"А ГДЕ ТЕБЯ СЕГОДНЯ НЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ"
25 января легенде авторской песни, актеру театра и кино, поэту Владимиру ВЫСОЦКОМУ исполнилось бы 85 лет
Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Как написала в своей книге "Владимир, или Прерванный полет" супруга Высоцкого Марина Влади, поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, "спортивные" песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.
ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСОЦКОГО ПРОШЛА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы - складываться в новую "энциклопедию русской жизни". В 1970-х годах значительную часть творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия.
Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу - студию МХAТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актер играл Галилея (спектакль "Жизнь Галилея" "1966), Хлопушу ("Пугачев", 1967), Гамлета ("Гамлет" 1971), Лопахина ("Вишневый сад",1975), Свидригайлова ("Преступление и наказание", 1979).
Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме "Сверстницы". За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. Кинобиография Высоцкого включает роли подпольщика Бродского ("Интервенция", 1968), зоолога фон Корена ("Плохой хороший человек", 1973), капитана Жеглова ("Место встречи изменить нельзя", 1979), Дон Гуана (" Маленькие трагедии", 1979) и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью. В ряде спектаклей, а также в художественных фильмах, теле- и радиопостановках он выступал и как автор песен.
Владимир Семенович и сегодня имеет огромное количество почитателей не только в России, но и в Армении. Впрочем, это неудивительно: многие важнейшие страницы его жизни неразрывно связаны с армянами. И в первую очередь с мачехой Евгенией Степановной Мартиросян.
"Мама Женя"
Она заменила маленькому Володе родную мать и сыграла решающую роль в творческом выборе сына. После развода родителей мама Высоцкого Нина Максимовна решила, что сын останется жить у отца, который женился на Евгении Степановне. С ней теплые отношения у Высоцкого сложились с первых же дней, и он стал называть ее "мама Женя".
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ НАСТОЛЬКО ПОЛЮБИЛ И БЫЛ ПРЕДАН "МАМЕ ЖЕНЕ", что крестился в Армянской Апостольской Церкви. Подробности крещения Высоцкого в Армении, кстати, еще мало изучены. Неизвестно даже точное место обряда. По понятным политическим причинам никаких заметок в церковных книгах о крещении Высоцкого тогда делать не стали. По словам Марины Влади, местом крещения был древний монастырь на Севане. То же писал в своих воспоминаниях и друг поэта Давид Карапетян. В Ереване Высоцкий побывал и у старшего тренера футбольной команды "Арарат" Александра Пономарева в его квартире на улице Саят-Нова.
Смерть "мамы Жени" была трагической: в 1988 году упавший с крыши 9-этажного дома огромный кусок льда оборвал ее жизнь за две недели до семидесятилетия До этого, в 1980 году супруги уже потеряли своего единственного сына – Владимира Высоцкого. Смерть его стала непреходящим горем для Семена и Евгении.
Легендарный Лева
Армянское окружение сопровождало Высоцкого не только в детстве и не только в семье.
ОТРОЧЕСКИЕ ГОДЫ БУДУЩЕГО ПОЭТА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ с именем легендарного Левона Кочаряна, сына знаменитого актера и рассказчика, народного артиста РСФСР и Армянской ССР Сурена Акимовича Кочаряна. Влияние Левона на Володю было неоспоримым.
Чтобы представить масштабы влияния "легендарного Левы" на молодого Высоцкого, стоит отметить, что именно дома у Кочаряна будущий поэт познакомится с такими незаурядными личностями, как Василий Шукшин и Андрей Тарковский, Эдмонд Кеосаян , Григорий Поженян и Юлиан Семенов.
Именно на кочаряновском магнитофоне "Днепр-10" и были сделаны первые записи молодого Высоцкого. Володе тогда было семнадцать лет, и именно кочаряновская квартира - это и есть знаменитый дом на Большом Каретном. Левон Кочарян был организатором и душой знаменитой "компании на Большом Каретном", которая так много значила в жизни Владимира Высоцкого.
Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед? На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет? На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет? На Большом Каретном.
Встреча с Параджановым
Точная дата знакомства Высоцкого с Параджановым неизвестна. Вероятно, это произошло во время гастролей "Таганки" в Киеве в сентябре 1971 года. Разумеется, "Таганка" посетила Параджанова, но Высоцкий бывал в Киеве довольно часто и до тех гастролей. Оказывается, Параджанов хотел cнять его в одном из своих фильмах. Но не сложилось.
В АВГУСТЕ 1972 ГОДА ВЫСОЦКИЙ И ВЛАДИ ОТДЫХАЛИ В ЮРМАЛЕ. Там был и Параджанов. Однажды в номере Высоцкого отключили воду, и он позвонил Параджанову, попросил оставить ключи от номера у портье. Войдя в комнату, они увидели на столе фрукты, сигареты, минеральную воду. Сюрприз открылся чуть позже: к душу, сверху, был прикреплен букет роз – так, чтобы вода лилась на Марину с охапки цветов
Возможно, последний раз Высоцкий и Параджанов встречались в сентябре-октябре 1979 г., когда Театр на Таганке гастролировал в Тбилиси. Верный себе, Параджанов пригласил к себе, на улицу Коте Месхи, весь театр.
Параджанов очень любил Высоцкого. Поэтому, когда в октябре 1981 года он инкогнито приехал в Москву (инкогнито, поскольку после тюрьмы ему было запрещено туда ездить), и Ю. Любимов пригласил его на общественный просмотр спектакля "Владимир Высоцкий", то Параджанов не только пришел на спектакль, но и выступил на его обсуждении.
"Мой друг, Леня"
Среди этих легендарных имен нельзя обойти вниманием величайшего мима, клоуна и автора изумительных новелл Леонида Енгибарова. Влияние последнего на советскую интеллигенцию было неоспоримым, и, быть может, в первую очередь, это касалось Высоцкого.
ЦИТАТА ИЗ КНИГИ МАРИНЫ ВЛАДИ "Владимир, или Прерванный полет": "Среди твоих любимых артистов есть один, нежность к которому у тебя безгранична. Его зовут Енгибаров. Он молод, в нем все прекрасно. Он тоже своего рода поэт, он заставляет смеяться и плакать публику – и детей , и взрослых . Этот удивительный атлет творит чудеса на арене, и если тебе удается на несколько секунд сделать "крокодила на одной лапе", то он без видимого усилия может больше минуты оставаться в таком положении
Великий мим умер ровно за восемь лет до кончины самого Высоцкого. Именно ему в 1972 году и будет посвящено знаменитое стихотворение "Енгибарову-клоуну от зрителей". Юрий Никулин же признается, что из посвященных Енгибарову произведений Высоцкого ему больше остальных нравится "Канатоходец".
Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в дни проведения московской Олимпиады. Спустя почти 43 года кумира миллионов помнят и любят до сих пор.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.
-
2024-11-18 09:57
15 ноября в Тверском городском музейно-выставочном центре открылась выставка армянской живописи и графики "Гителик: познать Армению". Она организована совместно с Армянским музеем Москвы и культуры наций совместно с Центром восточной литературы Российской государственной библиотеки. На ней представлено около 100 работ армянских и русских художников.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…