Последние новости

НАЙДЕНА "СТУДЕНЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ" ТЕРЬЯНА

              В декабре 1915 г. Ваан Терьян приезжает из Москвы в Ереван и направляется в одно из зданий по улице Царской (ныне ул.Бюзанда), где в то время располагался сиротский приют, находящийся под попечительством Московского Армянского комитета. Здесь нашли пристанище дети, чудом спасшиеся во время Геноцида. Терьян поручает 8-15-летним армянским сиротам написать сочинения о том, что они видели на пути изгнания из Западной Армении, изложить на бумаге воспоминания о событиях апреля 1915 г. Ему удастся собрать 34 письменных свидетельства юных очевидцев и жертв трагедии, однако о тайном предприятии Ваана Терьяна не узнает практически никто.

НЕДАВНО ЭТИ СОЧИНЕНИЯ СТАЛИ ДОСТОЯНИЕМ ШИРОКОЙ общественности, войдя в книгу "Неизвестное предприятие Ваана Терьяна: воспоминания армянских сирот". Автор уникального издания – правнук поэта Геворк Эмин-Терьян обнаружил рукописи в архивах Музея литературы и искусства им.Е.Чаренца, где они хранились в фондах Терьяна, в папке под названием "Студенческая тетрадь". "Я уверен, что некий добрый человек специально архивировал детские свидетельства о Геноциде под другим наименованием и тем самым спас их от потенциальной угрозы уничтожения, что вполне могло иметь место на заре господства в Армении большевиков", - заметил Геворк Эмин-Терьян, представляя издание.

Геворк Эмин-Терьян занимался исследованием наследия своего именитого прадеда с 2000 г. По словам Геворка, Ваан Терьян сопровождал его с ранних лет: о нем часто говорили дома, вспоминая не только литературную, но и общественную деятельность, многие малоизвестные страницы и эпизоды из его жизни. Изучая архивы, собранные в Музее литературы и искусства им.Е.Чаренца, Геворк однажды наткнулся на "Студенческую тетрадь". О том, что Терьян оставил материалы, имеющие отношение к Геноциду, он слышал давно, но на след напал значительно позже. Открыв "Студенческую тетрадь", он был обрадован и потрясен одновременно: наконец-то посчастливилось обнаружить материалы, на которые биографы Ваана Терьяна изредка намекали в своих трудах, однако их содержание было столь откровенным и ужасающим, что понадобилось время, чтобы попытаться отнестись к этой работе как к научному исследованию.

Почему Терьян инициировал столь опасное по тем временам предприятие? Что побудило поэта приехать в Ереван? Как отметил Геворк Эмин-Терьян, ранее было известно лишь об одном визите поэта в Ереван в 1916 г., однако исследования доказывают, что он еще дважды бывал здесь в 1915 г. Информация об этих визитах, по мнению Геворка, была скрыта по двум причинам: в момент первого приезда в апреле 1915 г. Ваан Терьян был зачислен в ряды армянских добровольческих отрядов, а второе посещение было напрямую связано с его задумкой разговорить детей-сирот, побудить их написать о событиях Геноцида.

 Книга 'Неизвестное предприятие Ваана Терьяна: воспоминания армянских сирот'ГЕВОРК ЭМИН-ТЕРЬЯН РАССКАЗЫВАЕТ: "В 1915 г. ВААН ТЕРЬЯН НЕ РАЗ обращается к Степану Мамиконяну с просьбой получить разрешение на приезд в Ереван для выполнения важной работы. Однако глава Московского Армянского комитета отказывает ему в просьбе, объясняя, что поэт нужен в Москве: в Ереване есть кому заняться проблемами беженцев. Наконец Терьяну удается уговорить С.Мамиконяна. Он заручается мандатом комитета и прибывает в Ереван, чтобы якобы использовать беседы с детьми-сиротами для работы над очередной поэмой".

Документальные свидетельства детей - жертв Геноцида, по словам Геворка Эмина-Терьяна, поражают простотой описания страшных событий. Дети описывают реальные истории, высказывают свои сокровенные мысли о том, через что им пришлось пройти. Одна из историй о том, как во время ночлега во дворе церкви мать укрыла своим пальто двоих детей, а наутро малыши обнаружили, что она умерла. Некоторые дети описывают самооборону Вана, другие рассказывают, как набрали съестное и пустились в изгнание, однако еды не хватило, голод и жажда унесли жизни очень многих людей. Необычно признание, в котором ребенок рассказывает, как однажды они с друзьями поймали жабу, оторвали ей лапы и оставили в поле, где ее съел аист. Автор этого сочинения пытается убедить себя, что именно это "нечестивое" детское деяние и стало грехом, за которое Бог так жестоко наказал его семью.

На первый взгляд кажется, что в сочинениях много противоречий, поскольку дети используют разные диалекты армянского языка, западноармянский, выражения из восточноармянского, так как в Ереване они уже посещают школу. В детских текстах присутствуют и турецкие слова, написанные армянскими буквами, грамматические ошибки, однако есть оговорки, имеющие важное смысловое значение для понимания произошедшего, да и сам стиль, язык повествования получают фактографическое значение и выявляют новые штрихи имеющейся о Геноциде информации. Поэтому Геворк Эмин-Терьян решил издать их в оригинальном виде.

Исследование Эмина-Терьяна также проливает свет на деятельность Ваана Терьяна, которое, по его словам, приобретает новую грань после знакомства с письменными свидетельствами детей-сирот. "Если до декабря 1915 г. в поэзии Ваана Терьяна преобладают символы, характерные для символической системы западноевропейских и русских писателей, то теперь он использует новые символы, опирающиеся на армянскую средневековую литературу. В поэзию Терьяна вкрапляется слово "сирота", ассоциирующееся с Арменией и подхваченное позже Егише Чаренцем и другими армянскими поэтами", - говорит правнук Терьяна.

ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ОБНАРУЖЕННОГО МАТЕРИАЛА, ГЕВОРК ЭМИН-ТЕРЬЯН сравнивает "Студенческую тетрадь" со знаменитым "Дневником Анны Франк" - письменными свидетельствами, которые еврейская девочка Анна Франк вела в годы нацистской оккупации Нидерландов. Рукопись голландского "Дневника" хранится в ЮНЕСКО, в нем описана жизнь обитателей убежища. "Студенческий дневник" из архивов Ваана Терьяна содержит описания чудовищных событий в Османской Турции, сделанные детьми - жертвами и свидетелями Геноцида 1915 г.

Книга Геворка Эмина-Терьяна "Неизвестное предприятие Ваана Терьяна: воспоминания армянских сирот" состоит из более чем 300 страниц, 100 из них – сочинения сирот, остальные 200 - исследование автора. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • СМИРНА, АРЦАХ, ТОПОР САФАРОВА… – РАЗМАТЫВАЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ
      2024-04-24 09:51

      Союз армян России распространил заявление, в котором говорится о том, что происходящее вокруг четырех приграничных сел, которые власти Армении решили безоговорочно сдать противнику, несмотря на манипулятивные заявления армянских властей, не имеет ничего общего с мирной повесткой.

    • ГЕНОЦИД – 109. ПРОДОЛЖЕНИЕ В ВИДЕ РЕВИЗИИ ФАКТА
      2024-04-24 09:40

      "Армянский народ надо уничтожить в корне… Сейчас идет война, другого такого случая больше не будет", - дословно было произнесено в ходе секретного заседания высших чинов младотурецкого государства в 1915 г. 109-й годовщине предшествуют попытки правящей верхушки поставить под сомнение факт Геноцида в Западной Армении, специалисты считают, что инициатива исходит от Анкары, а это значит, что Геноцид продолжается в виде ревизии факта и попытки забвения. По мере приближения 109 годовщины становится очевиднее, что режим Пашиняна участвует в гибридной войне против армянского народа на стороне геноцидных государств!