ПРИВЕТ, "НОВАЯ ЕВРОПА"
Журналистов выгоняют и не пускают. Неужели в так называемой новой Европе все будет именно так?
"Если вы не сделаете так, как я говорю, мы будем вынуждены вывести вас с этой пресс-конференции!" Эта недвусмысленная угроза была высказана одним из охранников на большой конференции крайне правых в Кобленце.
На лацкане пиджака у него булавка "Альтернативы для Германии". У охранника много работы: ему надо заставить журналистов придерживаться новых правил игры, введенных партией.
"Свобода для Европы"
Наше так называемое преступление заключается в том, что мы разговариваем с участниками конференции. Потому что организаторам это не нравится.
ВСЕ ТЕ, КОГО МЫ СПРАШИВАЕМ, НАПРОТИВ, ОХОТНО ДАЮТ НАМ ИНТЕРВЬЮ и рассказывают о том, насколько это для них важно: приехать на встречу с крайне правыми силами в Европе, встречу, способствующую повышению сознания и укреплению веры.
Когда стало известно, что Фрауке Петри и компания пригласили Марин Ле Пен из Франции, Герта Вилдерса из Нидерландов и еще нескольких единомышленников на большую европейскую встречу в эту январскую субботу, билеты были раскуплены в рекордно короткие сроки.
Вот отец и сын. Они приехали сюда на поезде аж из Ганновера, они считают это мероприятие одним из самых значительных, которые им доведется пережить в 2017 году. "То, что здесь происходит, подлинное спасение для Европы", - говорят они. Европы, которой, по их мнению, сейчас так угрожают иммигранты, что она уже почти стоит на коленях.
"Свободу Европе" - так назвали конференцию организаторы. Но вскоре выясняется, что на журналистов эта свобода не распространяется.
"Большинство людей"
"Вы что, не слышите? С участниками вам разговаривать нельзя". "Но почему? Мы же должны поговорить с теми, кто хочет поговорить с нами. И на конференции сейчас перерыв, так что мы никому не мешаем", - раздраженно отвечаю я.
ОТВЕТА Я НЕ ПОЛУЧАЮ. ОХРАННИК УСТРЕМЛЯЕТСЯ К НИДЕРЛАНДСКИМ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКАМ, нарушившим то же "правило", что и мы. Иными словами: они тоже делают свою работу. Разговаривают с людьми.
Я никак не могу перестать улыбаться: насколько абсурдна ситуация, в которой я в Европе оказалась впервые. Самая большая ирония заключается в том, что эта партия утверждает, что говорит от имени большинства народа, и вместе с тем, она не хочет, чтобы большинство народа говорило.
Чего они так боятся?
Чего же они на самом деле так боятся? Что кто-то среди них скажет то, чего не должен говорить? И что они будут восприниматься как представители партии? Некоторые из тех, кого мы встретили, преданные сторонники ПЕГИДЫ. Может быть, причина в этом?
БОЛЕЕ 80% СТОРОННИКОВ ПЕГИДЫ ЗАЯВИЛИ В МАЕ, КОГДА ПРОВОДИЛИСЬ выборы в федеральных землях, что будут голосовать за "Альтернативу для Германии", но, возможно, противоположная сторона не отвечает им такой же большой взаимностью. Во всяком случае, не официально, явно по стратегическим причинам. "Тс-с-с! Давайте я вам дам интервью вот там, подальше", - говорит мужчина в шляпе, очках и со щегольски подкрученными усами. "Тут он нас не заметит. Я очень хочу с вами поговорить".
Он приехал из земли Рейнланд-Пфальц, как раз оттуда, где скала Лорелей. Я в свою очередь могу рассказать ему, что песнь о Лорелей была одним из самых первых заданий, выученных мною в восьмом классе, когда я начала учить немецкий, мы дуэтом исполняем небольшой куплет из этой песни о деве-чаровнице, которая погубила немало капитанов лодок, плывущих по реке, когда расчесывала свои длинные золотые локоны.
Атмосфера становится еще лучше, хотя куда уж лучше. То есть пока снова не подходит охранник и снова нас не перебивает. Но пока он не подошел, нам, во всяком случае, удается записать что-то на диктофон. Мой партнер по дуэту говорит: он счастлив рассказать мне, что он надеется - теперь Европа последует в том же направлении, что и США. Накануне Трамп был приведен к присяге как президент, и участники конференции ощущают прилив особого вдохновения.
"А что вы думаете по поводу того, что нам не разрешают говорить с вами, теми, кто здесь собрался?" - задаю я вопрос. Ответ мне не было суждено услышать, потому что нас снова прогоняют.
Это усложняет работу
Ничего боле дикого я не видел, говорит мой немецкий фотограф. В этом невозможно увидеть никакую иную логику, кроме следующей: они хотят попытаться затруднить работу прессы по максимуму.
ФОТОГРАФ НА НОГАХ УЖЕ С ПЯТИ ЧАСОВ УТРА. ДЕЛО В ТОМ, что именно к пяти часам ему - как и всем другим людям с камерами - надлежало явиться со своим телеснаряжением, чтобы собаки, натасканные на поиск бомб, смогли все обнюхать. Учитывая то, что конференция началась в десять часов, было сложно понять, почему все камеры должны были быть проверены в пять часов утра. Мы были на многих встречах на высшем уровне в Европе, но даже на встречах "большой семерки" такого не было.
Конечно, меры безопасности серьезные, но почему в пять утра? Мы так и не узнали, почему, единственное, что нам было сказано: а если вас что-то не устраивает, о конференции можете забыть.
Ну ладно, во всяком случае, нам разрешили присутствовать на конференции. Но для того, чтобы мы вообще смогли получить аккредитацию, пришлось подписать бумагу, в которой было написано, что нас могут выкинуть из зала в любой момент без объяснения причины.
Это тоже правила игры, с которыми нам раньше встречаться не доводилось.
Выгоняют журналистов
А вот многим немецким коллегам, напротив, в аккредитации отказали. Одного из них мы встречаем за забором. Он работает на телекомпанию ARD и принадлежит к той группе немецких журналистов, с которой "Альтернатива для Германии" общаться не любит.
"ЯСНОЕ ДЕЛО, ЭТО ЗАТРУДНЯЕТ НАШУ РАБОТУ, НО МЫ ДОЛЖНЫ рассказывать о том, как они с нами обращаются, и о том, как они вообще относятся к критической журналистике", - говорит он.
На конференции между тем супруг лидера партии Фрауке Петри, Маркус Претцель, выступает с зажигательной речью - первой на мероприятии. Мужчина, который в последние три года представляет партию в Европарламенте, начинает свое выступление с высмеивания конкретного журналиста из Frankfurter Allgemeine Zeitung. Журналиста, которого он явно не любит и который не получил аккредитацию на мероприятие. "Он так любит АдГ, - говорит Претцель с иронией. - Что сделал все, чтобы сюда попасть".
Соратникам нравится то, что они слышат. В зале царит восторг. Это напоминает американское предвыборное мероприятие. Нечто не совсем немецкое.
"Новая Европа"
Я пытаюсь разглядеть в ликующей толпе тех, с кем я только что говорила, но с трибуны, на которую поместили нас, журналистов, в темноте разглядеть что-то трудно.
ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКАЯ-ТО ПАРТИЯ, КОТОРАЯ МОГЛА БЫ ПРОИЗНЕСТИ с трибуны нечто подобное? Как отреагировал бы зал, если бы христианские демократы или социал-демократы начинали свои мероприятия, публично хвастаясь тем, что были журналисты, которых не пустили?
Или если перевести это на норвежскую почву. Как бы отреагировали в Норвегии, если бы какая-то норвежская партия позволила себе нечто подобное? Хотя, по правде говоря, даже среди некоторых норвежских политиков появилась мода называть то, с чем они не согласны, "фальшивыми новостями".
А отсюда до восторгов по поводу недопущения прессы на мероприятие недалеко. Может быть, это будет следующим шагом? Ведь именно здесь, в Германии, все началось с того, что сторонники этой партии пару лет назад стали именовать ВСЮ традиционную прессу "лживой прессой".
"Мы - новая Европа!" - кричат со сцены. Публика отвечает ликованием, которому нет конца.
Новые методы
После того как материал и прямой репортаж сданы для вечернего выпуска Dagsrevyen, мы вместе с коллегами из Швейцарии, Франции и Германии ужинаем в пивнушке в старом городе.
У ВСЕХ ДЕНЬ ОСТАВИЛ ТЕ ЖЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ЧТО И У МЕНЯ. И все задают себе вопрос: неужели это и есть новая Европа? Неужели журналистам в Европе в будущем придется работать именно в таких условиях? Потому что довольно быстро выясняется, что то, что произошло, случай вовсе не единичный.
Через неделю во время съезда АдГ в Саксонии одного редактора попросили из зала после того, как большинство из 320 делегатов проголосовали за это. А на прошлой неделе появилось видео, на котором показано, как журналиста физически выкидывают из зала, когда он пытается задать Марин Ле Пен критический вопрос о злоупотреблении средствами ЕС.
До сих пор нам приходилось иметь дело с целыми армиями советников по связям с общественностью, которые производят туманные ответы для тех, кого они представляют, когда дело доходит до критических вопросов. Но выбрасывать кого-то из зала физически, чтобы избежать ответа, это совершенно новая тактика. Во всяком случае, в новейшей истории Европы.
Нечего терять
И не похоже, что политики, обращающиеся с прессой подобным образом, что-то теряют в глазах своих избирателей. Скорее наоборот.
ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, МАРИН ЛЕ ПЕН ДОЙДЕТ ДО ПОСЛЕДНЕГО ТУРА президентских выборов во Франции в мае.
Похоже, что Герт Вилдерс на парламентских выборах в марте будет возглавлять самую большую партию в Нидерландах.
А "Альтернатива для Германии" сейчас третья по величине партия в стране, по всей вероятности, она впервые пройдет в Рейхстаг после выборов в сентябре.
Получается, что у партий, которые сами хотят завоевать определенную позицию с помощью демократических выборов, свой собственный, совершенно особый способ толкования демократических правил игры.
И если этот тренд будет продолжаться, то в течение этого года мы узнаем о них еще больше нового.
Гюри НУРСТРЕМ, ИноСМИ
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 17:21
Председатель общественной организации "Информированный и защищенный потребитель" Бабкен Пипоян на своей странице в Facebook опубликовал ролик. Он аргументированно критикует позицию мэрии относительно того, что общественный транспорт в Ереване должен стоить намного дороже, в том числе и потому, что закупаются новые автобусы.
-
2024-11-22 16:15
Сборная Армении по футболу сыграет в стыковых матчах Лиги наций с командой Грузии. Об этом стало известно в пятницу по итогам жеребьевки плей-офф престижного турнира, которая состоялась в швейцарском Ньоне.
-
2024-11-22 16:11
«Власти Азербайджана намерены использовать климатический саммит COP29, прошедший в Баку, как платформу для антиармянской пропаганды.
-
2024-11-22 16:09
Человечество еще не окунулось в третью мировую войну, но уже идет настоящая информационная война. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко, передает корреспондент Белта.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-01-27 06:04
27 января исполнилось бы 60 лет шахматному арбитру международной категории Армену Никогосяну. Известный судья скончался 21 декабря 2014 года после непродолжительной тяжелой болезни на 51-м году жизни.
-
2023-11-18 10:38
Статья 330 УК пришла на помощь молотку с лентами цвета государственного флага, которым Пашинян под занавес предвыборной агитации 2021 г. обещал ударить по головам своих противников. Это было после угроз уложить на асфальт и колотить об стены, но до угрозы о принуждении «облизать бордюры». На фоне уголовного преследования в отношении правозащитника Аветика Ишханяна, азербайджановеда Арминэ Адибекян, общественного деятеля Нарека Маляна (15 ноября арест продлили еще на 3 месяца), отца погибшего героя Гарика Галеяна и др. СМИ периодически напоминают про угрозы, озвученные на заседании постоянной парламентской комиссии депутатом от фракции «ГД» Артуром Ованнисяном. Он пригрозил отрезать язык и уши кандидату от оппозиционных фракций на пост омбудсмена экс-руководителю аппарата КС Эдгару Казаряну, и остался безнаказанным.
-
2023-04-22 11:22
«Гэдэшники» тихой сапой пытаются укротить неугодных журналистов Действий, когда правительство Пашиняна и депутаты-«гэдэшники» тихой сапой пытаются любым способом утихомирить и подчинить себе СМИ, становится все больше. Об этом, в частности, констатируется в опубликованном 21 апреля со стороны Комитета защиты свободы слова (КЗСС) докладе, фиксирующем положение со свободой слова и нарушениями прав журналистов и СМИ в Армении в 1-м квартале текущего года…
-
2023-03-14 11:04
13 марта целый ряд общественных журналистских организаций обнародовали очередное заявление, в котором выражается обеспокоенность новым пакетом законопроектов, предложенных правительством и принятых 1 марта парламентом, где нашли место новые ограничения свободы получения информации. «Таким образом, возникла целая регрессивная цепь ограничивающих свободу информации законодательных инициатив, причем произошло это в условиях, когда получение из государственных органов официальных данных и без того связано с несказанными сложностями…» – сказано в заявлении.