Последние новости

ПАПА ФРАНЦИСК ВОЗВРАЩАЕТ МЕТАФИЗИКУ В МИР И ПОЛИТИКУ

Понтифик и юбилей

Сегодня, 17 декабря, в Ватикане один человек отметит свое 80-летие. Мы знаем его под именем папа Римский Франциск. Папа предупредил всех заранее, что праздновать не будет, для него эта суббота станет самым обычным и рядовым днем. Он совершит мессу в капелле святых апостолов Петра и Павла («Паолина») в сослужении кардиналов, проживающих в Риме. Примет на частной аудиенции президента Республики Мальта, префекта Конгрегации по делам епископов, епископа Кура (Швейцария) и Общину Номадельфии.

Тем не менее, администрация Святого престола подготовила семь электронных адресов на семи языках, на которых желающие могут прислать поздравления и пожелания Франциску. Каждый будет писать о чем-то своем. Скажем и мы то, что сегодня особенно видно в деятельности понтифика, и что, на наш взгляд, является ростком посаженного папой горчичного дерева, которому еще предстоит вырасти, которое еще предстоит осмыслить.

Папа Римский Франциск возвращает в мир и политику метафизику.

Недавно на встрече с паломнической делегацией французских политиков из области Рона-Альп понтифик сказал важные слова: свобода, равенство и братство не могут оставаться иллюзорным знаменем, эти ценности нужно рассматривать в связи с их трансцендентным основанием. Сегодня необходимы дебаты вокруг «общепризнанных ценностей и ориентиров», и христиане призваны участвовать в этих дебатах наравне с верующими других религий и со всеми людьми доброй воли, в том числе неверующими. Папа завершил свою речь молитвой, вверяя политических деятелей Христу, «источнику нашей надежды и нашего труда» на служении общему благу.

Случайно вышло так или сознательно, но апелляция Франциска именно к французским гражданам носит знаковый характер. Ведь старт процессу изгнания метафизики из мира и политики, основ нашей социальной жизни и общества был дан Великой Французской революцией, которая отвергла Бога и божественное как источника всякой власти и истины, заменив Его на «народ». Этот «народ», а, по сути, новая элита нашли обоснование прогресса человечества в опоре на сильных и силу мира сего, партийные программы, идеологии, социологические и философские концепции, из которых они черпали оправдания своего права править.

Но христиане не могут не помнить состоявшуюся в Иерусалиме беседу Господа с наместником Римской империи Понтием Пилатом. Приведем ее по Евангелию от Иоанна, 18: 33−37: «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».

Некоторые Церкви с тех пор стали воспринимать слова «Царство Мое не отсюда», как указание на то, что они находятся вне предела мира сего, и их задача – стать пунктом транзита для паствы, промежуточной станцией, вокзалом, откуда верные и до конца претерпевшие будут отправлены в пакибытие. Следовательно, таким Церквям было не до обустройства повседневной жизни на основе преподанных Христом заповедей, речь шла о персональном соответствии того или иного человека критериям Жизни Вечной. Хотя почему эти христиане, не научившиеся жить по-христиански в нашем мире, должны были быть пригодными для жизни в пакибытии? Но мы скажем другое. На наш взгляд, замечание Христа на то, что «Царство Мое не отсюда», означало указание на источник происхождения божественных заповедей, было объяснением, откуда они и почему им нужно доверять. Но одновременно – и пояснением, что строить свою земную жизнь нужно на этих заповедях, поскольку только так можно достичь общего блага здесь и сейчас.

Применительно к нашим дням, и об этом говорит папа Франциск, объясняя разницу между здоровой светскостью и лаицизмом, это значит, что государство и общество могут быть равноудаленными от конфессий, но не могут не впускать христианство в повседневную жизнь людей, которая проявляется на всех уровнях, личном и общественном, включая политику, экономику и так далее. Обозреватель американского издания American Conservative Род Дрейер замечает по сему поводу: «Мы хотим, чтобы наша политика воплощала в себе какой-то смысл, отражала ощущение того, что есть нечто большее. Короче говоря, как кто-то (кажется, Кирк) однажды сказал, все политические проблемы – по сути проблемы религиозные». Но либерально-демократический Запад, ставший некогда одним из центров рождения христианства, уже не справляется с политикой смыслов, констатирует польский католический философ Рышард Легутко.

Поэтому папа Франциск и поясняет, как может быть обретен смысл, как примирить ценности свободы, равенства и братства с человеческим развитием – нужно вернуть им трансцендентное их основание, вернуть в мир и политику метафизику. Это потребует определенных усилий, в том числе со стороны Церкви. Свободу часто трактуют как возможность выбора, христианское богословие предполагает, что человек стоит перед возможностью делать добро или зло, и задача Церкви очистить его, чтобы выбор как можно чаще склонялся в пользу добра. Но был ли Христос «свободен» в таком понимании? Нет, ибо трудно представить, что Он мог выбрать зло. А потому свобода – это возможность следовать исходной человеческой природе, образу и подобию Божию, обладая абсолютным иммунитетом от воздействия чьей-то иной чужой воли. Свободный человек в таком понимании делает только добро, категорически, без всякого выбора.

Два с лишним столетия, прошедшие после Великой Французской революции, показали, что человечество в целом, да и какой любой народ в отдельности, оказались неспособными сформулировать работающую модель общего блага. Нагорная проповедь Христа занимает страничку. Декларации, кодексы, постановления, поправки и комментарии к актам, продукт человеческого ума – тяжелые тома, бремена неудобоносимые, булыжники в рюкзаке, от которых пора избавиться, чтобы шагать легче по жизни. То, что сегодня делает 80-летний понтифик, служит этой цели – облегчить повседневное существование, сосредоточившись на главном, отбросив наносное и второстепенное. Возвращая метафизику в мир и политику, папа Франциск показывает, что у человечества есть будущее, есть история, она не заканчивается, и мы еще способны бороться со злом.

Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙREGNUM 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…