Последние новости

БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ

X Ереванский международный музыкальный фестиваль

Концертным исполнением оперы "Риголетто" Верди Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна завершил свое самое важное событие сезона: X юбилейный международный фестиваль классической музыки. В концерте приняли участие заслуженный коллектив - Армянский национальный академический хор - и солисты. Режиссер-постановщик - Сукиас Торосян, ассистент дирижера - Вардуи Минасян.

МЫ ДАВНО УЖЕ ПРИВЫКЛИ К ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ главного дирижера оркестра Эд. Топчяна совершать художественные прорывы и в оперном жанре. Его заслуга помимо чисто музыкальной части, которую он осуществляет на высоком уровне, - это умение привлечь именно тех людей, которые способны создать замечательный ансамбль. На нашей памяти концертное исполнение таких шедевров мирового оперного репертуара, как "Аида", "Отелло", "Риголетто" Верди, "Мадам Баттерфляй", "Турандот", "Тоска" Пуччини, "Паяцы" Леонкавалло, "Евгений Онегин" Чайковского и ряд других.

К "Риголетто" Э.Топчян обращается уже дважды. И это не случайно: музыка Верди полна глубокого драматизма, ярко контрастна, психологически глубока. По драматической силе, по непосредственности воздействия, по четкой ясности формы "Риголетто", бесспорно, занимает первое место среди опер Верди. Во многих отношениях эта опера действительно осталась произведением, не превзойденным ни в одной из последующих опер автора.

Говоря о концертном исполнении "Риголетто", можно сказать, что именно он, дирижер, стал центральной фигурой премьеры. Он создал страстное, эмоционально-яркое и философски глубокое звучащее полотно. Глубокий интерес к шедевру итальянской классики выразился и в тончайшей проработке, "ретуши" оркестровых партий и в стремлении вернуть первозданную свежесть звучания, открыть в музыке оперы все заложенные в ней красоты. Каждое мгновение наполнено жизнью, интенсивность музыкального потока не ослабевает ни на минуту, из самых, казалось бы, "проходных" эпизодов он добывает нужное созвучие. Во всем ощущается бережное отношение к композиторскому замыслу, стремление воплотить его с предельной простотой. Исполняемая музыка пленяет цельностью замысла и тем лаконизмом, которые редки в других операх Верди. Она великолепна по красоте, выразительности и обилии прекрасных запоминающихся мелодий, по силе и правдивости в передаче чувств.

Первый день премьеры прошел с участием итальянского баритона Джампиеро Ручера в партии Риголетто и прекрасного тенора Липарита Аветисяна в партии герцога Мантуи. К сожалению, побывать на этом концерте мне не посчастливилось, но, по откликам слушателей, премьера прошла блестяще.

НА ВТОРОМ КОНЦЕРТЕ В РОЛИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ВЫСТУПИЛ ИЗВЕСТНЫЙ БАРИТОН Давид Бабаянц, пение и игра которого оставили приятное впечатление. Он точно знает свои вокальные и актерские возможности, владеет ими, умеет максимально подчинить их художественной задаче. В партии Риголетто он абсолютный лидер. Он не суетится на сцене, не забывает о главном - о том, что движение дают сама музыка, богатство настроений, смена эмоциональных состояний героя. Как сложна, безмерно трудна для исполнителя та картина в опере, где перед нами во всей многомерной мрачности раскручивается душевный мир шута Риголетто. Встреча Риголетто с придворными - один из наиболее трагических эпизодов в опере и в то же время это важнейший момент в раскрытии его характера. Глубочайшее горе звучит в песенке страдающего шута: "Ля-ра, ля-ра". Сквозь напускное равнодушие слышны затаенная боль и тревога. Гнев и ненависть, переходящие в страстные жалобы, слышны в арии монолога "Куртизаны, исчадие порока", исполненном Д.Бабаянцем с подлинным драматическим мастерством, вызвавшим шквал аплодисментов. Несомненно, что живые позы, жесты и свобода, с какой он держался на сцене, были импровизацией. На наш взгляд, именно он создал по-настоящему вердиевский образ. С истинным драматизмом и пластической выразительностью он исполнил все свои арии, подчеркивая суть происходящего на сцене. Шут Риголетто, издевающийся над горем Монтероне (его образ дан в блестящем воплощении молодого баса Саркиса Бажбеук-Меликяна), чью дочь обесчестил герцог, испытывает то же отчаяние, что и осмеянный им старик Монтероне. Риголетто-шут превращается в страдающего отца.

В партии дочери Риголетто Джильды выступила замечательная певица - сопрано Асмик Торосян. Ее образ тоже дан в развитии, в движении. Не очень удачным был любовный дуэт Джильды и герцога: в роли герцога в этот день выступил заболевший тенор из Мариинского театра Ильгам Валиев. Голос певца то и дело срывался, что сказалось на всей его партии. Но зал с пониманием отнесся к происходящему: актерам тоже ничто человеческое не чуждо.

Волнующе прозвучала прекрасная ария Джильды, когда, оставшись одна, она предается охватившему ее чувству. Ее сердце полно светлых надежд, доверия и любви. Свидетельством тому - исполненная Торосян ария "Сердце радости полно". В ее исполнении порадовало ясное стремление к целостному решению образа, хорошо найденный от начала до конца выдержанный стиль интонирования, благородная пластика движений.

Чудесно справилась с ролью Маддалены Нарине Ананикян (меццо сопрано). И зал высоко оценил ее исполнение. Образ получился живым, выпуклым. И еще одно: у этой певицы чувствуется живое ощущение партнера - качество, которого иногда не хватает некоторым другим певцам, слишком уж жестко привязанным к дирижерской палочке.

ЯРКИЕ, ВРЕЗАЮЩИЕСЯ В ПАМЯТЬ МЕЛОДИИ В ЭТОЙ ОПЕРЕ приобретают особую выразительность. Именно с помощью чрезвычайно ярких мелодий автор оперы создал характеристики всех, даже второстепенных действующих лиц. Свою музыкальную речь имеет и разбойник Спарафучилле в великолепном исполнении Сурена Шахинджаняна, и проклинающий герцога Монтероне (Саркис Бажбеук-Меликян) Марулло (Гагик Варданян, баритон), Матео Борса (Артак Меликян, тенор), граф Чепрано (Погос Беазбекян, бас), графиня Чепрано (сопрано Сильва Петросян), Джованна (меццо-сопрано Мариам Алоян).

На такой высокой ноте завершился фестиваль, который      проходил под патронатом первой леди Риты Саргсян. Более месяца мы были во власти невероятной слитности и яркости звучания всех роскошных артистических сил. Такие вливания музыки нам необходимы, ибо в том, что мы услышали, было столько жизненной энергии, радости, света! Примечательно, что и наш оркестр благодаря своему замечательному фестивалю давно уже вышел на новый уровень музыкальной мысли. Музыкальному фестивалю новой волны удалось достойно поддержать репутацию одного из серьезных в республике форумов и занять свое особое место в сердцах любителей музыки Армении и гостей столицы.

Благодаря организаторам фестиваля - главному дирижеру филармонического оркестра Эдуарду Топчяну и нашему соотечественнику, известному во всем мире виолончелисту Александру Чаушяну - ежегодно каждую осень в течение десяти лет у нас устраиваются такие праздники музыки, которые оставляют незабываемый след в душах тысяч слушателей. Очевидно, именно такие концерты с присутствием звезд экстра-класса вызывают неповторимый духовный подъем, радостное общение исполнителей и слушателей. Только музыка - благородная и могучая, прекрасная в своей душевной радости и чистоте - была единственным центром притяжения для слушателей. "Если есть рай на земле, то это пространство классической музыки". Так мог сказать каждый из посетителей этого фестиваля на протяжении всех этих нелегких десяти лет. Спасибо его организаторам.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • SUMMEET - "ФЕСТИВАЛЬ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР ПРОДВИЖЕНИЯ"
      2023-08-29 11:06

      В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.