой для ствола была рулевая колонка "ГАЗ-53", она подходит по калибру. Мы сделали 48 штук. Сегодня кажется, что мало, но тогда каждый оружейный ствол был на вес золота. У меня дома делали только часть работы, остальное - в других местах Степанакерта. ОМОН приходил под вечер, а мы за несколько часов утром заканчивали работу и расходились".

Свобода стоила арцахцам многих жертв. Художник, естественно, отразил в своем творчестве эту трагедию. Аскарян является автором памятника жертвам армянской резни в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Мараге и др. Монумент представляет собой треснувший по всей длине крест, который соединяет шар, символизирующий души замученных. Именно эти души, по замыслу автора, не дают миру окончательно разрушиться.

Народная боль воплотилась также в серии живописных и скульптурных работ "Дороги". Она была начата еще в 1991 году и продолжается по сей день. "Крестный путь, дороги армянства, дороги исхода, которые проходило почти каждое поколение, - с печалью констатирует художник. - Первые картины и идеи возникли сразу же, как только в Степанакерте появились сотни беженцев из Северного Арцаха. Под угрозой смерти мирные люди бежали из родных сел, оставив все, и пробирались в Степанакерт ночами, карабкаясь вверх по узким горным тропам. Далеко не все они дошли до спасительного берега".

В этом плане символична скульптурная работа "Дорога", созданная в 2007 году. "Безысходные и вечные дороги, когда твои ноги, кажется, превращаются в колесо, ты сам становишься колесом, которое катится по дорогам армянской судьбы, дорогам армянских беженцев, - комментирует автор. - Такая же скрюченная, изломанная дорога, связанная в узлы, которые гнут тебя, и ты сам превращаешься в один большой узел, склонившийся над планетой. Что за путь, что за планета, в которой столько боли, столько дорог?.. И куда они ведут?"

 Хачкар Роберта АскарянаСВЯТАЯ ТЕМА ТВОРЧЕСТВА РОБЕРТА АСКАРЯНА - положившие на алтарь Родины и одновременно обессмертившие себя герои. Мемориал павшим воинам составляют два соединенных друг с другом креста высотой по 6 метров. На них высечены хачкары, лица фидаинов, отцов и детей, которые воевали во время войны. Эти лица являются частицами единого целого, вместе составляют общую "скалу".

"Я постарался отобразить армянские образы - лица тех, кто ценой жизни дал нам шанс жить и творить в XXI веке, - говорит автор. - Лица смотрят не в абстрактную даль, не в светлое будущее, а вниз, на того, кто пришел почтить подвиг, кто сегодня, сейчас должен ковать дальше это будущее. Мы живем в одном мире, и разделение на мир живых и мир ушедших, предков и потомков условно, если мы воспринимаем себя как народ. Во время предельного сосредоточения, крайнего напряжения народа в годы войны эта искусственная перегородка исчезает, открывая перед человеком мир в его цельности. Неспроста после войны за каждым арцахским столом третий тост посвящен павшим, за которых пьют как за живых".

Уже много лет Роберт Аскарян преподает в Степанакертской школе искусств, делится своим мастерством и опытом с начинающими художниками. "Я уделяю много внимания детям, подрастающему поколению, ибо мы стоим чего-то лишь в непрерывной связи поколений, - утверждает Роберт. - Главное, чему я стараюсь учить их, - искренности и свободе. Если помочь ребенку понять, что в творчестве главное - свобода и честность, то остальное приложится. И уже не важно, станет ли он художником, человеком искусства или простым ремесленником, такое отношение к жизни, такое восприятие мира останутся с ним - отсутствие фальши и внутренняя свобода. Звучит банально, но все мы родом из своего детства - именно так учил своих пятерых детей мой отец".

Как-то покупатель из Сан-Франциско сказал Роберту: "В твоих работах много беспокойства, а это меня... успокаивает". Сам Аскарян утверждает, что "любой художник - беспокойный человек и страшно, если человек равнодушен, тем более человек искусства".

"Слава богу, много ездил по миру, познакомился с интересными людьми, художниками. Понял, что люди искусства живут примерно одинаково во всем мире. Вместе с тем с годами становишься мудрым и смотришь на вещи трезво и глубоко", - говорит художник.

Несмотря на присутствие мрачных, а порой и зловещих тонов во многих работах, Роберт Аскарян является оптимистом. По-деловому и оптимистично он настроен и в отношении своих перспективных планов. "Сделано еще мало, я долго готовился к прыжку..." - говорит он. А это значит, что главная работа, произведение жизни и мечты у Роберта Аскаряна еще впереди...

Степанакерт

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БАКУ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОВОКАЦИИ ВОКРУГ ОККУПИРОВАННОГО ШУШИ
      2024-04-26 10:12

      На днях бакинский режим распространил очередную провокационную новость, заявив, что избрал оккупированный карабахский город Шуши (Шуша) "Молодежной столицей Организации исламского сотрудничества" на 2024 год". При этом отмечается, что одна их главных целей акции - "дать возможность молодежи разных стран познакомиться с историей и культурой Шуши". Мало-мальски осведомленному о методах работы бакинской пропаганды человеку, конечно же, легко понять, что на самом деле - это очередная попытка искажения армянской идентичности города с целью узаконить оккупацию и этнические чистки в Арцахе. Если конкретнее - последовательно уничтожая средь бела дня армяно-христианский след в Шуши, алиевский режим пытается представить город международному сообществу как азербайджанский. Между тем Шуши занимает в многовековой истории Арцаха (Карабаха) особое место и имеет сакральный смысл для армян.

    • ГОЛОДОВКА РУБЕНА ВАРДАНЯНА - ПРОТЕСТ ПРОТИВ ОГЛОХШЕГО МИРА
      2024-04-23 10:46

      Итак, объявившему голодовку в мрачных бакинских застенках известному предпринимателю и благотворителю Рубену Варданяну разрешили поговорить с семьей. В цивилизованной стране данное "событие" не заметили бы, ибо это обычное, предусмотренное законом явление... Но давайте не забывать, что речь об Азербайджане…

    • ДУХ АРЦАХСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЖИВЕТ И ЗОВЕТ К БОРЬБЕ
      2024-04-20 13:22

      Бакинский режим начал спекуляции с политическим подтекстом вокруг главного вуза временно оккупированного Нагорного Карабаха - Арцахского государственного университета (АрГУ). Азербайджанские СМИ распространили претенциозную информацию о том, что "преподавание на уровне докторантуры будет осуществляться в Карабахском университете". Напомним, что спустя неполных два месяца после этнических чисток в Арцахе, в ноябре 2023 года, Ильхам Алиев подписал распоряжение "О создании Карабахского университета" - фактически на базе главного вуза НКР - Арцахского государственного университета. "В Карабахском университете будут открыты дополнительные вакансии. Технические вакансии будут открыты для людей, которые переселятся в эти регионы, а академические - для жителей всей страны", - отмечают бакинские СМИ со ссылкой на министра образования АР.

    • УЙДЯ ИЗ АРЦАХА, РМК ЛИШИЛ БАКУ ВОЗМОЖНОСТИ И ДАЛЬШЕ ИЗДЕВАТЬСЯ НАД СОБОЙ
      2024-04-20 11:51

      Вовремя уйти - важное искусство. Боксер, который вовремя не покинул профессиональный ринг, непременно окажется в нокауте. Начальник, который не может решиться своевременно покинуть свой пост, очень скоро потеряет уважение подчиненных, провалит дело и опозорится…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.