Последние новости

АРМЯНСКИЕ КОВРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Со времен Урарту и до наших дней

В погоне за мировое признание Азербайджан выдает армянские ковры за "национальное достояние азербайджанского народа", пренебрегая историческими свидетельствами

В Музее истории Армении ковры и ковровые изделия занимают несколько залов. При этом в экспозиции представлена лишь небольшая часть экспонатов из хранилищ музея. Посетители могут составить общее представление по выставленным коврам из разных историко-этнографических районов, которые датируются XV - началом XX веков.

ХОРОШЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТОВ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ ОСОБОМ РЕЖИМЕ их хранения, внимании и тщательном уходе. "Профессиональная работа этнографов и реставрационного отдела позволяет обеспечить сохранность ковровых изделий, текстиля и других ценностей музея", - рассказывает научный сотрудник отдела этнографии музея Лилия АВАНЕСЯН, которая свыше двадцати лет изучает этимологию и семантику изображений армянских ковров. В ходе небольшой экскурсии она ознакомила нас с историей отечественного ковроткачества, обратив особое внимание на факты масштабных фальсификаций и присвоения армянского наследия со стороны Азербайджана.

Ковроткачество и ковровое искусство в Армении берут свое начало в глубокой древности. Во время раскопок погребений бронзового века (Артик, Навер, Лори, Берд) были найдены кусочки и отпечатки шерстяных тканей (ковров), свидетельствующие о том, что изготовление и производство шерстяных изделий в нашей стране зародились в глубокой древности. Со времен Ванского царства (Урарту) до нас дошли куски уже ворсовых тканей (возможно, части одежды, скатерти, покрывала). Армянские ковроделы и ткачи особо славились своими дорогими изделиями. Еще в средневековых рукописях арабских историков и географов IX-XI вв. Ибн Руста, Якуби, Ал-Истахри, Ал-Масуди, Ибн-Хаукал и др. не раз упоминаются армянские ковры и ткани как дорогостоящая продукция, которая торговыми путями вывозилась в разные страны Востока и Запада.

 Армянские ковры в азербайджанском интерьереНапример, наименования "армани махфур" (X в.), "армянский товар" (XVI- XVII вв.), "эрмени Ширван" (XVII в.- начало XX в.) и другие свидетельствуют о значимости армянского производства данных товаров. Напомним, что для окрашивания нитей и других изделий применялась краска "вордан кармир". К сожалению, художественную ценность продукции мы можем оценить только по поздним образцам, так как представление о декоре ранних изделий утрачено.

О качестве и художественной ценности средневековых армянских ковров можно судить по описаниям и оценке арабских историков и географов IX-XI вв. В монографии Фахри Далсара Turk sanayi ve Ticaret Tarihinde Bursa'da Ipekсilik, вышедшей в свет в 1960 г. в Стамбуле, особо подчеркивается, что начиная с XIV до середины XVIII века армяне играли важную роль в производстве шелка и шелковых тканей в Анатолии. Далсар пишет о ткацких цехах армян в этом регионе в XV- XVIII веках, где производились дорогие ткани, а также шелковые ковры. То же самое можно сказать о производстве армянских шерстяных изделий в Османской империи, к числу которых относятся и ковры.

 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И НАИМЕНОВАНИЯ ДОШЕДШИХ художественных типов ковров условны. Создателями высококачественных ковров и тканей были мастера, работавшие в средневековых ткацких мастерских при монастырях и ремесленных кварталах таких городов, как Двин, Ани, Ван, Ерзнка, Партав (Барда) и др. Ковры с условными наименованиями "Вишапагорг", "Арцвагорг", "Цахкахач", "Аревагорг", "Хоран" и другие продолжали изготовлять армяне Сюника, Арцаха, Гардмана, Гандзака (Кировабад), Лори, Тавуша, Ширака в XIX - начале XX в. Сегодня они преподносятся как достояние тюркских народов Малой Азии, Закавказья. Легенда "об азербайджанском ковроделии Ирана (Персия)" - из того же ряда фальсификаций. Часть знаменитых персидских ковров, а также изделия дагестанских мастеров без стеснения представляются как культурное наследие тюркоязычных азербайджанцев.

Так, ведущий специалист по коврам Азербайджана Лятиф Керимов приписывает создание армянских ковров и текстильных изделий некоей этнической группе, проживающей на данной территории издревле, а именно: потомкам тюркских племен - туркам-огузам. Между тем еще в 1932 году видный специалист по исследованию ковроткачества Закавказья М. Исаев писал: "...развитые формы ковроткачества хранили до недавнего времени коренные жители Закавказья - армяне и лезгины. ... теперь не найти уже ценных ковровых изделий карабахских армян, известных на международном рынке как armenien carpets и сохранившихся лишь в европейских и американских музеях..."

 Под эгидой ЮНЕСКО

Армянские ковры в литературном обороте, по словам Л.Аванесян, представлены Керимовым под тюркоязычными наименованиями "Аждахалы", "Хатаи", "Демирчиляр", "Фахрало", "Борчалы", "Буталы-Гянджа" и др., как не имеющие ничего общего с культурным наследием армян.

ЭКСПЕРТЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ПРИЗНАНИЕ ЮНЕСКО КОВРОВ И КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ VIII - XX ВЕКОВ Арцаха (Карабах), Гардман-Тавуша и Лори (Казах), Гандзака (Гянджа), Нахиджевана (Нахчаван), а также ковров армян Ширвана, еще в 1920-1930-х гг. известных как Эрмени-Ширван, в качестве культурного наследия Азербайджана и азербайджанского народа абсолютно необоснованно. Знакомясь с краткими и развернутыми текстами Музея ковров Азербайджана в Баку, можно сделать вывод о реальном незнании материала, умышленной фальсификации и умышленном искажении документальных данных. Например, надгробие армянина - мастера-ковродела из села Урут (Сисиан, Армения) представлено в экспозиции как камень из села "Урут Зангезурского магала, Азербайджан". В брошюре Министерства культуры и туризма "Азербайджанский ковер" представлены так называемые азербайджанские ковровые школы, где в главе "Казахская ковровая школа" Иджеван упоминается как центр азербайджанского ковроделия и азербайджанская деревня на территории Армении.

 Армянские ковры в азербайджанском интерьереВ "Тебризской школе азербайджанского ковроделия" упоминаются Хой, Урмия, Салмас (Салмаст), Карадаг - города и области с армянским народонаселением и армянской культурой. То же самое можно сказать о "Нахичеванской" (Нахиджеван) и "Гянджинской" (Гандзак) школах ковроткачества. Кстати, ярким примером никем не оспариваемого армянского христианского искусства является ковер "Хоран" ("Алтарь") с армянской надписью и датировкой XIII в., изготовленный недалеко от Гандзака, в области Гардман. Знаменитый ковер - завеса дверей ризницы алтаря, - некогда являвшийся собственностью армянских мхитаристов Вены, является убедительным доказательством того, что Гандзак, Бананц, Барсум, Гетабек и другие территории были важными центрами армянского ковроткачества, изделия которых сегодня в Азербайджане выдают за собственное производство. Впрочем, чему тут удивляться, если, будучи послом доброй воли в ЮНЕСКО, Мехрибан Алиева в 2010 году зарегистрировала творчество армянских мастеров в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в качестве так называемого азербайджанского ковра.

ОДНАКО НЕОСПОРИМЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДОВОДЫ. Во-первых, ремеслом изготовления ценных тканей и ковров обладал именно народ, который еще в раннюю эпоху средневековья вывел изготовление текстильных изделий и ковров на уровень мануфактурного производства, получившего признание в качестве высококачественного товара на мировом рынке. Во-вторых, ремеслом ткачества искусно владел народ, обеспечивавший производство данных товаров не только сырьем, но, что самое главное, конструктивными средствами производства - т.е. инструментами: чесалками "сандерк", прялками, станками, уплотнителями-копичами уточных нитей и узелков, ножами и ножницами и т.д.

Кстати, костяные головки пряслиц, грузики для стягивания нитей основы, бронзовые и костяные уплотнители-копичи уточных нитей и узелков, остатки частей деревянных станков и другие, а также изображения со сценами ткачества, относящиеся к эпохе Ванского царства и найденные на территории Западной Армении и РА (раскопки крепости Тейшебаини), говорят о развитом ремесле ткачества в нашей стране еще в глубокой древности. Вплоть до XX в. армяне-ковроделы продолжали совершенствовать инструменты для изготовления ковров: ножи (нож с крючком армянских мастеров Тифлиса), ножницы (ножницы с винтами для обеспечения фиксированного уровня ворса, созданные Хачико Газазяном в Спарте), станки и так далее, чем внесли большой вклад в дело развития ковроткачества всего Востока).

Наконец, в-третьих, дошедшие до нас образцы ковров, представляющие большую художественную ценность, были изготовлены в среде с сильными и глубокими культурными традициями христианства, так же, как рукописи с красочными миниатюрами, фрески и другие образцы декоративного искусства в архитектуре армян.

Ковры и ковровые изделия были составной частью армянского быта. Отделка всего интерьера коврами, карпетами и дорогими тканями считалась обычным явлением в армянской среде. Об этом свидетельствуют средневековая армянская миниатюра, где часто вертикальные и горизонтальные пространства оформлены красочными коврами, тканями, а также рельефные изображения на порталах церквей.

 Армянские ковры в азербайджанском интерьереПо предложению госпожи Саркисян

Примечательно, что созданное в Тифлисе "Армянское товарищество кустарных ремесел" провело в апреле 1909 г. съезд, в котором приняли участие представители армянских фабрик по производству ковров и текстиля из Баку, Гандзака, Шуши, Александрополя и других городов.

ВАЖНО ТАКЖЕ ЗНАТЬ, ЧТО РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ В БАКУ ТКАЦКОЙ ФАБРИКИ было принято на съезде товарищества в Тифлисе еще в 1901 г.: госпожа Е. Саркисян предложила основать фабрику, где должны были работать имевшие большой опыт и навыки мастерства беженки из Западной Армении, спасшиеся от гамидовской резни 1894-1895 гг. и перебравшиеся в Баку.

Так что, заключает Лилия Аванесян, прежде чем претендовать на авторство тех или иных материально-культурных ценностей необходимо обратиться к факту изначального производства этих ценностей, начиная с глубокой древности, когда был сформирован хозяйственный уклад армян: развитое земледелие и скотоводство, давшие толчок развитию ремесел, культуры, цивилизации. 

Основная тема:
Теги:
  • Все цитаты, источники - искажены и придуманы в расчете на то, что кто будет "копаться" в них. А они имеются в широком пользовании и без "арменизированных поправок" 21-Апр-2019
    Все цитаты, источники - искажены и придуманы в расчете на то, кто будет "копаться" в них и выяснять. А они имеются в широком пользовании и без "арменизированных поправок".
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЧЕГО БОИТСЯ "ДУХОВ"-СУПЕРМИНИСТР?
    2019-12-04 12:35
    1116

    На протестующих студентов суперминистр А.Арутюнян натравил спецназ 3 декабря стал днем позора суперминистра Араика Арутюняна. И даже лайвы премьера о сдаче заасфальтированной дороги в отдаленном селе как выполнение обещания юному Самвелу, не отвлекли внимания общественности от анонсированной   протестующей молодежью встречи с министром, что было бы залогом конструктивного диалога.

  • АРМЯНСКИЙ КИРОВАБАД 1988-1989 ГОДОВ
    2019-12-03 10:46
    1403

    К 30-летию исхода армян из Кировабада. Этим воспоминаниям из времен моей юности в родном Кировабаде свыше 30 лет, и ни одна деталь не стирается из памяти. Перед глазами цепочка событий, начавшихся в далеком феврале 1988 года и спровоцировавших спонтанное формирование отрядов самообороны на местах. Но за два года сопротивления, столкнувшись с преступной политикой Центра, попустительствующего действиям азербайджанского руководства и направляемым им вандалам, армянское население Кировабада - а это десятки тысяч человек - было вынуждено покинуть свою исконно историческую землю, родные очаги и разбрестись по всему свету.

  • К 30-ЛЕТИЮ ГЕНОЦИДА АРМЯН В КИРОВАБАДЕ
    2019-12-02 14:00
    1785

    В Ереване почтили память пострадавших армян Кировабада в связи с 30-летием исхода армянского населения из родного города.

  • ПРОТЕСТУЮЩИЕ СТУДЕНТЫ НЕ ОПАСАЮТСЯ САНКЦИЙ
    2019-11-25 12:09
    925

    Сидячая забастовка перед зданием Министерства НОКС с требованием отставки министра образования, науки, культуры, молодежи и спорта Араика Арутюняна прекращена с 25 ноября.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • Грант БАГРАТЯН: СЕМЬ РАЗ В ИСТОРИИ АРМЕНИИ ЭТОТ РОСТ БЫЛ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ
    2019-08-13 13:20
    1535

    В Армении нет экономической революции, нет ни одного факта, инициативы, события, которое можно назвать экономической революцией, сообщает tert.am.

  • ДИВЕРСИИ ПОД КРЫЛОМ РОССИИ
    2019-08-13 12:18
    4760

    В конце июля произошло интересное событие. Редакция журнала "Вопросы истории", издателем которого является РАН, подписала соглашение о сотрудничестве с Институтом истории Национальной академии наук Азербайджана. Примечательно, но на странице журнала в сети Facebook данная новость опубликована со ссылкой на один из азербайджанских ресурсов, который преподносит данную информацию в определенном ракурсе, почему-то не смутившем редакцию российского академического журнала.

  • "ТРИ ТЫСЯЧИ БРИТЫХ СТАРУХ" ИЛЬХАМА АЛИЕВА
    2019-05-16 11:44
    3052

    Один мой знакомый, бывший житель Баку, рассказывал как-то, что в начале событий "вокруг НКАО", как тогда называла азербайджано-карабахский конфликт лживая советская пресса, азербайджанский обыватель часто повторял примерно одну и ту же фразу. Она относилась к начавшей пробивать себе дорогу после 20 февраля 1988 года правде об Арцахе. Так вот, в исполнении будущих погромщиков это звучало примерно так: "Эти армяне, да-а, что не пишут, - половину вро-о-т!" (то есть "врет"). При этом, естественно, подразумевалось, что сами "интернационалисты" всегда говорили чистую правду.

  • Минобрнауки о предоставлении ереванским школам сборника «азербайджанских рассказов»
    2019-02-28 18:01
    553

    В школах Еревана ученикам был выдан сборник детских рассказов «Истории нашего двора». Об этом ранее сообщил сайт 168.am, отметив, что это сборник азербайджанских рассказов, включающий работы азербайджанских авторов, передает Panorama.am.