"ВЕТЕР ВРЕМЕН ЗАМЕТЕТ И МОИ СЛЕДЫ..."
Строчка печальная и совсем не в струю, не в тему. Потому что ее автору, многолетнему (1996-2018 гг.) председателю Конституционного суда РА Гагику АРУТЮНЯНУ исполнилось 70 лет. Выведенная в заголовок строка, написанная в свое время юбиляром, характеризует его с другой стороны. Оказывается, кроме права, он отдает дань и поэзии, является автором двух сборников: "Азбука для всех" и "В начале был... конец"
ГАГИК ГАРУШЕВИЧ ПРИНАДЛЕЖИТ К ТЕМ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕМНОГОЧИСЛЕННЫМ УПРАВЛЕНЦАМ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ, чей опыт и знания были востребованы в период прихода к власти людей, весьма далеких в своем большинстве от навыков управления государством. Чем это обернулось, мы на себе испытали. Но опять-таки не станем отвлекаться от темы, а попытаемся обобщить, подытожить представление о человеке, 22 года возглавлявшем один и важнейших институтов страны в годы построения независимости.
Впрочем, за это время о деятельности Конституционного суда было написано немало, в том числе и автором строк, чей стаж в освещении заседаний КС составляет те же 22 года. И от написанного в свое время (с плюсом и минусом) я не отказываюсь. Это часть нашей истории, часть пути, пройденного Конституционным судом, одной из немногих инстанций, которая развивалась и прогрессировала по мере становления. Этот процесс изнутри 17 лет наблюдал журналист и писатель, пресс-секретарь КС Ованес Папикян, издавший на днях книгу "Личность и ее время", посвященную 70-летию Г.Г.Арутюняна.
В книге нет традиционного, хронологического изложения биографии и этапов деятельности. Однако главные посты, занимаемые Г.Арутюняном, указаны. И одно только их перечисление свидетельствует о месте и роли экономиста, а позже правоведа при переходе к независимости. Арутюнян после окончания ЕГУ, аспирантуры, преподавания становится в 1987 году заведующим социально-экономическим отделом ЦК КП Армении. В 1990-м избирается депутатом Верховного Совета и заместителем председателя ВС Армении. В 1991 году - вице-президентом РА. Около полугода, до июля 1992, исполняет также обязанности премьер-министра. А 6 февраля 1996 года он назначается председателем Конституционного суда РА.
Занимая до 6 февраля высокие посты, Гагик Арутюнян, несмотря на сложнейшие задачи первых лет независимости, тем не менее имел уже опыт решения хозяйственных и политических проблем. Создаваемый на пустом месте Конституционный суд был неизведанной сферой, тем более, для экономиста, и многим казалось, что руководитель новой структуры с делом не справится. Время показало, что скептики ошибались, хотя, конечно, на дистанции в два с лишним десятка лет не все складывалось гладко.
Папикян приводит в своей книге впечатляющий послужной список Гагика Арутюняна, с титулами и регалиями, перечисляет сделанное им. Выделим лишь некоторые моменты.
ВСТУПАЯ В НОВУЮ ДЛЯ СЕБЯ ОБЛАСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ, АРУТЮНЯН осознавал, что следует глубоко изучить все сделанное в этом направлении в различных странах. Чтобы иметь представление о международном опыте и при необходимости, не изобретая велосипеда, использовать его в нашей действительности. В 1999 году Арутюнян в соавторстве с профессором Арне Мавчичем (Словения) издал книгу "Конституционное правосудие и его развитие в современном мире". В ней был обобщен опыт 108 стран. Причем Мавчич написал раздел, касающийся африканских и азиатских стран. Гораздо большую часть работы выполнил Арутюнян. Вышедшая на английском языке книга была направлена в конституционные суды всех стран, многие авторитетные университеты мира приглашали Арутюняна для прочтения курса лекций, а материал самой монографии стал темой докторской диссертации, успешно защищенной Г.Арутюняном в Москве.
2000 год. КС РА становится полноправным членом Международной конференции конституционных судов европейских стран. И это при условии, что Армения еще не была членом Совета Европы. Более того, Армения предлагает тему для очередного форума организации, и две трети участников поддерживают предложение, признавая тем самым авторитет своего нового коллеги.
За 22 года работы Гагик Арутюнян организовал в Армении 22 международные конференции. Ереван стал постоянным местом встреч крупнейших специалистов конституционного права. Среди них были руководители Венецианской комиссии, ЕСПЧ, конституционных судов и советов многих стран. Они обсуждали как актуальные, так и вечные темы: верховенство права, непосредственное действие Конституции, права человека, механизмы преодоления конституционных конфликтов и многое другое. Ереванские встречи стали еще одним свидетельством международного признания плодотворной деятельности Г.Арутюняна и его коллег.
Параллельно организационной работе Г.Арутюнян продолжал заниматься научной деятельностью. Десятки монографий, сотни статей, выступлений. Все это осуществлялось в напряженном режиме заседаний КС РА, которому нередко приходилось решать вопросы на стыке права и политики.
В книге О.Папикяна повествуется и о многих других идеях, инициированных и реализованных Арутюняном. Это и ежегодные школьные олимпиады под девизом "Конституция и культура". Они способствуют изучению права, формированию гражданского общества, а многие победители форумов в дальнейшем избирают профессию юриста. Г.Арутюнян основал Международный аналитический центр "Конституционная культура". Международный, потому что в работе этой организации участвует множество авторитетных зарубежных структур. Появление этого центра-фонда на презентации в Страсбурге приветствовали генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд, председатель Венецианской комиссии Д.Букикио, зампредседателя ЕСПЧ А.Шайо, видные юристы и дипломаты. Они особо подчеркивали заслуги Г.Арутюняна, одного из 10 членов бюро Всемирного конгресса конституционного правосудия, который объединяет 125 стран.
ИЗ КНИГ, ИЗДАННЫХ ЗА АВТОРСТВОМ ИЛИ ПО ИНИЦИАТИВЕ ГАГИКА АРУТЮНЯНА, следует выделить "Ворогайт парац" ("Западня тщеславия"). Это первая армянская Конституция, написанная в Калькутте отцом и сыном, Шаамиром и Акопом Шаамирянами в 1773 году. Американская Конституция была принята через 14 лет. Выдающиеся сыны своего времени писали Основной Закон, надеясь, что Армения в обозримом будущем обретет независимость. Мечте этой суждено было сбыться через полтора века. Однако многие положения исторического документа, впервые переведенного с грабара на ашхарабар, не потеряли своей актуальности, как, скажем: "Никто не должен иметь права властвовать над людьми, кроме закона".
Десятилетия жесткого графика работы с законом сушат людей, вырабатывают у многих педантизм, отражаются на коммуникабельности. Судя по книге Папикяна, во всей своей взрослой жизни Арутюнян находил отдушину прежде всего в родном селе Гехашен близ Еревана. Он приезжал навестить родных, подняться в горы по тропинкам детства. Беседы с родителями, Гарушем и Ахавни, воспитавшими 7 дочерей и 2 сыновей, отвлекали от напряженных будней, а отцовская страсть к пчеловодству передалась и сыну. "Пчелы - это не группа насекомых, а совершенное общество, живущее по своим правилам, где каждый делает то, что умеет делать", - считает Г.Арутюнян. Не станем искать подтекста в этой мысли философствующего пчеловода. Кстати, 2018 год ООН объявила Годом пчелы, и Арутюнян собирается провести семинар на эту тему, организовать в Гехашене Музей пчелы, для которого уже собрано множество экспонатов. А еще написать сценарий документального фильма. Если, конечно, сумеет выкроить время.
В книге Папикяна отведено немалое место людям, с которыми делил и делит свое время Гагик Арутюнян. Среди них - Католикос Вазген I, Сос Саркисян, Перч Зейтунцян, Владимир Мовсисян и другие выдающиеся деятели различных сфер. Особый интерес представляет многостраничный диалог правоведа с художником Рудольфом Хачатряном, в котором собеседники обмениваются мыслями о вечном и прекрасном.
Как уже отмечалось, Гагик Гарушевич пишет стихи и делает это на профессиональном уровне, иначе наверняка не стал бы издавать. Вот одно из стихотворений, угодившее в заголовок статьи.
Ветер времен
заметет и мои следы.
И сотрется из памяти
выпавшая на мою долю
строка истории.
Забудется море переживаний,
волнений нашего времени,
скопившихся в моем страдании.
И может быть покажется,
что меня не было
или я не пытался очистить
от скверны это время.
Здесь позволю себе не согласиться с чересчур критической оценкой автора. С возрастом мы постепенно осознаем, что не только политика, но и вообще жизнь каждого из нас - это искусство возможного. К своему 70-летию Гагик Гарушевич Арутюнян подошел с таким багажом, о котором мечтало бы подавляющее большинство его сверстников, не сумевших достойно пройти испытание властью. Арутюнян прошел испытание и по мере сил стремился "очистить от скверны это время". На новом ответственном посту у него есть возможность еще многое сделать. Учитывая огромный накопленный опыт и умение правильно распорядиться временем, Арутюнян еще многое должен успеть, и времени придется адекватно оценить сделанное личностью.
-
МИХАИЛ П. 23-Мар-2018Первый раз о Гагике Арутюняне, как юриста Европейского масштаба, узнал от моего приятеля из Баварии, доктора Полежала. Мой приятель считал Гагика Арутюняна ведущим специалистом конституционного права и правосудий в Европе. Переезжая в Армению, уже имел сформированное мнение об этом человеке, но порой мое мнение колебался, то в минусы, то в плюсы. Не скрываю мне очень волновал его последние признание, что «он служил своему народу и национального государству, но не властям». Сегодня читая его стихи, согласился с ним, что перед историей ему придется отдаляться от той скверны в среде, которой он жил, но служил своему народу.Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-12 10:39
Сурен Фридрихович Саркисян поздравляет Арама Гаспаровича Саркисяна с 75-летием и желает ему крепкого здоровья и долгих лет жизни во благо армянского народа.
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.