Последние новости

БЕЗ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОДОПЛЕКИ

К вопросу о репатриации амшенских армян-мусульман в Республику Арцах

После Карсского и Московского мирных договоров России с Турцией в состав Советской Грузии была включена часть Батумского округа, ставшая впоследствии автономной республикой Аджария. На ее территории оказались около десятка сел, в частности, Сарпи, населенных амшенцами - армянами-мусульманами (суннитами). В русских источниках они известны как хемшилы, хемшинцы, причем их армянская принадлежность часто не указывается вовсе: в итоге на свет появилась не известная науке национальность.

ЛЕТОМ 1944 г. АМШЕНЦЫ ВМЕСТЕ С ПОНТИЙСКИМИ ГРЕКАМИ, КУРДАМИ И ТУРКАМИ-МЕСХЕТИНЦАМИ были депортированы в Киргизию и Казахстан как "неблагонадежное население", вероятные пособники и агенты Турции. Если это и было справедливо по отношению к туркам и частично курдам, то греки и армяне просто попали под раздачу: веками притесняемые турками, пережившие Геноцид, они никак не могли быть туркофилами. Скорее всего, власти Грузии воспользовались случаем для решения своей больной проблемы: создания мононациональной страны, где негрузины должны были либо стать грузинами, либо быть изгнанными за ее пределы.

В 1956 г. их освободили от административного надзора, но вернуться на родину запретили.

В 1982-1984 годах 22 амшенские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский и (примерно в это же время вместе с первыми семьями турок и курдов) в Белореченский районы Краснодарского края. Туда же после межнациональных конфликтов в Средней Азии бежали около 200 амшенских семей из Киргизии.

В 1980-х гг. амшенцы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута. В Институте археологии и этнографии АН Арм.ССР тогда говорили, что против выступил первый секретарь ЦК КПА К. Демирчян, заявивший, что Армении и с имеющимися мусульманами проблем хватает.

В Краснодарском крае амшенцев, как и турок-месхетинцев, не прописывали и не выдавали им российских паспортов. С 2000 г. несколько сот амшенцев-мусульман пытались получить формальное признание со стороны местных властей, но безуспешно. Организации амшенцев-христиан обратились в защиту своих собратьев с письмами в адрес российского посла в Ереване с просьбой о помощи российских федеральных властей в предоставлении амшенцам-мусульманам законного статуса, но тоже без особого успеха и только впоследствии проблема с трудом, но начала решаться.

 Репатриация амшенских армян-мусульман в Республику АрцахПО СВЕДЕНИЯМ ВИКИПЕДИИ (КОТОРОЙ МОЖНО ВЕРИТЬ С ИЗРЯДНОЙ ДОЛЕЙ СКЕПСИСА), амшенцев-мусульман в Российской Федерации около 1,5 тыс. человек. Большинство живет в Краснодарском крае (1 тыс. чел), а также в Ростовской и Воронежской областях.

После развала СССР вопрос репатриации амшенских армян, в частности, в Арцах поднимался неоднократно, но каждый раз благополучно терялся в бюрократических кабинетах: представляющие власти чиновники не хотели лишней работы и лишних хлопот.

Между тем в Армении налаживается и с каждым годом все интенсивнее идет процесс восстановления и укрепления прервавшихся связей с армянами, живущими на территории нынешней Турции и, в частности, в Амшене. Параллельно восстанавливаются и прерванные связи армян-мусульман Амшена с соплеменниками-христианами, бежавшими в годы Геноцида на север, в Россию, и живущих в Абхазии и Краснодарском крае.

Укрепляются и становятся регулярными и связи с амшенцами-мусульманами, живущими в Средней Азии. Специально вопросами амшенских армян занимается С. Варданян, научный сотрудник Института археологии и этнографии.

К чести жителей Армении и всего армянского народа следует отметить, что какого-либо неприятия и тем более отторжения армян-мусульман от остальной, в основном православной части нашего народа не наблюдается. Для обычного армянина они отличаются от нас только тем, что молятся (если молятся – религиозным рвением амшенцы-мусульмане не отличаются; магометанство так и осталось чужой им религией) Богу с другим именем и не отличаются от, скажем, армян – католиков или протестантов.

Вопрос их репатриации, в частности, в Арцах, поднимается периодически и столь же периодически глохнет, хотя приветствуется не только в Армении и Арцахе, но и коренными народами Кавказа, в частности, лезгинами (см. http://lezgistan.tv/novosti/dolgaya-doroga-iz-amshena-v-arcax/ Долгая дорога из Амшена в Арцах. Исповедующие ислам амшенские армяне готовы поселиться в Карабахе. Март 19, 2012).

РЕПАТРИАЦИЯ АМШЕНСКИХ АРМЯН-МУСУЛЬМАН В АРЦАХ ДАСТ великолепную возможность решить сразу несколько крайне важных и актуальных проблем, стоящих перед нашим народом (порядок их перечисления не ранжирует их по важности).

1. Репатриация увеличит население Арцаха, т.е. будет способствовать решению крайне важной для всего нашего народа демографической проблемы. В современных условиях мы не имеем права разбрасываться национальными генами – это слишком дорогой и невосполнимый материал. У них во многом сохраняется патриархальный уклад, а значит, и семьи многодетные.

2. На государственном уровне будет подтверждено то, что естественно для всего нашего народа: следуя завету Р. Патканяна, мы считаем армянами и принимаем всех тех, кто считает себя армянином независимо от того, каким богам он поклоняется (или не поклоняется вовсе).

3. Внешним игрокам, в частности, мусульманскому миру, будет продемонстрировано еще одно весьма убедительное подтверждение того, что война Арцаха с Азербайджаном не имеет религиозной подоплеки, что это война коренных армян с пришлыми турками, а не война христиан с мусульманами, как пытается представить Азербайджан.

4. Репатриация будет способствовать дальнейшему укреплению наших связей с турецкими армянами-мусульманами. Пути Господни неисповедимы: Турция, скорее рано, чем поздно развалится, и мы должны уже сейчас готовиться к этому. К ним будут приезжать родственники из Турции, можно будет даже организовать летние лагеря для детей – это работа с прицелом на будущее, но начинать ее надо уже сегодня.

5. И наконец, ни в коем случае нельзя касаться религии, тем более пытаться вернуть их в христианство. Это должно происходить естественным путем, на добровольной основе. Не захотят – пусть остаются мусульманами. В конце концов, как говорят персы-шииты, Бог на небе один, просто мы Его называем разными именами. Если молиться с чистым сердцем и благими мыслями, Его ухо равно приемлет и молитву христианина в мечети, и молитву мусульманина в церкви.

Общество готово к этому и будет только радо. Дело за государством. 

Основная тема:
Теги:
  • Сергей 19-Сен-2017
    Автор явно не знает историю Армению, дело в том что когда какой нибудь армянин переходил в ислам, окружение уже воспринимали его чужим, не армянином, поскольку так и называли- туркацав, стал турком! поэтому не бывает армян мусульман, точно также не бывает турков-христиан, автор знает сколько армян приняло ислам в османской империи, (насильно-добровольно -это другой вопрос) поскреби любого турка и курда, найдешь там грека и армянина...это их выбор, они выбрали ислам и стали турками!а другие остались армянами в исчезли в пустынях Сирии,так что не надо пудрить людей.....с демографией Арцаха все в порядке! автору явно слабо подумать о демографии Армении, не будет Армении, не станет Арцаха и Диаспоры. Все держится на Армении!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЮБИЛЕИ МАЙСКИХ ПОБЕД
    2018-05-28 14:47

    Кварталы Еревана носят названия областей Западной Армении, коренное армянское население которых было убито во время Геноцида 1890-1924 гг. Есть Себастия, есть Малатия, Киликия, Арабкир. И есть Ареш. Это не Западная Армения. Это Закавказье, среднее течение Куры, Нухи-Ареш, регион на стыке границ теперешних Грузии и Азербайджана. Его армянское население также было уничтожено, но уже закавказскими турками при активном содействии грузин в 1918 г.

  • АРМЯНСКАЯ РЕКОНКИСТА. К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА
    2018-02-23 12:51

    12 февраля 1988 г. сессия Областного совета Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР приняла большинством голосов обращение к Верховным Советам Азербайджана и Армении о выходе из состава Азербайджана и присоединении к Армянской ССР. Верховный Совет Армянской ССР выразил свое согласие, Верховный Совет Азербайджанской ССР - отказал. Началась история Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). Но всякая история имеет свою предысторию.

  • ПРО ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ РУЛЬ, И НЕ ТОЛЬКО...
    2018-01-19 14:04

    Правительство приняло решение запретить ввоз праворульных автомобилей из Японии, переброску руля на левую сторону и вообще всякие действия с ними. А чтобы ни у кого не возникло соблазна перебросить руль в соседней Грузии (как часто делалось), договорилось с соседями, чтобы они с 1 января запретили проводить у себя такую операцию.

  • ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ ОПЯТЬ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ?
    2017-12-04 12:08

    Итальянская забастовка - также называется обструкцией - форма протеста наряду с забастовкой и саботажем, заключающаяся в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы, что приводит к серьезным сбоям в производстве, грозящим его остановкой.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ДЖЕК СИМОНЯН – ХОККЕЙНАЯ ЛЕГЕНДА КЕНИИ (Видео)
    2023-08-26 07:23

    В этой статье мы совместим три несовместимых друг с другом понятия: армянин, Кения и хоккей на траве. Конечно, в Армении есть неплохие традиции хоккея на траве. Не зря ведь наши предки много веков назад играли в маканахах (макан – деревянная клюшка). Но причем здесь африканская страна? А притом, что ворота сборной Кении по хоккею на траве долгие годы защищал Джек Симонян, сыгравший на Олимпийских играх 1960, 1964 и 1968 гг. Он был разносторонним спортсменом, который проявил себя также в авторалли и мотогонках, став чемпионом Восточной Африки, а также других видах спорта.

  • ДЕНЬ НЕПОКОРНЫХ, или УРОКИ 27 ЯНВАРЯ
    2023-01-27 16:26

    27 января – день, когда Ленинград был полностью освобожден от удушающей блокады в 1944 году – является одним из дней воинской славы России. В этот же день, но годом раньше началось потопленное в крови восстание варшавского гетто, которое отмечается как Международный день памяти жертв холокоста, а в Израиле – как День катастрофы и героизма. И именно в этот день в 1945 году советские войска освободили самый страшный лагерь смерти Освенцим или, как его называют немцы, Аушвиц. «В награду» Россия в этом году не приглашена на этот скорбный юбилей, но это так, к слову. А главное - какой скрытый смысл или, говоря современным языком, мессидж содержится в этом дне для нас, армян?..

  • "А ГДЕ ТЕБЯ СЕГОДНЯ НЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ"
    2023-01-25 09:52

    25 января легенде авторской песни, актеру театра и кино, поэту Владимиру ВЫСОЦКОМУ исполнилось бы 85 лет Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Как написала в своей книге "Владимир, или Прерванный полет" супруга Высоцкого Марина Влади, поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, "спортивные" песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.

  • ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА НА АРАГАЦЕ, или КАК ОБЪЕДИНИТЬ АРМЯН ДИАСПОРЫ
    2022-01-05 09:40

    В то время как в Турции, так сказать, празднуют победу над армянской диаспорой, пытаясь в свете планов правительства Армении по нормализации отношений с этой страной разрушить идеологические основы, стержень деятельности армянских общин за рубежом, в самой диаспоре идет активный поиск решений, которые обеспечат возрождение нашей нации в сложившихся непростых условиях…