Последние новости

Чушь и следствие "кухонной историографии"

Слова Ильхама Алиева, что Ереван является " исторически азербайджанской землей" , интересны не только тем, что с научной точки зрения являются полной чушью. 

Главное другое – подобная маргинальная историография и мифология приводят порою к настоящим войнам, и в истории много тому примеров. В том числе на пространстве бывшего СССР, пишет издание "Взгляд".

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна должна " не забывать о своих исторических землях"  и вернуть Ереван. Он отметил, что " это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче (Зангезур – это Сюникская, то есть восточная и северо-восточная область Армении, а Гейче – это озеро Севан – прим. ВЗГЛЯД)" .

Он заявил, что это " должен знать весь мир" . Сейчас, отметил Алиев, в Азербайджане пишутся " солидные научные работы, снимаются фильмы, организовываются выставки"  о связи Азербайджана с его историческими землями. " В предстоящие годы мы должны быть более активными в этом вопросе и проводить в различных регионах мира презентации и выставки. Потому что Ереван – это наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти земли" , – подчеркнул Алиев. По его словам, именно это является политической и стратегической целью Баку, к которой власти страны должны поэтапно приближаться.

Эти заявления президент Азербайджана сделал в Баку на VI съезде правящей партии " Ени Азербайджан"  (" Новый Азербайджан" ), выдвинувшей его кандидатом на четвертый президентский срок.

В Ереване эти заявления вызвали закономерно резкую реакцию. МИД Армении обвинил руководство Азербайджана в расизме. " Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении... в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку" , – сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. А вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил: " В XXI веке президент одной страны выступает с территориальными претензиями в отношении другой страны" . " Вместо того, чтобы выступать с подобными заявлениями, Алиев мог бы ознакомиться со словами своего отца (бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева – прим. ВЗГЛЯД) о том, что азербайджанцы с турками – одна нация, два государства, – сказал Шармазанов. – Откройте все энциклопедии, посмотрите, откуда пришли тюркские племена – из Средней Азии и Алтая. А что такое историческая Армения? На востоке до границы стыка рек Аракс и Карс – историческая Армения" .

Понятно, что такое громкое заявление сделано Ильхамом Алиевым в преддверии президентских выборов в Азербайджане, назначенных на апрель текущего года.

В целом оно не слишком далеко ушло от привычной для всего Закавказья риторики " кухонной историографии" , которую практически все действующие в регионе силы используют в своих целях уже несколько десятилетий, а то и заметно дольше.

С практической точки зрения это, конечно же, заявление исключительно для внутреннего пользования. Ни к каким практическим последствиям в ближайшем будущем слова Ильхама Алиева не приведут. Обострения конфликта в Нагорном Карабахе или вокруг него ждать не следует. Но столь громкое формулирование таких амбициозных военно-политических задач первым лицом страны все же достойно рассмотрения.

"Кухонная историография"  – ненаучные попытки либо искусственно " удлинить"  свою историю, либо " прирезать"  себе территории, прошлое влияние и придумать некие " знаковые"  (обычно очень доблестные, мужественные и добронравственные) черты национального характера – была всегда и будет вечно. Страдают этим многие народы, в том числе и " старые"  (вспомним Велесову книгу, " новое летосчисление"  Фоменко и Аркаим впридачу), но особенно те, у которых не было сложившейся исторической школы и массового образования советского типа. Отсутствие фундаментальных знаний подменяется массовой культурой и этногенетическими мифами.

Так, некоторые очень нервные народы российского Северного Кавказа искренне убеждены в том, что они прямые потомки то ли шумеров, то ли вавилонян напополам с аланами и готами.

И это, с их точки зрения, хорошо и полезно в быту. Напрямую это никак на современной жизни не сказывается, но порождает нездоровые иллюзии о своем месте в истории, ксенофобию и бытовой расизм. На практике, увы, очень часто – и мы это наблюдаем со второй половины 80-х годов – такие, казалось бы, чисто маргинальные рассуждения очень небольшого числа недоучек приводили к вполне горячим войнам и трансформации бытового поведения, а также ксенофобскому отношению к другим народам. Ибо глупость – такой же источник человеческих бед и несчастий, как и злая воля.

И в Чечне, и в Ингушетии продуцированием этногенетических и исторических мифов заняты в основном люди совсем уж маргинальные. Но в Баку на эту борьбу мобилизованы академические ученые и целые научные институты – тут Ильхам Алиев сказал абсолютную правду. И если Рамзан Кадыров своих местных " мыслителей"  одергивает, когда они совсем уж заговариваются, то в Баку организация научных работ, выставок и фильмов – целая пропагандистская система, на которую не жалеют ни денег, ни иных средств, ни связей.

В соседней Грузии такая " историческая" , " этнографическая"  и " лингвистическая"  научная работа поощрялась все советское время. И громыхнуло в конце 80-х, когда лозунг " Сакартвело картвелебиствис!"  – " Грузия для грузин!"  – не только стал государственной идеей при президенте Звиаде Гамсахурдии, но и широко укоренился в массах, упав на подготовленную местным школьным образованием почву.

В Азербайджане стали наверстывать упущенное уже в постсоветское время, когда после унизительного военного поражения потребовалось формировать государствообразующие и реваншистские идеи и символы. Пройдя через заигрывание с древней Кавказской Албанией и этими самыми древними албанами, которые, видимо, все-таки были не тюрки, а протоиранцы, азербайджанская историография принялась просто брать историю с потолка. Или немного ее зачищать и править, что и случилось, например, сейчас с Иреванским ханством и Зангезуром.

Спорить с кухонной исторической и этногенетической мифологией бесполезно. В конце 80-х и начале 90-х серьезные академические ученые еще искренне пытались затевать как бы научные дискуссии в ответ на очередное " открытие местных ученых" , но всех ждало разочарование. Мифы создаются не для того, чтобы их подтверждали или опровергали фактами.

А масштаб информационного вброса может быть гигантским. В той же Ингушетии в конце 80-х выходило в месяц до десятка брошюр с разнообразными безграмотными интерпретациями истории. Например, был такой древнешумерский город-государство Лагаш (сейчас это развалины в Ираке невдалеке от Басры). В нем, как везде у шумеров, были храмы-зиккураты ступенчатой постройки. Так – ступеньками – строить удобней было на тогдашнем уровне примитивных строительных технологий. По-ингушски лагIаш значит во множественном числе " ступени" . Все, приплыли: ингуши, следовательно, прямые потомки шумеров.

Но тот романтический период, когда сотнями публиковались псевдонаучные изыскания на тему " кто тут самый древний, самый умный и был тысячу лет назад самый сильный" , все-таки прошел. Сейчас в большинстве своем кухонная историография и лингвистика уже удел маргиналов. Но в Азербайджане все это превратилось в мощный пропагандистский инструмент. В несколько уменьшенном виде нечто подобное происходит в ряде среднеазиатских республик.

И то, что сейчас Ильхам Алиев говорит с трибуны партийного съезда, через пару лет наверняка воплотится в " солидные научные труды, презентации, выставки и фильмы" . И в целом это очень печально. Еще не было в мировой истории случая, чтобы подобное массированное использование кухонных исторических мифов породило что-то хорошее.

Перед Второй мировой войной, например, в Югославии, тогда Королевстве сербов, хорватов и словенцев, с помощью нескольких " просветительских"  обществ среди хорватов распространялась идея о не славянском происхождении народа, а некоем древнеиранском (опять аланы!) племени horovati, которое просто случайно перешло на славянский язык. Это Гитлеру очень понравилось и было одним из аргументов при создании марионеточного хорватского государства со всеми известными последствиями. Вроде как не унтерменши в союзниках, а свои, братья-арийцы.

Так что маргинальная историография далеко не так безобидна, как могут подумать люди с нормальным советским школьным образованием. Всеможетбытьоченьплохо, передаетНовости-Армения.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АЗЕРПРОП ПРОТИВ БРЕНДА "АРАРАТ"
      2023-12-27 10:28

      Азербайджанское государство в лице Ильхама Алиева – выпускника МГИМО постоянно развивает и внедряет всё новые цели провокаций в информационной борьбе против Армении. Чаще всего она идёт в ракурсе фальсификаций истории. Азерагитпроп на этот раз решил направить свои силы против самого известного армянского бренда в России и в мире – армянского коньяка, включая его легендарный символ – гору Арарат. Баку начал производить «азербайджанский» коньяк «Агрыдаг» (турецкое название горы Арарат).

    • ШТРИХИ К ИСТЕРИИ
      2023-02-11 10:22

      "Армения обречена на решительные шаги"? "Агрессия 13 сентября была зафиксирована по 7 направлениям, где дислоцировались российские военные. Причем, имел место сговор с азербайджанскими агрессорами по поводу передачи разведданных", - заявил на днях в эфире одного из телеканалов режима заместитель председателя партии "Во имя республики" Рубен Меграбян. Лидером партии является широко известный в русофобских кругах ранее осужденный за незаконное уклонение от службы в армии Арман Бабаджанян. 

    • АЗЕРПРОП В ТРИФОНОВОМ КАФТАНЕ
      2022-09-29 10:14

      Евгений Трифонов как ретранслятор бакинского политического заказа Именующийся политологом Евгений Трифонов пишет решительно обо всём: русских староверах, Средней Азии, восстании на Алтае. А также об Иране, Закавказье, Прибалтике, Чили, Аргентине, казаках…

    • БРЕДНИ ЗАВЕНОВИЧА
      2022-07-13 09:56

      О параллельном мире, в котором живет себе поживает лидер «Европейской партии» Тигран Хзмалян, одной из внепарламентских партий с которыми постоянно консультируется Пашинян, уже говорили. Но, оказывается, Хзмалян, полагающий, что Армения и Украина являются сегодня центрами мировой политики, не только не одинок в своих грезах, но есть в Армении деятели, по сравнению с которыми наш «европеец» просто великий прагматик. Недавно довелось слушать на одном известном телеканале Арама Завеновича Саркисяна, лидера партии «Республика».