АРМЯНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
В этом году исполняется 115 лет со дня прибытия в Эривань первого поезда.
Об этапах развития путей сообщения в Закавказье написано немало исследований. Одно из них - "История железных дорог Закавказья"- написано инженером путей сообщения Аристакесом Сагратяном. Эта книга - итог многолетней кропотливой работы по сбору, обобщению и систематизации материалов многолетней истории Закавказской железной дороги. Историю строительства исследовал и председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам РА Иван Семенов. Отрывок из его книги, любезно предоставленный "Россотрудничеством", предлагаем вниманию читателей "ГА".
История строительства Армянской железной дороги неотъемлемо связана с историей Закавказской железной дороги. С ее появлением Восточная Армения "задышала", пришла в движение, а в советское время и вовсе пошла в рост. Все изменилось в темные и холодные 90-е годы, когда Армянская железная дорога была практически развалена.
13 ФЕВРАЛЯ 2008 ГОДА В ЕРЕВАНЕ БЫЛ ПОДПИСАН КОНЦЕССИОННЫЙ ДОГОВОР о передаче государственного ЗАО "Армянская железная дорога" в управление ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", которое является 100%-ной дочерней компанией ОАО "Российские железные дороги".
Об этапах развития путей сообщения в Закавказье написано немало исследований. Одно из них - "История железных дорог Закавказья"- написано инженером путей сообщения Аристакесом Сагратяном. Эта книга - итог многолетней кропотливой работы по сбору, обобщению и систематизации материалов многолетней истории Закавказской железной дороги. Историю строительства исследовал и председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам РА Иван СЕМЕНОВ. Фрагмент из его книги, любезно предоставленный российским центром науки и культуры в Ереване, предлагаем вниманию читателей "ГА".
В ДРЕВНИЕ И СРЕДНИЕ ВЕКА МНОГИЕ ВАЖНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ ИЗ АЗИИ В ЕВРОПУ проходили через страны Передней Азии, в том числе через Армению. Но после открытия и освоения в XVI веке морского пути вокруг Африки в Индию и другие страны Востока этот маршрут стал отходить на второй план. При персидском господстве торговля через территорию Армении замерла. После присоединения Восточной Армении и Кавказа к Российской империи стал продумываться вопрос о вовлечении Кавказа в общероссийский и мировой товарооборот. Посему еще в 1857 году наместник Кавказа князь А.И.Барятинский представил императору доклад, где обосновывал необходимость соединения России с Закавказьем железной дорогой. Мотивы проведения железных дорог в Закавказье первоначально были торгово-экономические. Затем к ним добавились и планы военно-стратегического характера. Император Александр II в 1861 году одобрил план постройки железных дорог в Закавказье. Строительство их началось раньше, чем в других окраинах царской империи. После неудачной Крымской кампании правительство убедилось, что без хороших путей сообщения его колониальная политика не может иметь больших успехов. Необходимо было не только укреплять свое господство в Закавказье, но и усилить влияние в Персии. Кроме того, надвигалась новая русско-турецкая война...
В первую очередь начинается строительство железной дороги Поти - Тифлис, которое заканчивается в 1872 году. Следующий этап строительства железнодорожной линии Тифлис - Баку начинается в 1880 и завершается в 1883 году. Этот участок железной дороги мог быть построен и ранее, но помешала русско-турецкая война 1877-1878 гг. После этой победоносной войны к России отошли Карс и Батуми. Для закрепления за собой новых территорий правительству необходимо было проложить к этим районам железные дороги. От трассы Поти - Тифлис в сторону Батуми была построена железнодорожная линия Самтреди - Батуми. Тогда же началось обсуждение вопроса о сооружении железнодорожной линии Тифлис - Карс. Правительство сделало соответствующие выводы из хода русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда ввиду отсутствия надежных путей сообщения русские армии в Закавказье не могли получить пополнения и необходимого продовольствия. В условиях суровой зимы на единственной Военно-Грузинской дороге произошло колоссальное скопление повозок. Все это выдвинуло на первый план вопрос о подключении железнодорожной сети Закавказья к российской сети железных дорог. По этому вопросу выдвигались три основных варианта: провести железную дорогу по берегу Черного моря; пробить тоннель через Кавказский хребет; проложить трассу окружным путем по берегу Каспийского моря.
Первый вариант был признан неприемлемым по причине того, что Турция имела на Черном море мощный флот и могла в любую минуту перерезать связь России с Закавказьем.
Второй вариант также отпал из-за дороговизны пробивки тоннеля. Таким образом, Закавказье в 1900 было подключено к общероссийским железнодорожным сетям по третьему варианту - в обход Кавказского хребта через Дербент, Грозный, Ростов.
ВСКОРЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 гг. был поднят вопрос о строительстве железной дороги Тифлис - Карс. Главную цель проведения этой дороги царское правительство видело в ее военно-стратегическом значении. При обсуждении вопроса о строительстве этой дороги речь шла вовсе не о постройке дороги к культурному и административному центру Армении - Эривани, а к двум крепостям - Александрополю и Карсу и далее к границе с Турцией.
Несмотря на финансовые затруднения России, начались изыскания и разработка вариантов прокладки трассы Тифлис - Карс. Предлагалось несколько вариантов. Выбрали тот, по которому трасса должна была проходить в Карс через Алаверди - Караклис - Амамлу (Спитак) - Джаджур - Александрополь.
12 мая 1895 года правительство дало решение на строительство Тифлис-Карсской железной дороги. На стройку были привлечены не только жители окрестных сел, но и доставленные из российских регионов русские рабочие и специалисты, которые проживали во временных бараках. Так, по данным учета 1897 года, русских рабочих, проживавших во временных бараках, насчитывалось 6805 человек. Работа велась в невыносимо тяжелых условиях от рассвета и до самой ночи. На трассе было построено 535 искусственных сооружений (мосты, трубы, виадуки, 13 тоннелей и т.п.). Все тоннели имели двухпутное полотно. Особенно значительным объектом был Джаджурский тоннель, протяженность которого составила 799 саженей (1,68 км). Он расположен на отметке 1843 метра над уровнем моря и является самым высокогорным в Европе. При прокладке Джаджурского тоннеля впервые применялись буровые машины и электрические вентиляторы. Тоннель был построен в короткий срок - начат в 1896 году и закончен в 1898 г. Первый поезд через него прошел 7 февраля 1899 года.
На всем протяжении железнодорожной трассы Тифлис - Карс было построено девять вокзалов. На всех станциях были сооружены пассажирские платформы. При сдаче дороги в эксплуатацию представители военного ведомства потребовали немедленной постройки также и воинских платформ в Александрополе, Караклисе и Карсе.
В конце января 1899 года железная дорога до Караклиса была полностью завершена, и последовал приказ об открытии движения Тифлис - Караклис. Фактически этот приказ явился первым расписанием пассажирского железнодорожного движения на территории Армении. В Александрополь первый поезд прибыл 7 февраля 1899 года.
Полное завершение работ по строительству железной дороги Тифлис - Карс состоялось в июне 1899 года, и 21 июня на станцию Карс прибыл первый поезд. Поезда прибывали и отправлялись со станции Карс в неделю 2 раза. Общая протяженность трассы составила 282 версты (302 км).
Открытие регулярного движения Тифлис - Карс оживило торговлю. Появились торговые представители российских и зарубежных фирм. Вдоль трассы стали появляться промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в дальнейшем появились промышленные узлы, давшие начало созданию крупных промышленных городов: Алаверди, Кировакан, Ленинакан.
ЕЩЕ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТИФЛИС-КАРССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ общественность и губернатор Эривани стали поднимать перед правительством вопрос о строительстве железной дороги Александрополь - Джульфа. Правительство дало разрешение на производство изыскательских и строительных работ. В 1899 году началось строительство участка железнодорожной линии Александрополь - Эривань с дальнейшим продолжением ее до Джульфы.
Второй вариант предусматривал направление Александрополь - Сардарапат - Эчмиадзин - Улуханлу - Камарлу - Джульфа. В этом случае железнодорожная линия не заходила в Эривань и проходила от него всего в 10 верстах.
Как более дешевый и короткий был принят второй вариант, несмотря на возражения губернского начальства. Городская Управа и Эриванский губернатор граф Тизенгаузен обратились к наместнику на Кавказе с просьбой о содействии их просьбе. Последний в свою очередь ходатайствовал перед министром путей сообщений. В начале 1899 года Петербург разрешает проведение железнодорожной ветки от Улуханлу до Эривани протяженностью 14 км (до нынешнего месторасположения вокзала).
Строительство Александрополь-Джульфинской линии осуществлялось рабочими, переводимыми с Карсской железной дороги, и жителями окрестных деревень. В конце 1899 года на участке от Александрополя до Улуханлу уже работало 1650 рабочих и 61 служащий. Условия работы были трудными, суровая зима и знойное лето изнуряли строителей. Но, пожалуй, самыми опасными для строителей были систематические налеты курдов-джалалинцев по всей трассе от ст. Агин до Джульфы. В течение 1899-1900 гг. джалалинцы сожгли большое количество стройматериалов, грабили и убивали строителей дороги. Налетчики вдохновлялись агентурой иностранных держав, заинтересованных в утверждении своего влияния в Персии. Для охраны строительства наместником Кавказа были приняты меры, и после ряда крупных вооруженных столкновений джалалинцы ушли в горы. 6 декабря 1902 года первый поезд прибыл в Эривань.
Участок железной дороги Улуханлу - Джульфа протяженностью в 189 верст (201,6 км) был начат в 1904 году и закончен в январе 1908 года. Таким образом, выход России к Персии свершился.
С осуществлением железнодорожного строительства и с включением Закавказья в общероссийскую сеть железных дорог сюда стал вливаться российский и иностранный капиталы. Находясь на самой южной окраине царской империи, лишенная морских путей сообщения, Армения страдала от отсутствия железных дорог больше, чем другие районы Закавказья. С их появлением Армения стала развиваться, получив выход к Персии и Турции, царское правительство не остановилось на достигнутом. Ей нужен был выход к Индии, Афганистану и всему Ближнему Востоку. Правительство стало строить планы о продолжении строительства железной дороги от Карса до Сарыкамыша и далее на юг, через территорию Турции к Персидскому заливу. Для этого необходимо было добиться от турецкого султана концессии на постройку железной дороги от Сарыкамыша до Эрзрума и далее через Диарбекир, Багдад к Персидскому заливу.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИИ 1 АПРЕЛЯ 1911 ГОДА обратилось в Государственную думу для получения разрешения на строительство железной дороги Карс - Сарыкамыш. 1 июля 1911 года после одобрения Государственным советом и Государственной думой Закон о строительстве был утвержден и с весны 1912 года начались работы по устройству земляного полотна. На постройку дороги было отведено 2 года. Трасса проходила в местности с суровыми климатическими условиями, позволяющими нормально производить работы лишь в течение 5-6 месяцев в году. Как бы то ни было, работы были выполнены в установленные сроки и передача дороги в эксплуатацию с открытием по ней пассажирского и грузового движения состоялась 6 декабря 1913 года. Регулярное движение по дороге началось 23 июня 1914 года.
Первая мировая война, начавшаяся в том же году, затем Октябрьская революция, развал царской империи и гражданская война положили конец осуществлению весьма привлекательных и выгодных планов, которые могли в корне изменить облик и роль всего Закавказья, в том числе и Армении.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…