УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ

В 2012 году профессура Российско-Армянского (Славянского) университета совместно со специалистами Института математики и высоких технологий в составе РАУ выступили с инициативой выпустить научно-популярный сборник для школьников, в котором  доступно и в увлекательной форме намеревались представить материалы об одном из интереснейших направлений науки – физике наноструктур. Идею поддержал Государственный комитет по науке Министерства образования и науки РА, взявший на себя финансирование издания.

КНИГА "УДИВИТЕЛЬНЫЙ НАНОМИР", АВТОРАМИ МАТЕРИАЛОВ КОТОРОЙ стали академик НАН РА Эдуард Казарян, доктор физико-математических наук, профессор Гайк Саркисян и кандидат физико-математических наук Давид Айрапетян, вышла в свет в 2013 г. и сразу привлекла внимание как учащихся и педагогов школы, так и студентов и преподавателей вузов. Инициативе ученых был дан зеленый свет, и уже через год во все школы республики поступила вторая книга серии, названной "Библиотека школьника", а затем еще 4 выпуска. На днях проект и все 6 его выпусков, вышедших в издательстве "Астхик Гратун", были презентованы в Российско-Армянском университете. Презентацию открыл ректор РАУ Армен Дарбинян, выразивший благодарность всем участникам проекта. Собравшиеся также рассказали о новой инициативе, которая уже к лету  будет реализована совместно с российскими учеными.

Как отметил Э.Казарян, идея подобной серии не нова: в советские годы выпускалась научно-популярная серия "Квант", тираж которой доходил до сотен тысяч и распространялся по всем республикам СССР. Журнал "Квант" был предназначен для школьников, студентов и массового читателя, пользовался огромной популярностью, удовлетворял любознательность в естественных науках и обогащал полученные в школах и вузах знания дополнительной, более обширной информацией. "Квант" продолжил жизнь и в постсоветский период, хотя сегодня выпускается меньшим тиражом и только для российской аудитории.

В Армении научно-познавательная литература для школьников и студентов давно не выпускалась, поэтому рождение серии "Библиотека школьника" стало важным и долгожданным событием в сфере внешкольного образования.

"За последние 20 лет отечественная система образования претерпела коренные изменения, и не во всем в лучшую сторону, - заметил заместитель министра образования РА Манук Мкртчян. – Сфера лишилась важных руководств и методических пособий, а также вспомогательной, научно-познавательной литературы, способствующей раскрытию потенциала  школьников, развитию более одаренных и любознательных. А ведь подобные издания дают возможность сохранять принципы и основы, создаваемые десятилетиями армянской образовательной системой,  позволяют и школьникам, и взрослым  знакомиться с достижениями современной науки".

Презентация научно-популярного сборника 'Библиотека школьника'КАЖДЫЙ ВЫПУСК НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СЕРИИ "БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА" посвящен отдельным естественным наукам, это физика, математика, химия, биология, современные технологии и т.д. За 5 лет вышли следующие издания: "Увлекательный наномир", "Мир интегральных схем" (Ю.Чаплыгин, В.Меликян), "Таинственный и интересный мир чисел" (Г.Казарян), "В мире живых клеток" (А.Трчунян), "Солнечные фотовольтаические элементы и батареи" (С.Петросян), "Симметрия и физика" (Э.Казарян, С.Маилян). Все авторы – ведущие ученые страны, которые смогли отойти от привычного терминологического профессионального языка, используемого в научных трудах, и доступно и популярно представить серьезный научный материал и новейшие достижения науки. Все выпуски хорошо иллюстрированы, что позволяет читателям визуализировать смысл текста. Авторы пишут легко, порой шутливо, что привлекает читателей всех возрастов.

"За весь период существования российского (советского) журнала "Квант" было издано 136 выпусков,  нашей "Библиотекой школьника" - всего 6. Однако российское издание в основном посвящено физико-математическим дисциплинам, мы же расширили научную направленность армянской серии, добавив и другие естественные науки, в том числе современные", - сказал Э.Казарян.

Он добавил, что в отношении развития проекта есть несколько пожеланий, одно из них – увеличение издаваемого тиража. Сегодня "Библиотека школьника" выходит тиражом 1500 экземпляров, которых хватает по одному на каждую школу республики и, естественно, не удовлетворяет потребностей учащихся. Было бы неплохо также увеличить объем каждого выпуска и довести нынешние 110-115 страниц до 200, чтобы поместить больше материалов. Ведь наука ХХI века  развивается очень быстро, и надо успевать представлять ее последние достижения и открытия. Исходя из этой  тенденции авторам серии хотелось бы увеличить и периодичность издания, и вместо одной книги в год презентовать хотя бы два выпуска.

"Научный интерес формируется со школьной скамьи. Если учесть, что в нашей республике есть немало талантливых детей, одаренных и способных в будущем проявить себя в сфере науки, то можно представить, насколько актуальна "Библиотека школьника" в региональном масштабе", - заметил председатель Госкомитета по науке Министерства образования и науки РА Самвел Арутюнян.

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ "БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА" БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА И ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРМЕНИИ. По заверению доктора технических наук, директора издательства "Астхик Гратун" Сурена Чунгуряна, у создателей отечественной научно-популярной серии есть предварительная договоренность с российскими коллегами об издании всех 6 книг в России. Переведенный на русский язык пилотный экземпляр уже отправлен в Москву, а также передана вся необходимая информация по проекту. Работу планируется провести в соавторстве с российскими учеными и представителями сферы образования РФ. Намечается не только выход в свет печатного русскоязычного тиража "Библиотеки школьника", но и запуск ее электронной версии.

"За весь постсоветский период впервые армянское научно-популярное издание для школьников будет выпущено на другом языке и внедрено в систему образования другой страны. Мы ожидаем результата до июня. Первым намечается выпуск книги "Мир интегральных схем" Вазгена Меликяна, которая разработана для российских школьников и других любознательных читателей в соавторстве с академиком РАН Юрием Чаплыгиным. Проект реализуется при поддержке Фонда Бортника", - сказал С.Чунгурян.