Последние новости

ЭХО ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Московский международный фестиваль им. А. П. Чехова, именуемый многими лучшим театральным фестивалем мира, традиционно проходит в формате биеннале, то есть 13-й по счету, в этом году он отмечает 25-летие. Для нас это не просто констатация – на формирование молодой армянской театральной режиссуры Чеховский фестиваль повлиял бесспорно и качественно. 25-летие отмечает и Международная конфедерация театральных союзов, благодаря которой и стал возможен контакт молодежи, в том числе нашей, с парадом выдающихся театральных явлений.

 Сцены из спектаклей"В Ереване будут только комфорт и творческая атмосфера"

Через пару недель в Москву, вот уже в который раз, отправятся два наших молодых режиссера, чтобы принять участие в лаборатории, регулярно проводимой МКТС в рамках Чеховского фестиваля. Мастер-классы ведущих режиссеров, и не только московских, а главное – возможность увидеть спектакли "пароходов и человеков", первооткрывателей и пролагателей торных дорог театрального мира, словом, самых выдающихся артистов, ведь Чеховский фестиваль традиционно представляет все лучшее в современном театре и, кажется, немного приоткрывает завесу над теми, кому еще только предстоит обрести мировую славу.

А ПОКА В МОСКВЕ СОБРАЛИСЬ РУКОВОДИТЕЛИ ТЕАТРАЛЬНЫХ СОЮЗОВ стран СНГ, Грузии и Балтии, чтобы отметить юбилей Международной конфедерации и наметить планы на ближайшее время. К своему юбилею МКТС выпустила фильм, со всей очевидностью демонстрирующий все преимущества объединения перед расползанием "по собственным квартирам", всю огромную работу, проделанную для того, чтобы сближения не дали образоваться пропасти, все достоинства общего театрального контекста. За прошедшие годы этот контекст породил большое количество не просто контактов, но совместных проектов, ставших во многих странах театральными событиями.

"Когда двадцать пять лет назад я выступил с инициативой создания большого фестиваля, меня называли безумцем – сейчас, когда страна развалилась, у всех множество проблем! Именно сейчас, потому что потом будет поздно! И сохранение бывшего Союза театральных деятелей СССР в формате конфедерации, и Чеховский фестиваль позволили нам не порвать связи, которые возникали и крепли десятилетиями. У нашего поколения эти связи очень крепки. А теперь приходят новые молодые ребята, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы и у них была взаимосвязь друг с другом - и человеческая, и творческая", – говорил президент конфедерации и генеральный продюсер Чеховского фестиваля Валерий Шадрин.

Долгосрочная программа по работе с театральной молодежью и оказалась в фокусе встречи. Трудно переоценить значение этой программы для нового театрального поколения бывших союзных стран. Для многих она стала окном не только в Европу, но и в большой театральный мир. Практически все наши режиссеры, сегодня уже перешагнувшие тридцатилетний рубеж и успевшие не только сделать себе имя, но и стать профессионалами, прошли через кузницу кадров молодежной программы. Нарине Григорян, Заруи Антонян, Гор Маркарян, Самсон Мовсисян, Карапет Бальян… Участие в лабораториях и форуме создавало контакты и открывало перспективы учебы, стажировок, приглашений на фестивали и создания совместных спектаклей, и процесс этот продолжается.

ОТДЕЛЬНЫМ ПУНКТОМ СОВЕЩАНИЯ СТОЯЛ ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ театральной молодежи под эгидой МКТС, который, и это уже точно, пройдет в мае будущего года в Ереване. "Мы очень благодарны Армении, ее Союзу театральных деятелей и Министерству культуры, которые проявили готовность принять форум, - говорил Валерий Иванович. - Сначала у нас была договоренность с Казахстаном, но что-то там не получилось. Потом Швыдкой ездил в Баку, заручился согласием, и вроде все шло хорошо, но потом… И вот когда мы были в растерянности, Армения, что называется, протянула нам руку. Мы недавно ездили в Ереван, встречались с новым министром культуры Арменом Амиряном, на редкость приятный человек! Словом, думаю, форум в Ереване пройдет по самому высшему классу".

В недалеком прошлом, когда велись переговоры о проведении форума в Баку, Шадрин и его команда, по собственному признанию, оказались в сложном положении и рассматривали "варианты" - что делать с Арменией, одной из бесспорных лидеров фестиваля? Ведь у Баку была четкая позиция – ни один армянин не должен ступить на азербайджанскую землю. И это касалось даже сотрудницы конфедерации, москвички с армянской фамилией. Наш отчет Чемберлену был диаметрально противоположный. "В связи с проведением форума в Ереване возникает щепетильный вопрос участия Азербайджана. Так вот я официально приглашаю азербайджанских коллег и смею заверить, что в Ереване никакой угрозы их безопасности не будет, а будут только комфорт и творческая атмосфера", – заявил председатель СТД Армении Акоп Казанчян. На что председатель азербайджанского театрального союза Азер Нейматов ответил: "Акоп, ты же прекрасно понимаешь, что мы не поедем…". Позже Азер-паша долго вспоминал свою дружбу с Грачья Капланяном, Мгером Мкртчяном и не раз повторял: "Когда кончится эта война и все станет по-человечески?.."

Все участники встречи благодарили конфедерацию за возможность общения и даже дружбы и прощались с надеждой на встречу новую, уже в Ереване. И можно заявить со всей ответственностью – возможности приехать в Армению в середине цветущего мая ждут все!

 Сцены из спектаклейЭфемерная архитектура современного театра

Чеховский фестиваль продолжает разрушать наши представления о формах искусства и способах их воплощения.

ЮБИЛЕЙНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯЩЕГОСЯ ДВА С ЛИШНИМ МЕСЯЦА ФЕСТИВАЛЯ вобрала в себя уже ставшие традиционными связи - "Комеди Франсез", Питер Брук, Филипп Жанти, Деклан Донеллан, Робер Лепаж, Джеймс Тьере, – так и новые обретения. Такие, как дебютант фестиваля, один из ведущих режиссеров сегодняшнего мира Иво ван Хове или "Комише опер Берлин", чьим спектаклем "Волшебная флейта" открывается смотр. Отдельная глава внутри нынешнего Чеховского – спектакль к 100-летию Юрия Любимова. Его поставил культовый Анатолий Васильев, ученик мастера. "Старик и море" - одно из любимых произведений Любимова, которое он собирался поставить сам, но не успел. Всего в программе фестиваля 22 спектакля из 15 стран. Коротко о том, что удалось посмотреть.

Для нас фестиваль открывала одна из самых известных танцевальных компаний Аргентины "Танго Метрополис Данс Компани". Спектакль "Танго-шоу", состоящий из двух частей. В первой - "Кровавая свадьба" Лорки, во второй – "Сюита Тройло", посвящение великому учителю Астора Пьяццоллы Анибалу Тройло и гимн "танцу страсти". Вот уж действительно с корабля на бал! Любовь, страсть, запретные желания – вот чем наполняют спектакль танцовщики и музыканты, чтобы дать нам почувствовать мистику и волшебство человеческих чувств. Неистовый танцор фламенко Амадор Рохас и виртуозная певица Имма "Ла Карбонера" привели зал в такой восторг, что аплодисментами завершался каждый сыгранный ими эпизод. Впрочем, неблагодарное дело судить, кому досталось больше зрительской любви. Выходя со спектакля, люди признавались, что не могли оторвать глаз ни от тангерос, ни от музыкантов расположившегося прямо на сцене квинтета Даниэля Бинелли.

"Мужчина в танго принадлежит женщине. Он должен все время опережать партнершу, но давать ей возможность пройти, обнимать легко и гибко - но одновременно защищать от сторонних посягательств. Цель тангеро - чтобы девушка почувствовала себя в облаках. И это ни разу не мачизм!" - раскрывал потом секрет танго один из режиссеров спектакля Клаудио Хоффманн. Публика уж точно почувствовала себя в облаках.

ПОСЛЕ СТРАСТЕЙ ПО АРГЕНТИНСКОМУ ТАНГО И ИСПАНСКОМУ ФЛАМЕНКО спектакль "4х4 - эфемерная архитектура британской театральной компании "Гандини Джагглинг" поразил инженерным построением и математической выверенностью. Шон Гандини - один из ведущих жонглеров мира, для которого это занятие одновременно и ремесло, и искусство. В его спектакле встретились жонглирование и классический балет. Это романтическое свидание вслепую двух совершенно разных видов искусств, которые обычно не встречаются. "Гандини Джагглинг" занимается жонглированием, только в более широком понимании, чем даже самый изощренный зритель может представить. Они делают особый физический театр на стыке с новым цирком.

Постановка порой напоминает игру в шахматы. На сцене всего восемь человек - танцоров и одновременно жонглеров. И вместе с ними кружево танца плетут летающие и порхающие в воздухе предметы. Мячи, булавы, кольца и обручи – полноправные участники спектакля, наряду с человеческим телом создающие эстетику и нерв спектакля, эфемерную архитектуру – мимолетную и призрачную, которая вот-вот разрушится. Особая статья – божественный струнный квинтет, играющий на сцене барочную музыку.

 Сцены из спектаклей"ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОИСКАХ АВТОРА" ПИРАНДЕЛЛО В ПОСТАНОВКЕ Эмманюэля Демарси-Мота из парижского "Театр де ля Вилль" - спектакль с большой буквы, буквально потрясающий воображение! Здесь отражаются, как в зеркальном лабиринте, все условности театра – свет и тень, машинерия, балаганный театр и театр образный – все это в головокружительном калейдоскопе картин. Голоса актеров звучат легко и прозрачно. Их изумительные тембры создают полифонию, при этом не теряется ни единый вздох, ни единый смысл, ни единое слово. Работа режиссера потрясает – вся постановка соткана из живых и элегантных эффектов, сильных образов, широких и неуловимых жестов. Это театр мечты, настоящий театральный фейерверк!

Наконец, еще одна необычная работа, на которой хочется сделать ударение. Совместный проект Международной конфедерации театральных союзов и Русского драматического театра им. Чингиза Айтматова Бишкека. "Демон" в постановке Владимира Панкова и его саунд-драмы, в котором объединились "Герой нашего времени", конкретно "Бэла" и поэма "Демон". "Восточная повесть" - подзаголовок поэмы. Кавказ, неминуемо встающий за этими произведениями Лермонтова, обернулся у Панкова Тянь-Шанем. "Эксперимент продолжается - как объединяются разные языки, как они разваливаются, где они собираются, как объединяются инструменты – классический инструмент пересекается с этническим", - поясняет Владимир Панков.

СТИХИ ЗВУЧАТ ПО-РУССКИ И ПО-КИРГИЗСКИ, СБЛИЖЕНИЯ НАХОДЯТСЯ – музыка, ритм, пластика, по излюбленной идее режиссера, роднят всех и вся. Музыка охватывает действие из обнаженных карманов сцены – слева две виолончели и скрипка, справа – национальный инструмент кыл кыяк и уникальный певец-манасчи, киргизский исполнитель народного эпоса. Смешение литературного текста и фольклора, народных костюмов и бутафорских крыльев, древних ритуалов и чисто театральных приемов – сочиненный Панковым жанр высекает смысл из самих этих скрещений и пересечений. И впечатляет донельзя!

Тут вспомнилось, как много лет назад подобная ко-продукция с конфедерацией была выпущена и у нас. Спектакль-мистерия "Аве Мария!" в постановке Ваге Шахвердяна при участии музыкантов и певцов из Москвы, удивительное действо, поразившее зрителей не только в Ереване, но и в Москве, Киеве, Колумбии. Кстати, у Шахвердяна есть идея переговорить с Шадриным и попытаться восстановить спектакль. Это, конечно, было бы замечательно. Но не менее замечательным было бы сотрудничество какого-либо московского мэтра с одним из ереванских театров при посредничестве конфедерации. Подозреваю, что отечественным режиссерам такая идея вряд ли понравится… Но было бы здорово и свежая кровь заметно оздоровила бы наш театральный контекст. А поскольку связи продолжают укрепляться, возможно, все лучшее еще впереди.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.